Карт меньше, ума больше

79
Тенденции. Рынок пластика переживает рекордное замедление темпов роста с 2001 года. Зато россияне стали активнее использовать карты как платежный инструмент.
По данным ЦБ, российские банки значительно притормозили эмиссию пластиковых карт. В третьем квартале, подсчитал регулятор, было выпущено пластика в два с половиной раза меньше, чем во втором – 4,2 млн против 10,9 млн. Общий прирост в третьем квартале составил лишь 4,5% (до 96,2 млн), тогда как по итогам второго –13,4%, (до 92,1 млн). Снижение темпов стало рекордным – ни разу с 2001 года, в котором ЦБ начал публиковать подобную статистику, динамика роста эмиссии еще не была такой скромной. В среднем рынок рос на 9,5% в квартал.

«Российские банки стали смещать акценты, осознав, что простое наращивание портфеля – не самоцель. Теперь задача для многих – добиться более активного использования карт россиянами», – считает глава российского представительства MasterCard Андрей Королев. «Снижение темпов эмиссии – показатель постепенного насыщения рынка платежных карт, по крайней мере в самых активных регионах России – Москве и Санкт-Петербурге», – добавляет зампред банка «Авангард» Валерий Торхов. Выводы эксперта подтверждают и сведения ЦБ: в третьем квартале рост эмиссии карт в Москве и Московской области составлял 2,4%, тогда как во втором – 21,6%.

В глубинке же, по причине неразвитости инфраструктуры, граждане не слишком стремятся становиться карточными держателями. «Соответственно, и банки в области эмиссии карт пока проявляют в регионах гораздо меньше активности, чем в Москве и Питере», – говорит операционный директор ТКС-банка Георгий Чесаков. Косвенно на снижение динамики мог повлиять и кризис ликвидности: многие банки в условиях нехватки средств выдают ссуды далеко не так активно, как раньше. Отражается это и на рынке кредиток. С другой стороны, кредитные карты пока занимают в общем объеме выпущенного пластика по разным оценкам лишь 10–20%.

Сообщил регулятор и о позитивных тенденциях: итоги третьего квартала подтверждают перелом в отношении россиян к пластику – все больше граждан начинают рассматривать его как платежный инструмент. Так, если в 2005–2006 годах на расчеты в магазинах приходилось 6% от общего объема операций по картам (оставшиеся 94% – на снятие наличных), то во втором и третьем кварталах текущего года «безналичный» показатель вырос до 7%.

«ЦБ аккумулирует сведения по всему сегменту банковских карт, в котором превалирует пластик, выпущенный в рамках зарплатных проектов. Поэтому рост в 1 процентный пункт – это заметный шаг в развитии рынка», – радуется Валерий Торхов. При этом если в 2006 году общий объем средств, снимаемых в банкоматах, увеличивался в среднем на 11% в квартал, а сумма, на которую граждане совершили безналичные транзакции, росла на 12%, то в третьем квартале 2007 года эти показатели составили 9 и 17% соответственно.

Рост популярности безналичных расчетов свидетельствует о повышении финансовой грамотности россиян. Многие осознают, что нет особенной необходимости, получив зарплату на карту, бежать к банкомату и снимать разом всю сумму. А делать эту операцию, оформив кредитную карту, попросту глупо: придется заплатить комиссию, которая обычно составляет 0,5–3% от обналичиваемой суммы. К тому же проценты с первого же дня будут начисляться на весь исчерпанный лимит.

Банки, в свою очередь, также пытаются стимулировать безналичные расчеты. К примеру, проводят акции, в рамках которых клиентам возвращается часть денег, потраченных при покупке с помощью кредитной карты товаров или оплате услуг. «7%, которые приходятся на безналичную оплату, – это пока цветочки», – сходятся во мнении собеседники «Ф.». Ведь в целом рынку пластиковых карт в России еще расти и расти – развивалась бы только инфраструктура. Сейчас на одного россиянина приходится менее одной карты, тогда как в среднем на одного европейца – три карты, на американца – пять.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль