Почему на «жизни» много не заработать

50
Проблема. Россияне не спешат вкладывать свободные деньги в «длинные» страховые продукты, так как они менее привлекательны, чем другие инструменты для инвестиций. Что может изменить ситуацию?
Страховщики уверены: Россию ждет бум страхования жизни – об этом свидетельствует и пример экономически развитых стран, и недавний опыт Восточной Европы. Неблагоприятные российские условия и, мягко говоря, ограниченный спрос мало кого смущают – на наш рынок один за другим тянутся европейские и американ­ские компании, накопившие солидный опыт в этой сфере.

В ожидании спроса. Чем же так хороша «жизнь», и почему эта услуга должна будет пользоваться спросом у россиян? На Западе долгосрочное страхование жизни (ДСЖ) является одним из наиболее популярных среди населения инструментов накопления, опережая банковские продукты. Страховщики, в отличие от иных финансовых институтов, позволяют в буквальном смысле планировать будущее, в том числе и отдаленное: типичный договор заключается на 15–20 лет, в отдельных случаях – пожизненно. И на весь этот срок компания гарантирует определенную фиксированную доходность ваших вложений, хотя и не слишком высокую. Для того, кто не чувствует себя уверенно в роли частного инвестора, эта схема прекрасно подходит для накопления нужной суммы к заданному сроку, или, например, для обеспечения дополнительной пенсии. А опции в виде страховки на случай смерти или увечья дают клиенту гарантию, что он или его близкие не окажутся в нужде в случае форс-мажорных обстоятельств.

Естественно, долгосрочный характер отношений подразумевает, что потребитель не сомневается в стабильности компании, которой он поручил заботу о своем благополучии. На Западе с этим проблем нет: стаж работы ряда крупнейших страховщиков перевалил за столетие, под их управлением находятся сотни миллиардов долларов. В большинстве развитых стран государство стремится переложить на плечи граждан и работодателей заботу о том, что принято называть социальным страхованием и обеспечением. Взносы по полисам ДСЖ освобождаются от части налогов – «думать о завтрашнем дне» оказывается выгоднее, чем инвестировать в сегодняшний. В России пока все наоборот: доверия к страховщикам мало (еще свежи в памяти обесценившиеся в 1991 году полисы «Госстраха»), а государственного стимулирования нет совсем. Поскольку страхование жизни активно использовалось для различных схем уклонения от налогов, государство по­старалось сделать его невыгодным. И хотя у людей появились свободные деньги, они не спешат вкладывать их в «длинные» страховые продукты.

Отдельная проблема – репутация отечественных страховщиков. Уровень доверия к ним достаточен для того, чтобы застраховать на один год машину или дом, но попробуйте убедить клиента вносить деньги на протяжении 20 лет в обмен на обещания счастливой старости! Вероятно, с этой задачей будет проще справиться иностранным компаниям: мировой брэнд, солидный объем резервов и гарантии материнской компании способствуют формированию доверия. Это подтверждает и тот факт, что нынешним лидером российского ДСЖ является «дочка» американской AIG. На стороне иностранцев и другие преимущества: большой опыт создания продуктов, отработанные технологии.

Ниже доходность – больше гарантий. Что бы ни говорили агенты, нельзя отрицать очевидный факт: инвестиционная привлекательность полиса ощутимо ниже, чем, например, у банковского депозита или паев инвестиционных фондов. Норма доходности, которую страховщики закладывают в расчет тарифов, обычно не превышает 3–5% годовых в валюте. Это объяснимо: доходность должна быть гарантирована на весь срок действия договора, а спрогнозировать условия, которые будут на финансовых рынках через 20–30 лет, невозможно. К тому же речь идет о так называемой технической доходности, которая влияет на размер страховой суммы опосредованно. Часть уплаченного вами взноса идет на покрытие рисков смерти и несчастного случая, которые обычно включены в пакет. Тарифы по дополнительным рискам варьируются в зависимости от пола, возраста и профессии застрахованного лица. Не забудем и про высокую агентскую комиссию, которая тоже заметно сказывается на общей доходности полиса. В расчетах учтены также накладные расходы страховой компании (аренда офиса, зарплата штатного персонала и т. д.) и ее прибыль. В итоге при определенных условиях по окончании срока дейст­вия договора вы сможете получить немного больше, чем внесли, но все-таки меньше, чем могли бы получить, инвестируя средства иным способом. В других условиях (относительно небольшой срок договора, ваш преклонный возраст и т. д.) сумма выплаты может не дотянуть до объема уплаченных вами взносов. А если вы, не дай бог, пожелаете разорвать договор в первые годы его действия, то точно окажетесь в убытке. Связано это со спецификой агентских продаж. Посредник получает вознаграждение, размер которого в среднем составляет около 20% от уплаченного клиентом взноса, причем выплачивается оно неравномерно. В первый год агент может получить 50–60% от уплаченных вами денег. Во второй и последующие годы эта доля становится значительно ниже. Таким образом компания стимулирует агентов заключать новые договоры, а не «паразитировать» на подписанных ранее. В итоге общий размер комиссионных в масштабах всего срока действия полиса оказывает не такое заметное влияние на размер страховой суммы. Но клиенты, решившие расторгнуть договор вскоре после подписания, оказываются в минусе.

Больше обещанного. Говоря о низкой доходности, справедливости ради отметим, что главная функция страхования все же заключается в том, чтобы защищать и гарантировать. Страховщики, будучи консервативными инвесторами, редко пользуются высокодоходными и высокорисковыми инструментами при размещении резервов. Некоторые компании пытаются повысить привлекательность полисов ДСЖ, разделяя понятия гарантированной и реальной доходности. Это значит, что даже при самом неблагоприятном раскладе норма доходности не может опускаться ниже той, которая заложена в расчет тарифов. Но если текущая ситуация позволяет страховщику инвестировать с большей выгодой, то клиент по окончании действия договора получит больше, чем ему было изначально обещано. Разница может оказаться достаточно существенной.

В развитых странах пошли еще дальше и разрешили привязывать стоимость полиса к стоимости паев. По сути, клиент получает возможность выбирать, как компания будет инвестировать уплаченные им взносы. Те, кто готовы рискнуть, могут получить более высокий доход, но должны быть готовы и к тому, что полис может «подешеветь». В России такая схема пока не разрешена законом, но участники рынка надеются, что со временем ситуация изменится, тогда страховщики смогут составить достойную конкуренцию банкам и ПИФам.

Повысить доходность ДСЖ можно также, продавая полисы напрямую, без участия агента. Такой подход стал очень популярным на Западе, где рынок зрелый, конкуренция крайне жесткая, а потребитель не сомневается в полезности страхования. Купить полис без помощи посредника можно через интернет, в отделении банка, или даже в специальной секции универмага. Перенести этот опыт на наш рынок сразу не удастся: большинство россиян сами ни за что не купят ДСЖ, а на уговоры агента, может, и поддадутся.

Несмотря на все сдерживающие факторы, спрос постепенно появляется. Объем «чистого» рынка ДСЖ ежегодно увеличивается на 40–50%. Одна из причин этого – проблемы государственного социального обеспечения. В таких вопросах, как пенсионное обеспечение, медицинское обслуживание, образование детей, россияне все больше полагаются на себя, вместо того чтобы ждать милости от государства.

Под лупой страховщика. В каких случаях стоит обратить внимание на программы ДСЖ? Только страховая компания сможет так распорядиться вашими деньгами, чтобы обеспечить пожизненные выплаты за фиксированную цену. Например, вы решили выйти на пенсию в возрасте 55 лет и хотите с этого момента до конца жизни получать ежемесячно по $500 в месяц. Для страховщика в этом нет ничего невозможного. На основании демографической статистики и данных о вашем состоянии здоровья он оценит, как бы цинично это ни звучало, предполагаемую продолжительность вашей жизни. Определив размер резерва, который необходимо накопить к 55 годам, компания рассчитает сумму ежемесячного взноса, который вы будете уплачивать в оставшиеся до пенсии годы. Причем, принимая на себя обязательство платить вам пожизненную пенсию, компания не прекратит выплаты в том случае, если вы проживете дольше, чем ожидалось. Дополнительные расходы компенсируются за счет тех клиентов, которые прожили меньше.

Следует также иметь в виду, что полис ДСЖ обычно является комплексным продуктом, защищающим интересы клиента сразу с нескольких сторон. Помимо дожития в полис обычно включаются риски смерти, инвалидности, утраты трудоспособности. За страхование на случай этих событий приходится платить, однако благодаря этому клиент уже с первого дня оказывается защищенным.

НЮАНСЫ: Чем дольше, тем лучше

Финансовые параметры договора ДСЖ выглядят более привлекательно при длительном сроке страхования.

За 20–30 лет даже при невысокой норме доходности сумма накоплений существенно возрастает за счет капитализации, а комиссионные и накладные расходы «растворяются» в ней. Поэтому рекомендовать заключение договора ДСЖ можно в первую очередь относительно молодым людям, задумывающимся о дополнительном пенсионном обеспечении или планирующим крупные траты в отдаленной перспективе (покупка жилья, оплата образования и т. д.). Скажем, сорокалетний мужчина, решивший выйти на пенсию в 60 лет, ежемесячно вносит в страховую компанию по $240. За 20 лет с учетом инвестиционного дохода накапливается $80 тыс. Эта сумма позволит ему получать пожизненную дополнительную пенсию в размере $500.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль