MBA из глубинки

72
Тенденция. Влияние столичных школ бизнеса простирается в основном на европейскую часть России. Чем ближе к центру, тем пассивнее регионы в плане образовательных инициатив.
Наиболее инертны территории, примыкающие к Московской области, – утверждает проректор по развитию сети Международного института менеджмента ЛИНК Михаил Григорьев. – Здесь происходит отток ресурсов, в том числе и управленческих, в Москву и Подмосковье. – Сколько-нибудь способные и активные люди уезжают в столицы, а те, кто остаются, – не клиенты бизнес-образования». Удаленность от федерального центра делает бизнес-школы перспективными и конкурентоспособными. «Наиболее активно развиваются Уральский регион, Поволжье, Сибирь, – говорит генеральный директор Российской ассоциации бизнес-образования Наталья Евтихиева. – Сначала туда активно ездили лекторы из столиц, теперь региональные школы бизнеса в состоянии «закрывать» практически все курсы своими профессиональными преподавателями. Это существенно, потому что дает возможность бизнесменам получать образование у себя в регионе».

Представители школ отмечают разнонаправленные, но положительные тенденции в отрасли. По словам директора Института бизнеса и делового администрирования (Саратов) Ольги Лавровой, бизнес-образование в Поволжье развивается в направлении программ краткосрочного и дистанционного обучения. Количество человек, проходящих семинары, тренинги, курсы, за два года выросло на 15%, в то время как интерес к программам профессиональной переподготовки и МВА остается стабильным: за три года количество слушателей увеличилось незначительно.

В Уральском регионе, наоборот, появляется все больше желающих учиться на долгосрочных образовательных курсах. Растет спрос и на МВА. Так, пермский Институт повышения квалификации – РМЦПК, за последние 4 года увеличил набор студентов на данные программы в четыре раза. Еще одну тенденцию отмечает исполнительный директор Урало-Сибирского института бизнеса (УСИБ) Ольга Дубовицкая: «Все больше внимания к получению степени MBA проявляют наемные менеджеры, по всей видимости, они начинают осознавать: высокая квалификация может сохранить им положение даже при смене собственника». Но пока только 9% российских обладателей дипломов магистра делового администрирования получают их в регионах.

Проблемные зоны. Как и столичные, региональные школы страдают от академизма преподавателей и закрытости бизнеса. Большинство региональных школ возникло и продолжает возникать на базе классических или технических университетов с их профессорско-преподавательским составом. «Педагога-теоретика сложнее научить практике, чем практика – теории, – уверяет Ольга Дубовицкая. – Практик обычно спокойнее относится к тому, что он чего-то не знает. А вот профессору, заведующему кафедрой и написавшему несколько книг, признать свою недостаточную информированность гораздо сложнее».

Профессиональному развитию преподавателей мешает гипертрофированная подозрительность российских компаний, которые не позволяют анализировать их деятельность и заимствовать для изучения кейсы. Для решения проблемы нехватки квалифицированных кадров шесть региональных бизнес-школ из Перми, Нижнего Новгорода (две школы), Екатеринбурга, Челябинска, и Ульяновска объединились в Межрегиональную ассоциацию преподавателей МВА (МАП). «Приглашать звезд из Москвы или Питера – дорого. Да и едут они только при наличии дружеских отношений с местным руководством. Поэтому, как правило, в провинцию направляется «второй эшелон», а преподаватели такого же уровня имеются и на местах, – рассказывает помощник президента МАП Виолетта Субботина. – Наша организация разрабатывает стандарты качества преподавания, проводит для своих членов мастер-классы».

Движению вперед мешает и консервативность руководителей компаний. Если начальство само не обладает степенью МВА, то не желает оплачивать его получение сотрудниками за счет фирмы. Препятствует и неразвитость самих компаний, несоответствие их уровня тем представлениям, которые дает МВА. Очень часто специалист с таким дипломом чувствует «профицит компетенций»: он просто не может найти фирму, в которой можно применить полученные знания.

Столичный интерес. Основная причина, по которой региональные бизнесмены выбирают местные школы, – невозможность отрыва от производства даже на период сессий. Кроме того, студенты проявляют лояльность к учебному заведению, где было получено первое образование, или нуждаются в приобретении связей в местном деловом сообществе. Стоимость программ MBA в регионах сопоставима с московскими, а иногда и «зашкаливает». По данным МАП, курс обучения в регионах по программам МВА обходится от 220 до 420 тыс. рублей. Отдельные школы требуют от своих учеников более значительных трат: так, УСИБ берет за Еxecutive МВА 780 тыс. рублей. Для сравнения: согласно исследованию Begin, 54% московских бизнес-студентов учатся за 300–400 тыс. рублей, и только 4% платят больше 500 тыс. рублей.

Теоретически региональный рынок представляет интерес для столичных представителей, однако они не спешат осваивать новые территории. «Платежеспособный спрос – это только одно из двух обязательных условий для создания регионального проекта, – поясняет руководитель центра маркетинга и PR московского Института делового администрирования и бизнеса Финансовой академии Сергей Расторгуев. – Помимо этого должно быть налажено сотрудничество московской школы с ведущим региональным вузом. И здесь весьма непросто достигнуть договоренности в таких вопросах, как ответственность за набор слушателей, передача учебно-методического обеспечения с соблюдением авторских прав, командировки преподавателей, выдача дипломов, стажировки, аккредитация». Организационные трудности, как правило, неподъемны для столичных школ: без потери качества многие из них готовы предложить своим региональным слушателям лишь модульный (очно-заочный) вариант учебы с несколькими сессиями в год.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль