Работа по проводам

65
Обзор. Российские банки постепенно отказываются от собственных разработок в пользу типовых решений. Достойную конкуренцию российским поставщикам оказывают западные вендоры.
На российском рынке нет недостатка в системах автоматизации банковской деятельности. Широко представлены решения, облегчающие работу клиентских подразделений, системы сопряжения с карточным процессингом, банкоматами и торговыми терминалами. Можно вспомнить, что кредитные учреждения по-прежнему заинтересованы в создании хранилищ данных – накопление финансовой информации происходит лавинообразно.

Банки активно занимаются вопросами оптимизации своей управленческой деятельности, контроля над расходами и доходами, поэтому интересуются системами бюджетного планирования, управленческого учета, повышения эффективности, управления рисками, скорингом. «На рынке появляется все больше интеграционных решений на базе мощных информационных платформ. Ключевая характеристика кредитно-финансового сектора – укрупнение банков, требующее внедрения надежного информационно-технологического обеспечения. В соответствии с этим сейчас происходит качественный и количественный рост IT-рынка: системы становятся сложнее, намного более производительными, комплексными, более гибкими», – говорит Андрей Фомичев, директор дирекции по работе с финансовыми институтами Центра финансовых технологий.

Схема формы. В настоящий момент можно говорить о начале тренда перехода банков на АБС (автоматизированные банковские системы) с сервисно-ориентированной архитектурой взаимодействия приложений, позволяющей быстро «конструировать» и перестраивать сквозные бизнес-процессы. Соответственно, улучшается взаимодействие обеспечивающих их автоматизированных систем. Выход финансовых организаций на массовый рынок – основной драйвер, определяющий развитие сектора. Они уже ведут агрессивную конкуренцию за массового потребителя. Ужесточаются правила игры: появилось требование раскрывать эффективную процентную ставку, растут риски и стоимость привлечения средств. Для успеха на массовом рынке необходимо, во-первых, находиться максимально близко к клиенту, то есть обладать широкой сетью филиалов и представительств, как правило, образованную из большого количества ранее независимых региональных финансовых организаций со своим парком информационных систем. Во-вторых, уметь выводить на рынок, причем не в одном филиале, а по всем регионам присутствия, новые сложные услуги по конкурентоспособной цене и в сжатые сроки.

Разнообразие информационных систем, помноженное на «зоопарк» однотипных решений, используемых различными филиалами, резко усложняет задачу обеспечения взаимодействия в режиме онлайн, что необходимо для организации сквозных бизнес-процессов предоставления услуг. При использовании традиционного подхода, временные и финансовые затраты на интеграцию сказываются на себестоимости ее предоставления и сроках вывода на рынок. В результате возможность гибкой интеграции информационных систем становится одним из ключевых конкурентных преимуществ.

Оптимальный подход к решению задачи – переход на SOA-архитектуру. Она, в отличие от многих традиционных моделей, нацелена на поддержку не программы, а процесса. В сервисно-ориентированной архитектуре изначально заложена возможность гибкого изменения и развития IT-подсистем банка и связей между ними, а главное – самих бизнеспроцессов, работающих на основе этих подсистем. Обеспечив себе такие возможности, банк сможет рассчитывать на стабильную работу IT-инфраструктуры, следовательно, и на устойчивость бизнеса в долгосрочной перспективе.

Долгосрочная стратегия. Одно из ключевых требований к АБС – способность адекватно отвечать выбранной стратегии развития на ближайшие 5–6 лет. Неплохой вариант – централизованная, высокопроизводительная АБС, имеющая модульную открытую архитектуру, удобные средства для разработки и настройки новых банковских продуктов. «Резкое увеличение объемов обрабатываемой информации привело к ужесточению требований банков к централизованным системам учета. Сегодня у крупнейших российских банков появилась потребность в обработке в рамках единой централизованной системы сотен тысяч документов, в обслуживании миллионов счетов при тысяче пользователейв сотнях филиалах», – размышляет Андрей Фомичев.

Запросы банков трансформируются под влиянием изменений на рынке банковских услуг и смещения акцентов в сторону массового рынка и предоставления новых финансовых услуг. Применительно к АБС это выражается в необходимости увеличения производительности систем, поскольку резко возросло количество транзакций и возможности их онлайн-интеграции с другими информационными системами банка. «Важен вопрос обеспечения удаленного или терминального доступа к АБС, поскольку развитие розничного бизнеса невозможно без обширной сети филиалов и отделений», – говорит Руслан Демидов, директор центра интеграции приложений BCC Company.

Запрос без потребности. Банк-заказчик редко четко формулирует свои требования. «Если говорить о крупных коммерческих и государственных банках, то первоначальные требования от последующих отличаются очень сильно – от 30 до 50% требуемых доработок осуществляется сверх оговоренного вначале списка», – рассказывает Юрий Терехин, директор департамента финансовых институтов компании «Форс – Центр разработки». По его мнению, тому есть четыре причины. Во-первых, специалисты банка не всегда прорабатывают проект как следует: фиксируются только требования верхнего уровня, но не производится их декомпозиция на более детальные с учетом того, как все запросы вписываются во внутрибанковскую технологическую среду. «Заранее не определяется, из каких источников получать данные для системы, в каком они виде и состоянии. Не исследуется вопрос, к каким дополнительным требованиям с точки зрения функциональности системы это может привести», – говорит Юрий Терехин. Порой при внедрении в банках систем, осуществляющих обработку уже существующих первичных данных по сделкам, оказывается, что необходимая для работы информация либо отсутствует, либо находится в разрозненном виде. Возможны варианты, когда в данных много «мусора», и они требуют предварительной очистки, либо реализовать интерфейс к нужным источникам данных невозможно по соображениям безопасности. В результате приходится модифицировать систему с учетом вновь открывшихся обстоятельств.

Во-вторых, негативное воздействие оказывает недостаточное знание банком возможностей системы до начала проекта. Представители банка при проектировании потребностей на функциональность системы зачастую исходят из весьма приближенных представлений о ее реальных возможностях, сформированных после нескольких демонстраций. В результате заказчик требует от системы не то, что ему нужно на самом деле. Подобные ситуации часты при внедрении готовых систем – IT-компании стараются преувеличить возможности своего продукта, чтобы заключить контракт, а представители банки не уделяют должного внимания детальному знакомству с предлагаемым IT-решением. Например, при внедрениях систем отчетности для Центробанка зачастую оказывается, что клиент хотел получить полностью автоматизированное решение «под ключ», которое собирает необходимые данные и выдает полный набор отчетности ЦБ РФ, в то время как IT-компании предлагают системы, требующие дополнительного ручного ввода информации и окончательной «доводки» отчетов в Excel.

В-третьих, сказывается недостаточное знание компанией-поставщиком технологий работы, принятых в банке. На этапе первоначальной проработки проекта до его старта порой трудно получить исчерпывающую информацию, поскольку это требует со стороны банка как значительных временных и людских затрат, так и раскрытия конфиденциальной информации. Да и сама компания-поставщик зачастую не готова к издержкам, связанным с проведением анализа данных до начала проекта, не имея гарантий будущих денежных поступлений. В результате представления поставщика о технологиях банка не соответствуют действительности и приходится серьезно дорабатывать систему.

Другой пример: модуль «касса», разработанный для корпоративных банков, был внедрен в крупном банке, ориентированном на розницу. Финансовая организация удовлетворилась функциональностью решения, а вот скорость обслуживания клиентов с помощью этого модуля была крайне низкой. Пришлось доработать технологию работы с модулем, ввести новые роли, сделать специальные экраны, чтобы реализовать регламент банка и добиться нужных временных характеристик.

В-четвертых, банк зачастую хочет получить больше, чем предполагалось изначально. «По мере ознакомления с функциональными возможностями системы и их успешного внедрения банк начинает осознавать, что мог бы перестроить часть своих регламентов так, чтобы повысить эффективность бизнеса. В результате система дорабатывается, чтобы поддержать обновленные регламенты», – говорит Юрий Терехин. Эти требования возникают уже в процессе внедрения системы, но банк тем или иным образом заставляет поставщика решения реализовать их. Например, перевод банковского документооборота с бумажной на электронную основу. При реализации выясняется, что бизнес-процессы для бумажного документооборота могут быть значительно усовершенствованы в применении их к электронным документам. После изменений, с началом опытной эксплуатации вместе с новыми возможностями обнаруживаются различные неудобства. Происходит очередная доработка системы.

Противостояние. Подавляющее число российских банков использует АБС от отечественных поставщиков. Тем не менее западные разработчики ПО проявляют серьезный интерес к этому рынку. Он объясняется стремительным развитием банковского бизнеса. «Приход на российский рынок автоматизации финансовых услуг крупнейших западных поставщиков, с одной стороны, является важным показателем его развития, с другой – говорит об ужесточении конкуренции и новых правилах игры», – размышляет Андрей Фомичев. Слабым местом иностранных систем остается их недостаточное соответствие нюансам российского законодательства. Отечественные разработки в большинстве своем «подтянулись» по таким важнейшим параметрам, как производительность, масштабируемость и функциональность.

КЛАССИФИКАЦИЯ: Виды систем для банков

Банковские системы классифицируются по разным принципам:

назначение – автоматизация различных бизнес-направлений;

тип – фронт-офисные и бэк-офисные решения;

особенности архитектуры – централизованная или модульная;

размер банка-клиента – малый, средний или крупный. По сегменту рынка, в который входит кредитное учреждение, определяются его типичные бизнес-потребности, возможности, общие принципы работы и, в конце концов, IT-стратегия.

АРХИТЕКТУРА: Ориентация на сервис

Все больше организаций, в том числе кредитных учреждений, переходят на SOA-архитектуру.

SOA, или service-oriented architecture, – это принцип организации IT-архитектуры и бизнес-функциональностей. Приложения выстраиваются не за счет создания новых сервисов, а глубокой интеграции имеющихся. Соответственно, все компоненты такой архитектуры можно разделить на три типа: поставщик, потребитель и реестр сервисов. При таком подходе к построению IT-инфраструктуры решение бизнес-задач требует меньших инвестиций и времени. Теряет значение язык программирования или программная платформа. Из разнородности компонентов вытекает основная проблема SOA – управление защитой информации.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль