Автолизинг: нелегкие объекты

71
Тенденция. В лизинг в России передаются более четверти всех новых корпоративных автомобилей – от легковушек до крупнотоннажных грузовых машин и дорогостоящей спецавтотехники.
Наибольшей популярностью пользуются грузовые автомобили общего назначения, прицепы, термоконтейнеры, автопогрузчики, строительная спецавтотехника. Среди легковых машин наибольший интерес лизингополучателей вызывают авто стоимостью $10–20 тыс. (42% в общем числе легкового транспорта).

Цифры. В 2006 году по данным ассоциации «Рослизинг» суммарный объем лизинговых сделок с автотранспортом (с учетом НДС) 39 компаний, принявших участие в исследовании, составил 44 млрд рублей ($1,6 млрд), превысив показатель 2005 года на 18,3 млрд рублей, или на 71%, а показатель 2004 года – почти в 4 раза.

Большую долю в стоимости всех лизинговых сделок с автотранспортом занимают договоры на поставку нелегковых автомобилей (около 60%), причем их удельный вес на протяжении трех лет остается почти неизменным. В категорию «Нелегковые автомобили» вошел как пассажирский транспорт (автобусы, микроавтобусы), так и грузовой (самосвалы, тягачи, автопоезда, погрузчики, прицепы). По стоимости доминируют сделки с автобусами и самосвалами (22,8% и 21,3% соответственно).

Около 27% сделок заключались в 2006 го­ду на передачу в лизинг легкового транспорта. Его доля по сравнению с 2005-м повысилась на 5%, но все же не достигла уровня 2004-го. Оставшаяся часть принадлежит лизинговым операциям со спецавтотехникой, причем их удельный вес несколько снизился по сравнению с показателями предыдущих лет (на 4%). В группе «Спецавтотранспорт» превалирует строительная и дорожно-строительная техника, а также транспорт для использования в сельском, лесном и коммунальном хозяйствах.

По числу автотранспорта, как и по стоимости, преобладают нелегковые автомобили (50%) – превалируют самосвалы, тягачи и автобусы. Доля легковых автомобилей в 2006-м составила 44,2%, что превысило показатель предыдущих лет приблизительно на 6%. В этой категории по численности преобладали автомобили стоимостью $10–20 тыс. (в 2004-м доминировали авто до $10 тыс.). Существенно вырос удельный вес дорогостоящего легкового автотранспорта от $20 тыс. до $100 тыс. руб. – приблизительно на 5% по каждой группе.

Лидеры и аутсайдеры. В тройку лидеров рейтинга вошли «Европлан» – универсальная лизинговая компания, «Камаз» – кэптивная структура, созданная при производителе транспортных средств, и «Каркаде», специализирующаяся на лизинге автотранспорта. В 2005 году «Европлан» находился на 4-м месте, а в 2006-м занял первое благодаря увеличению объема сделок с автотранспортом на 4,2 млрд рублей или почти в 2,5 раза. «Каркаде» в 2005 году тоже была лишь на 5-м месте, но, повысив свои показатели на 2,3 млрд рублей, или почти в 2 раза, в 2006-м году уже оказалась на 3-м. Но все же наибольший скачок показала компания «ФБ-лизинг»: с 32 места в 2005 году она поднялась на 12-е, улучшив свои показатели на 885,2 млн рублей, или почти в 23 раза за счет введения в свой порт­фель сделок с нелегковыми автомобилями и спецавтотехникой. «Скания Лизинг», наоборот, снизила свои позиции со 2-го на 5-е место. Но наибольшее падение продемонстрировала Петербургская лизинговая компания: с 3 места в 2005 году она упала на 26-е, снизив объем сделок с транспортом на 3,2 млрд рублей, или почти в 26 раз.

Проблемы. Рентабельность договоров лизинга в среднем составила 9% (минимум – 1%, максимум – 24%). На разницу в некоторой степени повлиял размер процентной ставки, под которую лизингодатели привлекали кредиты: в среднем 14% в рублях и 11% в долларах. Среднее удорожание предметов лизинга составило 12%.

Сегодня основная сложность, тормозящая развитие рынка лизинга автотранспорта, связана не столько с дефицитом автомобилей или недостаточно высокой информированностью потенциальных лизингополучателей. Проблема заключается в плохо отлаженной процедуре регистрации транспортного средства юридическими лицами в ГИБДД. Еще с советских времен она осталась аналогичной регистрации физическими лицами и несет массу трудностей, количество которых прямо пропорционально числу регистрируемых автомобилей. Также серьезным препятствием является отрицательная позиция налоговых органов относительно возврата и зачета лизинговым компаниям НДС, уплаченного поставщику. Вместе с тем наличие положительной для лизинговых компаний судебной практики по этому вопросу дает стимул продолжать работать и отстаивать свои права.

* Автор – аналитик «Рослизинга».

РЕГИОНЫ: Доля падает

По сравнению с 2004 годом доля Москвы снизилась с 25,8% до 4,3%, Петербурга – с 9,7% до 1,4%.

Никто не передавал в лизинг автотранспорт в ближнее и дальнее зарубежье, а также в Дальневосточный ФО, что, скорее всего, объясняется слишком большими расстояниями.

Автолизинг в федеральных округах

Федеральный округ%
Дальневосточный ФО0%
Северо-Западный ФО0,3%
Приволжский ФО7,5%
Сибирский ФО0,5%
Южный ФО3%
Уральский ФО4,2%
Москва4,3%
Санкт-Петербург1,4%
Центральный ФО (без Москвы)78,6%

Источник: «Рослизинг»

Спонсор проекта

Рейтинг лизинговых компаний*

КомпанияОбъем новых сделок, заключенных в 2006 году, тыс. рублей
1Европлан7 064 397
2ЛК Камаз5 779 912
3Каркаде4 856 379
4КРК-лизинг4 392 113
5Скания Лизинг4 359 017
6Номос-лизинг2 167 350
7Приволжская лизинговая компания1 901 657
8Авангард-лизинг1 448 788
9Стоун-XXI1 377 653
10ЛК ММБ1 211 161
11Грузомобиль-лизинг1 163 816
12ФБ-лизинг 925 215
13Югорская лизинговая компания858 722
14РМБ-лизинг776 128
15Группа финансовых технологий721 112
16Премьер-лизинг600 809
17Финстройлизинг594 648
18Московская лизинговая компания567 666
19Прогресс-Нева Лизинг402 304
20Волжанин398 642
21ВСП-лизинг289 310
22Инвест-связь-холдинг216 057
23Ярфинвест177 778
24Смарт Голд142 832
25Росевролизинг134 035
26Петербургская лизинговая компания126 286
27Технолизинг108 235
28Версус108 164
29Ладья77 219
30Верхневолжская лизинговая компания75 423
31Прогресс-лизинг Кострома68 646
32Дорожно-промышленный лизинг60 676
33Универсальный промышленный лизинг59 113
34ЦФМ50 432
35Экстролизинг49 316
36РТЭК47 825
37Первая лизинговая компания36 788
38Росбизнеслизинг31 045
39Титан-лизинг16 912

* По всем категориям автотранспорта.

Источник: «Рослизинг»

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль