Автолизинг: нелегкие объекты

64
Тенденция. В лизинг в России передаются более четверти всех новых корпоративных автомобилей – от легковушек до крупнотоннажных грузовых машин и дорогостоящей спецавтотехники.
Наибольшей популярностью пользуются грузовые автомобили общего назначения, прицепы, термоконтейнеры, автопогрузчики, строительная спецавтотехника. Среди легковых машин наибольший интерес лизингополучателей вызывают авто стоимостью $10–20 тыс. (42% в общем числе легкового транспорта).

Цифры. В 2006 году по данным ассоциации «Рослизинг» суммарный объем лизинговых сделок с автотранспортом (с учетом НДС) 39 компаний, принявших участие в исследовании, составил 44 млрд рублей ($1,6 млрд), превысив показатель 2005 года на 18,3 млрд рублей, или на 71%, а показатель 2004 года – почти в 4 раза.

Большую долю в стоимости всех лизинговых сделок с автотранспортом занимают договоры на поставку нелегковых автомобилей (около 60%), причем их удельный вес на протяжении трех лет остается почти неизменным. В категорию «Нелегковые автомобили» вошел как пассажирский транспорт (автобусы, микроавтобусы), так и грузовой (самосвалы, тягачи, автопоезда, погрузчики, прицепы). По стоимости доминируют сделки с автобусами и самосвалами (22,8% и 21,3% соответственно).

Около 27% сделок заключались в 2006 го­ду на передачу в лизинг легкового транспорта. Его доля по сравнению с 2005-м повысилась на 5%, но все же не достигла уровня 2004-го. Оставшаяся часть принадлежит лизинговым операциям со спецавтотехникой, причем их удельный вес несколько снизился по сравнению с показателями предыдущих лет (на 4%). В группе «Спецавтотранспорт» превалирует строительная и дорожно-строительная техника, а также транспорт для использования в сельском, лесном и коммунальном хозяйствах.

По числу автотранспорта, как и по стоимости, преобладают нелегковые автомобили (50%) – превалируют самосвалы, тягачи и автобусы. Доля легковых автомобилей в 2006-м составила 44,2%, что превысило показатель предыдущих лет приблизительно на 6%. В этой категории по численности преобладали автомобили стоимостью $10–20 тыс. (в 2004-м доминировали авто до $10 тыс.). Существенно вырос удельный вес дорогостоящего легкового автотранспорта от $20 тыс. до $100 тыс. руб. – приблизительно на 5% по каждой группе.

Лидеры и аутсайдеры. В тройку лидеров рейтинга вошли «Европлан» – универсальная лизинговая компания, «Камаз» – кэптивная структура, созданная при производителе транспортных средств, и «Каркаде», специализирующаяся на лизинге автотранспорта. В 2005 году «Европлан» находился на 4-м месте, а в 2006-м занял первое благодаря увеличению объема сделок с автотранспортом на 4,2 млрд рублей или почти в 2,5 раза. «Каркаде» в 2005 году тоже была лишь на 5-м месте, но, повысив свои показатели на 2,3 млрд рублей, или почти в 2 раза, в 2006-м году уже оказалась на 3-м. Но все же наибольший скачок показала компания «ФБ-лизинг»: с 32 места в 2005 году она поднялась на 12-е, улучшив свои показатели на 885,2 млн рублей, или почти в 23 раза за счет введения в свой порт­фель сделок с нелегковыми автомобилями и спецавтотехникой. «Скания Лизинг», наоборот, снизила свои позиции со 2-го на 5-е место. Но наибольшее падение продемонстрировала Петербургская лизинговая компания: с 3 места в 2005 году она упала на 26-е, снизив объем сделок с транспортом на 3,2 млрд рублей, или почти в 26 раз.

Проблемы. Рентабельность договоров лизинга в среднем составила 9% (минимум – 1%, максимум – 24%). На разницу в некоторой степени повлиял размер процентной ставки, под которую лизингодатели привлекали кредиты: в среднем 14% в рублях и 11% в долларах. Среднее удорожание предметов лизинга составило 12%.

Сегодня основная сложность, тормозящая развитие рынка лизинга автотранспорта, связана не столько с дефицитом автомобилей или недостаточно высокой информированностью потенциальных лизингополучателей. Проблема заключается в плохо отлаженной процедуре регистрации транспортного средства юридическими лицами в ГИБДД. Еще с советских времен она осталась аналогичной регистрации физическими лицами и несет массу трудностей, количество которых прямо пропорционально числу регистрируемых автомобилей. Также серьезным препятствием является отрицательная позиция налоговых органов относительно возврата и зачета лизинговым компаниям НДС, уплаченного поставщику. Вместе с тем наличие положительной для лизинговых компаний судебной практики по этому вопросу дает стимул продолжать работать и отстаивать свои права.

* Автор – аналитик «Рослизинга».

РЕГИОНЫ: Доля падает

По сравнению с 2004 годом доля Москвы снизилась с 25,8% до 4,3%, Петербурга – с 9,7% до 1,4%.

Никто не передавал в лизинг автотранспорт в ближнее и дальнее зарубежье, а также в Дальневосточный ФО, что, скорее всего, объясняется слишком большими расстояниями.

Автолизинг в федеральных округах

Федеральный округ%
Дальневосточный ФО0%
Северо-Западный ФО0,3%
Приволжский ФО7,5%
Сибирский ФО0,5%
Южный ФО3%
Уральский ФО4,2%
Москва4,3%
Санкт-Петербург1,4%
Центральный ФО (без Москвы)78,6%

Источник: «Рослизинг»

Спонсор проекта

Рейтинг лизинговых компаний*

КомпанияОбъем новых сделок, заключенных в 2006 году, тыс. рублей
1Европлан7 064 397
2ЛК Камаз5 779 912
3Каркаде4 856 379
4КРК-лизинг4 392 113
5Скания Лизинг4 359 017
6Номос-лизинг2 167 350
7Приволжская лизинговая компания1 901 657
8Авангард-лизинг1 448 788
9Стоун-XXI1 377 653
10ЛК ММБ1 211 161
11Грузомобиль-лизинг1 163 816
12ФБ-лизинг 925 215
13Югорская лизинговая компания858 722
14РМБ-лизинг776 128
15Группа финансовых технологий721 112
16Премьер-лизинг600 809
17Финстройлизинг594 648
18Московская лизинговая компания567 666
19Прогресс-Нева Лизинг402 304
20Волжанин398 642
21ВСП-лизинг289 310
22Инвест-связь-холдинг216 057
23Ярфинвест177 778
24Смарт Голд142 832
25Росевролизинг134 035
26Петербургская лизинговая компания126 286
27Технолизинг108 235
28Версус108 164
29Ладья77 219
30Верхневолжская лизинговая компания75 423
31Прогресс-лизинг Кострома68 646
32Дорожно-промышленный лизинг60 676
33Универсальный промышленный лизинг59 113
34ЦФМ50 432
35Экстролизинг49 316
36РТЭК47 825
37Первая лизинговая компания36 788
38Росбизнеслизинг31 045
39Титан-лизинг16 912

* По всем категориям автотранспорта.

Источник: «Рослизинг»

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль