Пионер-миллиардер

84
Головокружительная карьера молодого американского программиста доказывает одну житейскую истину: для умных деньги – средство, для дураков – цель.
Марка Сакерберга, похоже, не заботят материальные ценности. Он носит разношенные шлепанцы, живет в арендованной квартире с матрасом на полу, двумя стульями и столом. А в офис добирается пешком или едет на велосипеде. Трудно себе представить, но последние дней десять молодой программист находится в статусе неофициального долларового миллиардера.

Всего три года назад Марк Сакерберг с группой однокурсников запустил интернет-ресурс thefacebook.com. Изначальная цель проекта была весьма скромной – дать возможность студентам Гарвардского университета создавать свои странички с фотографиями и обмениваться информацией. Однако популярность сервиса росла лавинообразно – уже через несколько месяцев к нему присоединились многие другие университеты США и Канады. А к сентябрю 2006 года сайт открылся для всех желающих вне зависимости от возраста и социального статуса. На сегодняшний день Facebook является второй по величине социальной сетью в мире, число активных пользователей которой достигло 51 млн. На сайте ежедневно регистрируются 200 тысяч новых посетителей, при этом 60% из них проживают за пределами США.

Можно ли было предвидеть превращение локальной площадки для студентов в один из популярных сайтов в мире? Марк Сакерберг в интервью студенческой газете The Harvard Crimson признался, что не ставил перед собой глобальные цели и просто делал те проекты, которые казались интересными и нужными для него самого. Увлек молодого программиста и сам процесс: «Мне просто нравится заниматься этим. Приятно осознавать, что сайт работает и имеет успех».

При этом Марк Сакерберг отмечает, что руководствуется далеко не меркантильными соображениями: «Мы можем заработать кучу денег, но это не цель. Ведь кто угодно из Гарварда может найти работу, приносящую пачки долларов. Но далеко не каждый из них имеет социальную сеть. И я ценю это как ресурс куда больше, чем какие-либо деньги».

Мы за ценой не постоим. Впрочем, в конце октября проект молодого программиста был достойно оценен – корпорация Microsoft за $240 млн выкупила 1,6% акций Facebook, оценив всю компанию в $15 млрд. А бессребреник Марк Сакерберг, владеющий 20% акций социальной сети, стал обладателем виртуального капитала в $3 млрд.

Между тем оценка стоимости компании беспрецедентно высока, даже для бурно растущего интернет-рынка. Достаточно вспомнить, что в 2005 году главный конкурент Facebook – MySpace был продан компании News Corporation за $580 млн. При этом число пользователей сайта (56 млн) превышало даже нынешние показатели Facebook. Неудивительно, что некоторые аналитики и эксперты посчитали, что Microsoft заплатил необоснованно высокую цену за приобретение столь незначительного пакета.

Но представители софтверного гиганта уверены, что переплачивают не зря. По условиям соглашения с Facebook Microsoft получил право продавать на сайте рекламу сторонним рекламодателям, а также стал эксклюзивным партнером по поиску и размещению рекламы за пределами США. По словам руководителя направления Microsoft по платформам и сервисам Кевина Джонсона, шокировавшая всех цифра $15 млрд базируется на расчете, что в будущем Facebook объединит 300 млн пользователей.

В Microsoft считают, что пользователи социальных сетей, выкладывающие в своих профилях подробную информацию об интересах и предпочтениях, являются лакомой аудиторией для рекламодателей. А сайты вроде Facebook позволят размещать целевую интернет-рекламу, ориентированную на индивидуальные предпочтения посетителей. Впрочем, описанные блестящие перспективы неоднозначны, ведь фиксирование интереса в профиле пользователя не будет свидетельствовать о его готовности приобрести продукт или услугу в данной категории (в отличие от запроса информации в поисковой системе – «Ф.»).

Еще более примечательно, что недавно главный исполнительный директор Microsoft Стив Баллмер в интервью газете The Times высказывал сомнения относительно перспектив проекта Марка Сакерберга: «В социальной сети Facebook нет никаких передовых технологий, которые не могли бы создать несколько десятков человек за пару лет работы». С этим трудно поспорить, ведь сам Марк Сакерберг признавался, что разработка сайта заняла у него буквально неделю. Но основной риск для детища молодого программиста заключается в том, что Facebook, как и другие социальные сети, не может похвастаться устойчивым положением на рынке, и его популярность очень быстро может сойти на нет.

А пока Марк Сакерберг заявляет о том, что не собирается расставаться со своим проектом: «Может, когда-то Facebook мне наскучит, и я проверну что-то подобное. Но в любом случае не думаю, что это может случиться в ближайшем будущем». И все же не стоит забывать о поговорке «никогда не говори никогда». Разработчик популярного медиаплеера Winamp Джастин Фрэнкель также вряд ли задумывался о продаже своего дела, но в 1999 году AOL купила его компанию Nullsoft. 21-летний Джастин Фрэнкель получил на руки акции AOL на сумму около $59 млн.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль