Финансисты школьного возраста

76
Проблема. Стоит ли финдиректору получать MBA в российской бизнес-школе? Представители бизнес-школ, конечно, защищают свои программы. А вот ректор Финансовой академии нещадно критикует.
Независимые исследования показывают: наличие у финансового директора степени MBA значимо не более чем для 10 – 12% работодателей. Как утверждают хедхантеры, даже формально подобное требование присутствует в заявках крайне редко. Конкурентное преимущество за обладателями опыта – убеждает не «корочка», а портфель успешно реализованных проектов и личные качества.

«На должность финансового директора берут не по диплому, даже если это диплом MBA Harvard Business School, – уверяет Елена Лобанова, декан Высшей школы финансового менеджмента (ВШФМ) АНХ. – Финансовый директор – это не просто управленец, он отвечает за рост ценности компании, за ее платеже­способность и устойчивость».

«Бремя такой ответственности означает лишь одно: он должен быть даровитым человеком, умеющим принимать финансовые решения в самых неожиданных обстоятельствах. Кроме того, он должен быть очень порядочным человеком, ведь ему доверяют управлять чужими деньгами, именно чужими, потому что на 95% финансовые директора – наемные работники. Мне приходится время от времени беседовать с собственниками, которые ищут именно таких людей. В Высшей школе финансового менеджмента АНХ учатся в основном финансовые директора вот уже на протяжении ряда лет. Их опрос подтверждает мои наблюдения», – говорит Елена Лобанова.

Иметь или не иметь? Диплом MBA – точно так же, как и диплом о высшем образовании, – не гарантирует человеку процветания, хотя, вне всякого сомнения, он позиционирует специалиста на рынке. Эксперты считают, что наличие диплома значимо как раз для первого шага в карьере, поскольку он подтверждает владение необходимым набором базовых знаний магистерского уровня, без которых претендовать на управление в принципе нельзя. Именно поэтому, как говорит Елена Лобанова, в мире одинаково востребованы как обладатели MBA, так и магистерских дипломов.

Теоретически можно, конечно, рассчитывать на успешную карьеру и с единственным дипломом, апеллируя, в частности, к примеру известных российских руководителей, достигших выдающихся результатов в своих областях, но не получивших при этом никакого бизнес-образования. Хотя подобная аналогия, по мнению наших собеседников, не всегда корректна. «Есть предприниматели, создавшие компании, их не так много, а есть еще огромная масса наемных менеджеров, которым нужно заботиться о повышении своей стоимости на рынке труда, – рассказывает Сергей Филонович, декан Высшей школы менеджмента ГУ-ВШЭ. – Они и приходят в первую очередь на программы MBA. Правда, некоторые предприниматели в какой-то момент тоже начинают учиться. Григорий Куликов, собственник «Миэля», учится у нас на executive. Я думаю, он хочет расширить кругозор, обратить внимание на проблемы, мимо которых прошел бы в своей компании».

Опыт – ценное конкурентное преимущество, но он олицетворяет еще и некий срок давности знаний. «Программа MBA и направлена в первую очередь на их обновление, – считает Екатерина Лисицына, руководитель программы MBA «Финансовый менеджмент» МИРБИС. – К тому же у финансового директора, много лет проработавшего в одной организации, формируется достаточно узкий взгляд на функционал. При этом широта обязанностей очень разнится от компании к компании».

«Знаем, знаем…» «Не хватало знаний», – чуть ли не в один голос заявляли дипломированные финансовые директора, которых мы попросили назвать главный мотив, побудивший получить бизнес-образование, хотя никто не отрицал и того, что диплом нужен был для карьерного роста. Куда больше споров, в том числе среди потенциальных работодателей и самих преподавателей, спровоцировал другой вопрос: «Можно ли получить те самые знания в российских бизнес-школах?».

«Российский MBA? Знаем, знаем... Сами заканчивали», – не без сарказма ответила нам директор по персоналу очень известной международной компании. Однако менее предсказуемой оказалась позиция ректора Финансовой академии Михаила Эскиндарова. «Выпускники наших бизнес-школ не обладают такими же знаниями, как их коллеги, закончившие крупнейшие западные школы, – утверждает руководитель крупнейшего финансового вуза страны. – Их просто некому учить. Специалистов, владеющих и теорией, и практикой бизнеса, от силы 15 – 20, а бизнес-школ гораздо больше. Вот и бегают одни и те же преподаватели по разным вузам – где-то работают хорошо, а где-то халтурят».

Восемь лет назад Михаилу Эскиндарову довелось побывать в высшей школе страхования в Лионе, где он познакомился с президентом крупной страховой компании, «по совместительству» еще и профессором этой школы. Как оказалось, в преподаватели тот «напросился» сам. «Я тренирую интеллект, наблюдаю за молодежью, отбираю среди них себе сотрудников, и, наконец, мне просто льстит, что я профессор Лион­ской школы страхования», – привел свои аргументы французский коммерсант. Делиться опытом готовы и российские практики, правда, первых лиц крупного бизнеса среди них почти нет. Не подходят ли бизнес-образования и большинство вузовских преподавателей.

Елена Лобанова говорит, что подавляющее большинство преподавателей московских вузов она никогда не допустила бы в аудиторию, где учатся российские финансовые директора. И дело, с ее точки зрения, не только в знаниях. Проблема в том, что преподаватели высочайшей квалификации, имеющие достаточный рейтинг в программах первого высшего образования, не могут или не умеют работать в программах поствузовского образования, где учатся не просто взрослые люди, а люди с немалым опытом работы в управленческой и финансовой сферах.

Но всегда ли «взрослые люди» приходят в бизнес-школу за знаниями? Минувшей весной на одном из курсов в ИБДА были поставлены сразу четыре двойки слушателям (40-летним генеральным директорам компаний!), которые сдали совершенно одинаковые работы. «Кто у кого списал, естественно, разбираться на стали, – рассказывает Александр Чеканский, декан факультета стратегического управления ИБДА. – На первый раз обошлись выговором, но попадутся еще раз – отчислим без разговоров».

Очевидно, что любой человек мотивирован не только на знания, но и на оценки, причем вне зависимости от возраста или статуса, и если их поставили в ситуацию, когда для получения оценки нужно списать, они будут списывать. Однако репутацию бизнес-школ подрывает не сам факт списывания, а то, что во многих из них слушателям это сходит с рук. «К слову сказать, списывание – проблема интернациональная, это только миф, что в западных университетах экзамены сдают всегда «по-честному», – рассказывает Сергей Филонович. – В последние годы десятки выпускников известных бизнес-школ лишены дипломов задним числом. Выяснилось, что они большую часть своих курсовых и дипломных работ скачали из интернета».

«Если человек не хочет учиться, он ничему не научится, какой бы ни был вуз престижный. Скажу крамольную вещь: даже в посредственном институте можно получить при желании шикарное образование», – полагает финансовый директор компании «Автоспеццентр» Олег Мосеев.

Далеко не все слушатели программ MBA завершают обучение, получая государственные дипломы и степень «Мастер делового администрирования». В ИБДА, ВШЭ, МИРБИСе отчисляют в среднем 17 – 20%. В ВШФМ АНХ в установленные сроки дипломы получает лишь треть из тех, кто два года назад пришел учиться на программу МВА «Финансы».

Кто-то заваливает экзамены, у кого-то накапливаются «хвосты». Но отсев может происходить не только из-за того, что человек «не тянет», а потому что программа не выстроена правильно. По мнению Екатерины Лисицыной, если проекты накладываются друг на друга, то слушатели могут физически не успевать выполнять задания. В отдельных случаях люди могут инициировать отчисление сами, когда видят, что «не тянет» как раз та программа, на которую они пришли. «Если человек разрабатывает в своей компании бюджеты, а ему на MBA начинают читать «Бюджетирование», то понимаете, как это ему интересно», – иронизирует Сергей Филонович.

«Я такой фантастики не слышал». Полемика вокруг бизнес-образования в нашем случае сводится по большому счету к следующему: имеет ли смысл финансовому директору разрываться между работой в своей компании и учебой на финансовых модулях MBA, если обновление знаний, ради чего собственно они туда и идут (декларируют по крайней мере) – это, по сути своей, не что иное как повышение квалификации. «Почему же нельзя получить нормальные знания при переподготовке или на специальных курсах? – недоумевает Михаил Эскиндаров. – Можно, причем намного быстрее и дешевле. Я могу вам перечислить десятки выпускников Финансовой академии, которые сделали блестящую карьеру, но ни один из них и не думал по­ступать на программы MBA российских бизнес-школ. Во всяком случае, я такой фантастики не слышал».

Обязательно ли финансовому директору быть финансистом по первому образованию? Вовсе нет, считают наши спикеры, в том числе сами финансовые директора, приводя примеры коллег – «технарей» или математиков.

«Чтобы стать финансовым директором, человек должен проявить себя в каких-то иных областях, не имеющих прямого отношения к финансам, – уверена Елена Лобанова. – В производственных компаниях финансовым директором очень часто становится главный инженер, потому что, как правило, именно он – наиболее яркая, интеллектуальная личность, с хорошим базовым образованием». А дальше, как она говорит, все просто: собственник дает этому человеку право учиться, добирать те знания, которых ему не хватает. «Это типичная когорта людей, обучавшихся на наших программах в первые годы нового века, – говорит Елена Лобанова. – К сожалению, сейчас 60% тех, кто приходят к нам учиться, имеют экономическое образование (первое или второе). Мне это не очень нравится, и не потому, что это плохое образование, в нем просто очень мало математики. Что же касается выпускников Финансовой академии, то для того, чтобы претендовать на должность финансового директора, им для этого необходимо получить комплексное управленческое образование, хорошие знания и навыки по теории и практике корпоративных финансов, которых сегодня им явно не хватает».

Ректор Михаил Эскиндаров, разумеется, не согласен: «Время неспециалистов ушло, и не только в банковской сфере. Частный случай не показатель. Я знаю очень крупную компанию, где финансовым директором тоже был инженер, причем прекрасно справлялся. Но до тех пор, пока компания не приняла решение выйти на международный фондовый рынок. Вот тут и понадобились базовые знания финансов, отсутствие которых не восполнит никакая бизнес-школа».

В то же время эксперты признают: нельзя и обобщать, рассуждать о российском бизнес-образовании в целом, так как его качество в значительной степени определяется той образовательной структурой, в которой была создана бизнес-школа. «Да, есть плохие программы, но есть и много хороших, не уступающих по уровню европейским, – рассказывает Сергей Филонович. – Так во всем мире: есть Гарвард, Уортон, Чикаго, но есть школы, про которые никто вообще не слышал. В Америке существует даже такое понятие как junk MBA. Это мусорные программы, которых там сотни».

Российская система бизнес-образования к тому же гораздо моложе европейской или американской. Несмотря на то что аналоги программ MBA возникли у нас еще в начале 90-х, только в декабре 99-го была разрешена выдача государственных дипломов, соответственно первые «легальные» выпускники появились лишь в 2002-м. «HR-отделы, если брать в целом по России, к этому явлению вообще не готовы», – говорит Елена Лобанова, апеллируя к пресловутому «знаем, знаем».

МНЕНИЯ

Александр Немоляев, заместитель генерального директора по экономике и финансам Российской топливной компании:
– Я пошел в бизнес-школу за технологиями, потому что как управленец хочу, чтобы мое предприятие работало лучше. Я не знал тогда, какие именно это технологии, но знал абсолютно точно: хочу изучить, во-первых, технологии управления инвестиционными проектами, во-вторых, управленческий учет. Был еще один момент. Мы знали, что можно привлечь денежные средства как через банки, так и путем облигационных займов, но не знали, как это делать. Каждый предмет преподавался как раз с точки зрения прикладного применения – 90% из того, что я узнал за два с половиной года, уже внедрено или внедряется в нашей компании.

Александр Пышнов, финансовый директор компании «Паркет Холл»:
– Я думаю, можно обойтись и единственным дипломом. Сам по себе диплом вообще ничего не значит. Но если финансовый директор закончил один институт, то его должны воспринимать только в рамках тех компетенций, которые позволяет дать одно образование. Если же он хочет добиться определенного положения, нужно учиться чему-то постоянно. По-настоящему ценят только такого финансового директора. Опыт – неотъемлемая часть профессионального роста, но это еще масса накопленной информации, которой нужно распорядиться грамотно, привести в систему. Поскольку не всем эта способность дана свыше, то остается только учиться.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль