Красота по заказу

69
Выставка. В Русском музее представили панно Зинаиды Серебряковой. Их считали утерянными, потом нашли, выкупили, но вскоре увезут обратно в Бельгию. Если не найдется новый покупатель.
Выставка, открывшаяся в корпусе Бенуа Русского музея под лаконичным заголовком «Зинаида Серебрякова. Обнаженные», четко поделена на две части. Восемь монументальных панно, созданных художницей в 1937-м по заказу бельгийского барона де Броуэра для его виллы близ Монса и никогда в России не экспонировавшихся. В качестве главной зрительской приманки. И «остальные» «ню» из отечественных музеев и частных собраний. Написанные по большей части до отъезда в Париж в 1924-м, когда началась для Зинаиды Серебряковой во всех смыслах другая эпоха. До этого была жизнь большую часть года в родовом имении Нескучное Курской губернии, большая, дружная, щедро талантливая семья, счастливое замужество, рождение четверых детей, известность, пришедшая после первого же публичного показа в Петербурге. Уютный XIX век. После – в сорок лет все сначала, без умершего мужа и двоих детей, которые не смогли эмигрировать, бездомность, бедность, когда «картошка, хлеб и снова картошка», писание портретов на заказ, нечастые выставки русского искусства по миру.

В 1928-м Зинаида Серебрякова познакомилась с бельгийским предпринимателем и меценатом, получившим баронский титул за «хозяйственные достижения». Де Броуэра впечатлили полотна русской художницы, он спонсировал две ее поездки в Марокко, где она работала много и молниеносно, стараясь запечатлеть стыдливых «туземок», а затем заказал серию панно в стиле арт-деко для своей строящейся виллы на границе с Францией. Это была новая для Серебряковой монументальная живопись. Вроде бы тоже обнаженные девушки – сквозная тема всего ее творчества – но совсем другие. Аллегорические. Восемь фигур юных женщин, сильных, крупно-грациозных (моделью была дочь Катя) в тихих, безмятежных, серо-охровых тонах. Четыре «лежащие нимфы» олицетворяют «места обитания» барона и его предков – Фландрию, Марокко, Индию и Патагонию. Четыре вертикальные отсылают к жизнедеятельности мецената, изображая правосудие, цветоводство, искусство и свет, как символ газовых заводов бельгийца.

Во время второй мировой близ Монса шли ожесточенные бои, и Зинаида Серебрякова была уверена, что вилла разбомблена и полотна погибли. Но недавно они были найдены владельцем московской галереи «Триумф» Емельяном Захаровым в более чем плачевном состоянии, попорченные плесенью, изъеденные крысами. Немало времени понадобилось на то, чтобы договориться с 84-летней наследницей барона и ее адвокатом-ровесником о продаже панно и найти инвестора – им стал бизнесмен Дмитрий Босов. И хотя сумма сделки не разглашается, очевидно, что речь шла не об одном миллионе долларов. Так как на международных аукционах цены на живописные полотна Серебряковой варьируются от $500 тыс. до $1,4 млн. Именно за столько была продана в 2006-м «Спящая обнаженная», первоначально оцененная в $300–400 тыс. Емельян Захаров поделился с «Ф.» надеждой, что после выставки панно найдут покупателей в России. В противном случае их отправят обратно в Европу, где они будут ждать новых владельцев.

Как бы дальше ни развивались события, сейчас можно сказать одно: выставка получилась. Настолько, что ради нее стоит купить билет на поезд и поехать в Питер. И она прекрасна в этой своей «двойственности». Потому что есть возможность сравнивать раннюю – камерную, гармоничную, цельную, очень солнечную, жизнелюбивую – живопись Зинаиды Серебряковой с поздней. Аскетичной, благородно-строгой, виртуозно исполненной, печально-холодноватой.
До 28 ноября 2007

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль