На абордаж!

170
Портфель. Что выбрать: акции частного Дальневосточного морского пароходства, пытающегося закрепиться на земле, или бумаги государственного Новороссийского морского пароходства?
Времена морских пиратов давно ушли в прошлое. Тем не менее любой инвестор может себя почувствовать одноногим Джоном Сильвером (или, если угодно, Джеком Воробьем), если возьмет в качестве «добычи» акции морских пароходств. И что же представляет собой эта «добыча»? На морской флот приходится около 62% всех грузоперевозок. Это более 40 тысяч судов общим дедвейтом 900 млн тонн. Россия занимает пятое место в Европе и входит в десятку ведущих стран мира по объему морской внешней торговли. Доля морского транспорта во внутренних грузоперевозках составляет около 1%, однако во внешнеторговом грузообороте России он обеспечивает более 60% перевозок. Почему наблюдаются столь существенные отличия? Внутри страны выгоднее и эффективнее перевозить грузы по железной дороге или использовать трубопроводы.

Новороссийское («Новошип») и Дальневосточное (ДВМП) морские пароходства вместе с «Совкомфлотом» образуют лидирующую тройку на рынке российских морских перевозок. Несмотря на работу в одной отрасли, у каждой из компаний собственный путь развития.

Два вектора. ДВМП активно растет, причем как вверх, так и вширь. Речь не только о существенном увеличении финансовых показателей, но и о выходе на новые для компании рынки. Пароходство постепенно превращается в холдинг, который занимается не только морскими, но и сухопутными перевозками грузов. Во втором полугодии 2006 года ДВМП купило 50% Национальной контейнерной компании и 50% железнодорожного оператора «Трансгарант» за $360 млн. И уже в этом году пароходство приобрело оставшуюся долю в «Трансгаранте». Новые активы преобразуют ДВМП в интегрированного перевозчика. По мнению аналитиков, холдинг вышел в новые для себя сферы перевозок в очень хороший момент – контейнеризация российского рынка ниже, чем в среднем в мире, а темпы роста при этом гораздо выше – от 20 до 40% в год в течение ближайших пяти лет.

И не так давно ДВМП сделало очередную покупку. Холдинг фактически стал владельцем 95% акций Владивостокского морского торгового порта. На первом этапе ДВМП заплатил $90 млн за 50% в ООО «М-Порт», которое владеет этим пакетом, а через три года получит вторую половину в этой фирме, которая будет оплачена либо деньгами, либо акциями транспортного холдинга.

В отличие от «поглотителя» ДВМП «Новошипу» уготована роль «поглощаемого». Государство решило объединить два подконтрольных пароходства, присоединив «Новошип» к «Совкомфлоту». После слияния активы объединенной компании составят $4,6 млрд, чистые активы – $2,3 млрд, объем продаж – более $1 млрд, капитализация, по оценкам аналитиков, превысит $5 млрд. При этом новый холдинг сможет занять пятое место в мире по дедвейту флота. Помимо синергетического эффекта и дополнения бизнеса двух компаний в числе плюсов можно отметить и возможность поглощения иностранных конкурентов. По словам топ-менеджеров пароходств, речь идет о 2009–2010 годах, когда ожидается падение мировых фрахтовых ставок.

С баржой на биржу. После завершения процесса передачи «Совкомфлоту» акций «Новошипа» в декабре этого года чиновники могут принять решение о размещении акций холдинга на фондовом рынке, но сначала не исключен перевод объединяющихся компаний на единую акцию в 2008 году.

Собирается на IPO и ДВМП, в ходе размещения компания надеется привлечь $150–200 млн. Правда, процесс изрядно затянулся. Сначала IPO планировалось на осень 2006 года, затем его отложили до 2007 года, а сейчас и вовсе перенесли на вторую половину 2008-го. В чем причина? Во-первых приобретенные активы еще не нашли отражения в финансовой отчетности ДВМП. Во-вторых, у иностранных инвесторов остаются, пусть и небольшие, опасения по поводу смены власти в России. Впрочем, время играет на пользу ДВМП. Возможно, к размещению холдинг полностью завершит интеграцию купленных активов и будет оценен инвестором как мультимодальный перевозчик, способный перевозить грузы различными видами транспорта.

Аналитики полагают, что акции и ДВМП, и «Новошипа» могут быть выгодным вложением в долгосрочной перспективе. Конечный выбор предстоит сделать инвестору: выбрать пароходство с государственным или частным участием. Но не стоит забывать и о минусах каждой из компаний. У «Новошипа» – неясные перспективы для миноритарных акционеров в связи с поглощением пароходства «Совкомфлотом». В случае с ДВМП многое зависит от топ-менеджмента: удастся ли им с пользой интегрировать купленные активы.

КОММЕНТАРИЙ ТОПА

Юрий Гильц, первый заместитель гендиректора по экономике и финансам ОАО ДВМП:
– Рост результатов компании будет достигаться как за счет органического роста показателей дивизионов, так и за счет отражения деятельности приобретенных компаний. Мы планируем 30%-й рост выручки до $800 млн по итогам 2007 года, и как минимум удвоение EBITDA по сравнению с 2006 годом до уровня $230 млн. Наибольший рост наблюдается в сегменте интермодальных перевозок. Снижения операций в других дивизионах не ожидаем, но показатели судоходного сегмента будут примерно на уровне 2006 года. Основная цель для компании – сохранить и еще более упрочить свои позиции лидера контейнерного рынка в России.

Сергей Терехин, президент ОАО «Новошип»:
– Доход пароходства за январь – июнь увеличился на 22% до $317 млн. Рост выручки связан с корпоративными приобретениями, вводом в эксплуатацию новых танкеров, повышением фрахтовых ставок, а также рациональным использованием флота на условиях тайм-чартера и спота на основе перспектив развития фрахтового рынка. В дальнейшем мы также ожидаем позитивной динамики и роста.

Компания: ОАО «ДАЛЬНЕВОСТОЧНОЕ МОРСКОЕ ПАРОХОДСТВО»

Специализация: Транспортные услуги

Основные акционеры: 64% – группа «Промышленные инвесторы», 12% – бывшие владельцы «Трансгаранта», 10% – East Capital

Председатель правления: Евгений Амбросов

Площадки: РТС, ММВБ

Капитализация на 03.10.07: $2,3 млрд

Количество акций: 2,4 млрд

Выручка: $457 млн

Чистая прибыль: $69 млн

SWOT-анализ: Дальневосточное морское пароходство

Преимущества:

• стабильное положение в отрасли

• успешная команда топ-менеджеров

• открытость для инвесторов

• благоприятная рыночная конъюнктура и высокий уровень фрахтовых ставок

Возможности:

• создание мультимодальной транспортной компании

• рост рентабельности контейнерных перевозок

• стабильный рост международного торгового оборота

Недостатки:

• компании холдинга недостаточно интегрированы

• большие капитальные расходы

Угрозы:

• высокая стоимость обновления флота

• рост конкуренции, вызванный бумом на судостроительном рынке

• замедление темпов роста мировой экономики

Компания: ОАО «НОВОРОССИЙСКОЕ МОРСКОЕ ПАРОХОДСТВО»

Специализация: Морские перевозки

Основные акционеры: 50,3% – Росимущество, 20,1% – Intrigue Shipping Inc

Председатель правления: Сергей Терехин

Площадки: РТС, ММВБ

Капитализация: $1,0 млрд

Количество акций: 376 млн

Выручка: $561 млн

Чистая прибыль: $181 млн

SWOT-анализ: Новороссийское морское пароходство

Преимущества:

• опережающий рост в сравнении с рынком

• высокая рентабельность

• контролирующий акционер – государство

Возможности:

• покупка международного игрока и доминантное закрепление на мировом рынке

• доступ к дешевым кредитным ресурсам

• рост уровня корпоративного управления

Недостатки:

• большие капитальные расходы

Угрозы:

• высокая стоимость обновления флота

• неблагоприятные условия слияния с «Совкомфлотом»

• снижение фрахтовых ставок

Рекомендации аналитиков

Инвестиционная компания/банк ДВМП «Новошип»
Целевая цена акции, $ Потенциал роста/снижения, % Рекомендация Целевая цена акции, $ Потенциал роста/снижения, % Рекомендация
UBS 0,77 –20 Покупать
Антанта-Капитал 0,82 –15 Держать 3,14 22 Покупать
Брокеркредитсервис 0,32 –67 Продавать 2,52 –2 Держать
Проспект 0,96 0 Покупать Пересмотр Держать
Ренессанс Капитал 1,11 16 Покупать 3,46 35 Покупать
Консенсус-прогноз 0,80 –17 Продавать 3,04 18 Покупать
Цена на 04.10.07 0,96 2,57

ПРОГНОЗЫ

Ольга Тычкова, аналитик «Проспекта»:
ДВМП Пароходство реализует программу по пополнению и модернизации флота, строит на своей основе интермодальную транспортно-логистическую компанию. У ДВМП очень хорошие перспективы дальнейшего развития. Я полагаю, что динамичный рост основных производственных и финансовых показателей компании продолжится. Покупать

«Новошип» Проходящий процесс объединения двух государственных морских пароходств может быть не слишком выгоден для миноритарных акционеров «Новошипа». Есть вероятность, что большинство финансовых потоков будет сосредоточено в материнской компании в ущерб «дочке». Держать

Эдуард Фаритов, аналитик «Ренессанс Капитала»:
ДВМП В акциях компании заложены большие ожидания роста. Стратегия компании похожа на то, что делают крупные игроки, например Maersk. Они стремятся предоставлять мультимодальные транспортные услуги «от двери до двери» и это довольно успешная стратегия. Покупать

«Новошип» Компания показывает высокие результаты в части выручки и прибыли и демонстрирует устойчивость в условиях волатильного рынка морских перевозок при хороших фундаментальных показателях. По этой причине бумаги компании являются привлекательной инвестиционной возможностью. Покупать

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль