IPO позволило получить компании и необходимые средства, и новый статус

2332
Кочетова Елена
начальник отдела учета реализации и расчетов с покупателями и заказчиками РРО КФ ОАО «МегаФон»
В апреле 2002 года группа компаний «РосБизнесКонсалтинг» провела IPO – первичное публичное размещение акций с одновременным листингом на российских биржах ММВБ и РТС. Это первый опыт успешного проведения IPO в России, поэтому мы решили рассказать о нем нашим читателям. Интервью с руководителем инвестиционного управления компании «РосБизнесКонсалтинг» Игорем Ланским.
IPO позволило получить компании и необходимые средства, и новый статус  
   

 

- Какие цели преследовала ваша компания при проведении IPO?

- Наша компания была учреждена в форме открытого акционерного общества, однако ранее все акции размещались по закрытой подписке. В апреле 2002 года мы провели дополнительную эмиссию акций c открытой подпиской на выпускаемые акции, то есть это было первичное публичное размещение акций.

Когда мы принимали решение о проведении IPO, главным для нас было желание вывести компанию на новый уровень, придать ей публичный статус. Традиционная цель эмиссии ценных бумаг - привлечение дополнительных финансовых ресурсов - также имела для нас важное значение. Кроме того, публичное размещение позволяет усилить брэндинг компании.

- По каким критериям Вы выбирали компанию-андеррайтера для подготовки IPO?

- В списке компаний, которые мы рассматривали в качестве возможного андеррайтера, были 10 ведущих инвестиционных компаний на российском рынке. Мы провели beauty-contest - процедуру выбора финансового консультанта, которая получила широкое распространение на Западе. При этом мы ориентировались на наиболее выгодные условия, которые компании могли нам предложить. В результате была выбрана инвестиционная компания "Атон".

- Какие еще консультанты привлекались к подготовке IPO?

- Координировала размещение швейцарская компания ABD Consulting, которая организовала наше взаимодействие с инвесторами на Западе, включая проведение road show2 в Великобритании, Швейцарии и Швеции. Соведущим менеджером был "Альфа-Банк", а юридическим консультантом - российское отделение аудиторской компании Ernst & Young. Маркет-мейкерами3 выступили компании Denholm Hall и "Алор Инвест". "Атон" привлек к участию своего юридического консультанта - Freshfields Bruckhaus Deringer.

Следует подчеркнуть, что часть работы по подготовке IPO была осуществлена самой компанией РБК: мы разработали инвестиционную стратегию, провели маркетинговые исследования, осуществили информационное обеспечение.

- Какие задачи были поставлены перед компанией-андеррайтером?

- Компания "Атон" выполняла в данном случае две функции: андеррайтера и ведущего менеджера. Совместно с юридическим консультантом эта компания осуществила due diligence - независимое исследование нашего бизнеса. Информация, полученная в ходе оценки, была включена в эмиссионный проспект.

 

- Как вы оцениваете результаты IPO РБК?

Ольга Логвина, руководитель аналитического отдела компании "ПИО ГЛОБАЛ Эссет Менеджмент"

- Компания "РосБизнесКонсалтинг" стала первым эмитентом, который разместил свои акции на российском фондовом рынке путем открытой подписки. Компания продала 16% своих акций по цене 0,83 долл. США, что позволило привлечь порядка 13 млн долл. США. Таким образом, по итогам торгов РБК была оценена в 83 млн долл. США. На наш взгляд, это была несколько завышенная цифра для такого рода бизнеса, даже несмотря на впечатляющие темпы роста доходов и прибыли за последние два года.

По нашим внутренним оценкам, стоимость РБК не превышает 60-65 млн долл. США.

Тем не менее рынок с большим интересом встретил нового игрока - ведь это было первое российское IPO. Ранее компании проводили первичное размещение на западных рынках5. К тому же РБК - это пока еще единственный представитель российского IT-сектора на фондовом рынке, а этому сектору вот уже несколько лет предсказывают большое будущее. Жаль только, что последствия "лопнувшего" в 2000 году NASDAQ6 еще долгое время будут преследовать весь сектор информационных технологий.

Часть средств от IPO пойдет на создание телеканала деловых новостей РБК ТВ, подобного популярным американским каналам CNBC или Bloomberg. Успешная реализация этого проекта (общая стоимость которого может составить 20 млн долл. США) положительно скажется на рынке акций компании.

 

- Где размещалась информация о проведении эмиссии?

- В соответствии с законодательством о рынке ценных бумаг4 мы опубликовали анонс предстоящего размещения в электронных и традиционных СМИ. В частности, мы создали отдельный портал, на котором также разместили информационные материалы, включая эмиссионный проспект, независимые исследования ведущего и соведущего менеджеров и т. д.

- Какие критерии вы использовали для определения цены размещения акций?

- "Альфа-Банк" и компания "Атон" оценили стоимость РБК и пришли к выводу, что справедливая цена составляет 83 цента за акцию. При этом стоимость компании определялась как на основании методики оценки дисконтированных денежных потоков, так и путем сравнения с аналогичными компаниями.

IPO показало справедливость экспертной оценки: спрос на акции по предварительным заявкам составил 64 млн долл. США, превысив предложение в пять раз.

- Были ли у вас проблемы при взаимодействии с ФКЦБ России?

- Можно сказать, что мы встретили полное взаимопонимание со стороны представителей ФКЦБ России, а также желание помогать компании в ходе первичного размещения.

Одна проблема, правда, возникла. В статье 25 Федерального закона "Об акционерных обществах" говорится о том, что регистрация отчета продолжается две недели. Фактически это препятствует своевременному получению инвесторами информации об итогах проведенной эмиссии. На Западе, к примеру, компания выходит на рынок на следующий день после выпуска акций, мы же смогли это сделать только через две недели. Акционеры нашей компании, а также представители "Атона" и "Альфа-Банка" встречались с председателем ФКЦБ России Игорем Костиковым для обсуждения сложившейся ситуации. Однако он отметил, что изменить законодательство на данный момент невозможно.

Мы надеемся на то, что в ближайшем будущем финансовое сообщество займется решением этой проблемы.

- Какой из этапов IPO был, по Вашему мнению, наиболее сложным?

- Наиболее сложным можно назвать этап, непосредственно предшествовавший IPO. Он охватывал проведение due diligence, реструктуризацию компании, подготовку информационного меморандума. На этом этапе компания выходит на совершенно иной уровень информационных требований. Например, высшему менеджменту компании приходится отстаивать стратегию развития не только на Совете директоров (или ином органе управления), но и фактически перед акционерами компании и инвесторами.

- Какие рекомендации исходя из своего опыта Вы можете дать компаниям, которые решат провести открытую подписку на акции?

- Перед тем как осуществить первичное размещение ценных бумаг, следует оценить, насколько выгодно это будет самой компании. При оценке следует исходить из двух факторов.

Первый фактор - определение стратегии. Нужно выяснить, для чего компании необходимо IPO. Понятно, что выход компании на IPO означает ее переход в публичный бизнес. Кроме того, не следует воспринимать осуществление IPO только как способ привлечения дополнительного финансирования. Привлечение средств является результатом кардинального совершенствования системы управления компанией. В итоге менеджмент вынужден тщательно и ответственно подходить к управлению, потому что публичные акционеры, особенно миноритарные, с пристрастием оценивают действия руководителей.

Второй фактор - рентабельность компании. Если компания не демонстрирует высокую прибыльность, то выводить ее на IPO не имеет смысла. Это может сказаться на финансовом положении компании, на отчете о прибылях и убытках. Размещение ведет не только к прямым, но и к косвенным расходам, например на информационное обеспечение и продвижение. Все эти расходы могут составить значительную сумму7.

- Значит, вложенные в эмиссию средства могут не окупиться?

- Нужно четко понимать, что если у фирмы небольшой бизнес, то в результате проведения IPO капитал фирмы должен увеличиться. С другой стороны, необходимо провести полную реструктуризацию компании. Реструктуризация - это комплексный процесс, который охватывает правовую и организационную перестройку компании, включая повышение роли стратегического планирования, ввод новых, ответственных за корпоративное управление и инвестиционное взаимодействие структурных единиц, увеличение уровня рекламных расходов, а также дополнительный кадровый набор и т. д. Все эти факторы требуют тщательной подготовки и реализуются до проведения IPO.

- Можете ли Вы сказать, что довольны результатами проведения публичного размещения акций?

- Да. В рамках предварительного финансирования мы привлекли 5 млн долл. США, IPO принесло нам 13 280 тыс. долл. США; мы нашли новых клиентов, а сама компания приобрела весьма благоприятный статус. РБК теперь иначе воспринимается в деловых кругах. Наши открытость и публичность стали важнейшим преимуществом, в том числе при работе с западными фирмами. Благодаря этому мы продолжали активно развиваться: осенью этого года РБК создала дочернее предприятие RBC International, а наше IТ-подразделение - РБК Софт также организует серию road show по своим продуктам и услугам для потенциальных клиентов в Западной Европе. Можно также смело утверждать, что у нашей компании повысилась эффективность корпоративного управления. Это стало возможным во многом благодаря созданию института независимых директоров. Если раньше стратегия развития компании определялась правлением, то теперь - Советом директоров.

- Какими признаками, на Ваш взгляд, должны обладать российские компании, чтобы успешно провести IPO?

- Если говорить о факторах или критериях, по которым можно выделить такие компании, то основными можно назвать готовность к открытости и большей ответственности при управлении компанией, а также масштаб или наличие привлекательных перспектив развития.

Думаю, что в будущем ведущие российские компании начнут активно использовать IPO для развития своего бизнеса.

Беседовала Александра Кочеткова

____________________________________________

1 IPO – от англ. initial public offering.
2 Серия встреч в различных городах, позволяющая потенциальным инвесторам задать интересующие их вопросы руководству компании-эмитента. – Примеч. редакции.
3 От англ. market maker – делатель рынка – компании, выставляющие котировку на покупку и продажу ценных бумаг и осущест- вляющие операции с ними. – Примеч. редакции.
4 Федеральный закон от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», а также различные постановления ФКЦБ России. – Примеч. редакции.
5 Об опыте размещения акций на Нью-Йоркской фондовой бирже компанией «Вимм-Билль-Данн» читайте в интервью с С. Ардентовой на с. 74. – Примеч. редакции.
6 NASDAQ – американский фондовый рынок IT-технологий. В 2000 году индекс NASDAQ рухнул из-за громкого расследования по поводу коррупции на бирже с участием крупнейших инвестиционных компаний Wall Street, среди которых – Merrill Lynch, Salomon Smith Barney и Morgan Stanley Dean Witter. – Примеч. редакции.
7 По оценкам экспертов, расходы на IPO составляют не менее 50–70 млн долл. США. – Примеч. редакции.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль