Ответственность за нарушения валютного законодательства

4034
Мустапаев Руслан
советник налоговой службы I ранга Управления кредитных организаций МНС России
С 1 июля 2002 года вступил в силу новый Кодекс РФ об административных правонарушениях. Несмотря на это, другие нормативные акты, предусматривающие ответственность за валютные правонарушения, отменены не были. В результате возникают различные правовые коллизии, разрешить которые сможет только правоприменительная практика. Однако в чью пользу - участника ВЭД или органов валютного контроля?

Нормативное регулирование ответственности за валютные правонарушения

До 1 июля 2002 года ответственность за валютные правонарушения была установлена тремя нормативными актами:

  • Законом РФ от 09.10.92 № 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон № 3615-1);
  • Указом Президента РФ от 14.06.92 № 629 "О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин" (далее - Указ № 629);
  • Указом Президента РФ от 21.11.95 № 1163 "О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в Российской Федерации" (далее - Указ № 1163).

Однако вышеназванные документы не утратили юридическую силу и после введения в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ)1.

Прежде всего, рассмотрим порядок применения административной ответственности за нарушения валютного законодательства.

Административная ответственность за валютные правонарушения

В таблице приведены санкции за нарушения валютного законодательства согласно Указам Президента РФ № 629 и 1163 и КоАП РФ.

Рассмотрим, какую ответственность будут нести компании в зависимости от того, когда было совершено правонарушение.

Ответственность за нарушения валютного законодательства

Если правонарушение совершено до 1 июля 2002 года

Лицо, совершившее административное правонарушение, несет за него ответственность на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения этого правонарушения (п. 1 ст. 1.7 КоАП РФ).

Таким образом, за правонарушения, совершенные до 1 июля 2002 года (даты вступления в силу КоАП РФ), по общему правилу компания несет административную ответственность в соответствии с нормами Указов № 629 и 1163.

Обращаем ваше внимание на то, что закон, смягчающий или отменяющий ответственность за административное правонарушение или иным образом улучшающий положение правонарушителя, имеет обратную силу (п. 2 ст. 1.7 КоАП РФ). Это означает, что если в КоАП РФ установлена менее строгая, чем в Указах Президента РФ, ответственность за правонарушения, совершенные до 1 июля 2002 года (по которым еще не взысканы штрафы), то в отношении этих правонарушений действуют нормы КоАП РФ.

  • Личный опыт

    Александр Фроленко, адвокат Группы компаний "Докар"

    В апреле 2002 года ЦРУ ВК Минфина России привлекло к ответственности ОАО "Международный аэропорт "Шереметьево" за нарушение порядка проведения операций, связанных с движением капитала в 1997-2001 годах. Штраф не был взыскан до 1 июля 2002 года, так как дело находилось в производстве апелляционной инстанции Арбитражного суда г. Москвы. Я представлял интересы ОАО "Международный аэропорт "Шереметьево" по данному делу: в июле 2002 года ходатайствовал перед судом о пересмотре постановления ЦРУ ВК Минфина России в соответствии с положениями КоАП РФ и Закона № 196-ФЗ. Но орган валютного контроля отказался удовлетворить требования организации.

    Апелляционная инстанция Арбитражного суда г. Москвы в постановлении от 16.09.02 по делу № А40-16313/02-94-96 признала по некоторым операциям взыскание штрафа органом валютного контроля законным. Однако на основании статьи 4.2 КоАП РФ суд снизил размер штрафа на 50% в связи с наличием смягчающих обстоятельств.

В то же время закон, устанавливающий или отягчающий ответственность за валютные правонарушения, не имеет обратной силы. Так, в Указах Президента РФ в отличие от КоАП не установлена ответственность для должностных лиц предприятия2. Поэтому органы валютного контроля3 не вправе штрафовать руководителей за валютные правонарушения, совершенные до вступления в силу КоАП РФ.

Если правонарушение совершено после 1 июля 2002 года

Если одинаковые составы правонарушений приведены в КоАП РФ и в Указах Президента РФ, то по решению Конституционного Суда РФ4 при определении штрафных санкций нужно руководствоваться КоАП РФ.

Суд указал, что если санкция за административное правонарушение предусмотрена как специальным законом, так и КоАП РСФСР, то штраф за правонарушение необходимо взимать в размере, установленном Кодексом.

В то же время, по мнению органов валютного контроля, Указы Президента РФ могут быть применены параллельно с КоАП РФ, так как официально они не отменены Законом № 196-ФЗ.

Судебная практика по этому вопросу в настоящий момент еще не сформирована. Поэтому органы валютного контроля, вероятнее всего, все-таки будут штрафовать предприятия за правонарушения, состав которых содержится в Указах Президента РФ.

  • Личное мнение

    Александр Фроленко

    Статьей 10 Конституции РФ установлено, что в России существуют три ветви государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная. Органы всех трех ветвей власти самостоятельны, поэтому законодатель не вправе отменять правовые акты, принятые другими органами государственной власти, в частности Президентом РФ.

    В то же время согласно статье 7 Закона № 196-ФЗ Президент РФ и Правительство РФ обязаны привести принятые ими правовые акты в соответствие с КоАП РФ. Поэтому внесение изменений в указы Президента РФ - это вопрос времени.

    К тому же законодатель предопределил вывод о том, что административные правоотношения регулируются либо федеральным законом, либо законом субъекта РФ (ст. 1.1 КоАП РФ). Следовательно, с вступлением в силу КоАП РФ указы применяться не должны. Еще один аргумент в пользу норм КоАП РФ выражается в том, что по предметам ведения России (ст. 76 Конституции РФ) нормативные акты Президента РФ действуют до момента принятия законодательных актов, устраняющих соответствующие правовые пробелы в законодательстве, которые восполнялись актами главы государства (постановление Конституционного Суда РФ от 25.06.01 № 9-П). Поскольку с введением в действие КоАП РФ законодатель преодолел правовую неопределенность в данной отрасли законодательства, указы Президента РФ прекращают действие в силу конституционных начал.

Гражданско-правовая ответственность за валютные правонарушения

Сделки, заключенные с нарушением требований Закона № 3615-1, считаются недействительными (п. 4 ст. 2 Закона № 3615-1). Поэтому органы валютного контроля вправе подавать в суд иски о взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам (п. 3 ст. 14 Закона № 3615-1).

Рассмотрим, как указанная норма Закона № 3615-1 действует после 1 июля 2002 года в сочетании с нормами КоАП РФ.

Допустим, российская фирма приобрела за рубежом недвижимость и расплатилась с продавцом в валюте. Расчеты по такой сделке являются валютной операцией, связанной с движением капитала, и их можно осуществлять только при наличии разрешения Банка России (ст. 6 Закона № 3615-1). Поскольку предприятие не получило такое разрешение, сделка является недействительной и органы валютного контроля могут взыскать все полученное по ней в доход государства.

В то же время действия предприятия можно также квалифицировать согласно КоАП РФ как нарушение, связанное с осуществлением валютной операции без специального разрешения, поскольку обязанность получения такого разрешения установлена законом (п. 1 ст. 15.25 КоАП РФ).

Могут ли органы валютного контроля одновременно взыскать с организации штраф согласно норме КоАП РФ и подать в суд иск о взыскании в доход государства всего полученного по сделке согласно Закону № 3615-1? Нет, поскольку за одно правонарушение может применяться только один вид ответственности.

Такой позиции придерживается Президиум ВАС РФ. В постановлениях от 16.03.99 № 6396/98 и от 29.06.99 № 7838/98 он указал, что за одно и то же валютное правонарушение организацию нельзя привлечь к ответственности дважды.

Какая же ответственность более "выгодна" для предприятия? По мнению автора, нормы ответственности за нарушения валютного законодательства, предусмотренные КоАП РФ, в отличие от норм Закона № 3615-1, позволяют соизмерять степень ответственности должностного лица и организации со степенью их вины в совершенном правонарушении. В зависимости от этого регулируется размер штрафа от минимальной до максимальной величины. Поэтому при наличии смягчающих вину предприятия обстоятельств нужно руководствоваться Кодексом.

Однако руководитель организации-нарушителя может быть оштрафован согласно КоАП РФ в любом случае независимо от того, будут ли органы валютного контроля взыскивать с организации штраф в соответствии с нормами Кодекса либо подадут в суд иск о взыскании в доход государства всего полученного по сделке в соответствии с нормами Закона № 3615-1.

  • Личное мнение

    Александр Фроленко

    В пункте 1 статьи 14 предыдущей редакции Закона № 3615-1 (от 08.08.01) говорилось о взыскании в доход государства всего неполученного по сделкам. Рассмотрим, какое толкование этой нормы дал Высший Арбитражный Суд РФ.

    В информационном письме Президиума ВАС РФ от 31.05.2000 № 52 "Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с применением законодательства о валютном регулировании и валютном контроле" говорится, что взыскание всего полученного по сделке представляет собой безвозмездное отчуждение имущества в пользу государства. Следовательно, это конфискационная санкция за нарушение валютного законодательства. Причем не гражданско-правовая, а административная, так как Закон № 3615-1 относится к сфере публично-правовых отношений.

    Таким образом, в настоящее время возникла правовая коллизия по применению норм статьи 14 Закона № 3615-1 и норм КоАП РФ, устанавливающих ответственность за валютные правонарушения. Они имеют равную юридическую силу. По моему мнению, в силу статьи 1.1 КоАП РФ и преамбулы Закона РФ № 3615-1 следует руководствоваться КоАП РФ. Такой вывод обусловлен и волей законодателя, который при введении в действие КоАП РФ отменил и кодифицировал санкции, предусмотренные отраслевыми законами.

Итак, на сегодняшний день (пока отсутствует соответствующая судебная практика) трудно дать однозначный ответ на вопрос, законно ли применение норм Указов Президента РФ после вступления в силу КоАП РФ. Но предприятия должны быть готовы к тому, что за нарушения, совершенные после 1 июля 2002 года, их будут штрафовать в соответствии как с нормами КоАП РФ, так и с нормами Указов.

Вместе с тем следует помнить, что органы валютного контроля вправе применять к предприятию - нарушителю валютного законодательства не только административную, но и гражданско-правовую ответственность согласно Закону № 3615-1.

И последнее - должностные лица организации должны особенно внимательно контролировать соблюдение валютного законодательства своей организацией, так как при некоторых нарушениях ответственность будут нести они лично.

________________________________________________

1 Федеральный закон от 30.12.01 № 196-ФЗ «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Закон № 196-ФЗ).
2 Согласно статье 2 КоАП РФ должностным лицом организации считается ее руководитель, выполняющий административно-хозяйственные или организационно-распорядительные функции.
3 Напомним, что органами валютного контроля являются Банк России, МНС России, ГТК России. Кроме этого, Правительство РФ делегировало свои права в области валютного контроля Минфину России.
4 Постановление от 12.05.98 № 14-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений абзаца шестого статьи 6 и абзаца второго части первой статьи 7 Закона Российской Федерации от 18 июня 1993 года «О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» в связи с запросом Дмитровского районного суда Московской области и жалобами граждан».

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль