«Голубая фишка» авиации

73
Рост «Аэрофлота» сдерживает дефицит новых авиалайнеров и возможность потерять «пролетные деньги» после вступления России в ВТО. Стоит ли покупать акции компании?
Вы помните слоган еще советских времен «Летайте самолетами «Аэрофлота»»? Скорее всего, да. Не забывают о нем и многие российские граждане. В 2006 году группа «Аэрофлот» перевезла на 8% больше пассажиров, чем годом ранее – 8,8 млн человек. При этом 83% пассажиропотока пришлось на сам «Аэрофлот», а 17% – перевезли дочерние компании – «Аэрофлот-Дон» и «Аэрофлот-Норд». В тоже время перевозки грузов и почты не выросли, оставшись на уровне 150 тыс. тонн в год. Стагнация показателей в этом сегменте бизнеса холдинга связана с постепенным переводом грузовых перевозок в дочернюю авиакомпанию «Аэрофлот-Карго», которая начала действовать с ноября 2006 года.

Утром – самолеты, вечером – прибыль. В 2006 году крупнейшая российская авиакомпания увеличила выручку на 18% по сравнению с предыдущим годом до $2,98 млрд, и более чем на треть чистую прибыль – до $258 млн.

По собственным прогнозам авиакомпании рост числа пассажиров в этом году не превысит 15% и составит около 10,5 млн человек. Причем основной рост пассажиропотока произойдет за счет расширения присутствия «Аэрофлота» на региональном рынке. «Мы активно начали разрабатывать региональные перевозки, прежде всего полеты на северном и восточном направлении, осваиваем новые маршруты не только сами, но и совместно с «дочками» – «Нордом» и «Доном»», – рассказывает заместитель генерального директора авиаперевозчика Лев Кошляков. По его словам, «Аэрофлот» и дальше готов развивать региональные перевозки, но ограничивающим фактором является нехватка свободных авиалайнеров. «Большинству перевозчиков в России, в том числе и нам, не хватает самолетов, – отмечает Лев Кошляков. – По этой причине мы отказались от чартерных перевозок, сосредоточившись на выполнении регулярных рейсов».

Компания планирует увеличить собственный авиапарк за несколько этапов. В 2008 году «Аэрофлот» начнет получать первые самолеты Airbus A330, которые собирается использовать на дальнемагистральных маршрутах. К этому же сроку из эксплуатации будут выведены 11 авиалайнеров Ту-134 (они перейдут к дочерним компаниям – «Ф.»). На их место придут самолеты Ту-154, которые в свою очередь постепенно заменят новые ближнемагистральные Sukhoi Superjet 100. У «Аэрофлота» заключен контракт на поставку 30 самолетов этой марки.

Почти через неделю, 4 сентября, состоится внеочередное собрание акционеров авиакомпании, которое, скорее всего, одобрит сделки по дальнемагистральным лайнерам – покупку 22 самолетов Boeing 787 и такого же количества Airbus A350. По сведениям «Интерфакса», «Аэрофлот» в данных контрактах получил значительные скидки – не менее 17% от каталожной цены. Первый Boeing 787 авиакомпания получит в 2014 году. В «Аэрофлоте» планируют использовать их на юго-восточном направлении.

«Сейчас в этом регионе бурнорастущий рынок авиаперевозок, и мы пока слабо представлены на нем, – подчеркивает Лев Кошляков. – Но у рынка, безусловно, большой потенциал, и мы в нем заинтересованы».

Кроме того, «Аэрофлот» должен получить 6 грузовых Ил 96-400. Поставки самолетов планируется осуществить в течение трех лет (2008 год – два самолета, 2009 год – один самолет, 2010 год – три самолета). Однако между «Аэрофлотом» и контрагентом – лизинговой компанией «Ильюшин Финанс Ко» разгорелся конфликт, но представители авиаперевозчика уверены, что сумеют поставить точку в данном споре.

Увеличению пассажиропотока крупнейшей российской авиакомпании должен способствовать новый терминал в аэропорту «Шереметьево», который будет обслуживать рейсы «Аэрофлота» и его партнеров по альянсу Sky Team (Delta, Air France, KLM и другие). Терминал сможет обслуживать до 9 млн человек в год. Доля «Аэрофлота» в проекте по строительству «Шереметьево-3» составляет 55%.

По прогнозу аналитиков Deutsche UFG чистая прибыль авиакомпании к 2009 году увеличится на 25% до $322 млн. А к 2011 году чистый доход «Аэрофлота», по оценке Банка Москвы, составит $437 млн (+69% к показателю за 2006 год).

Поглощая слабых. Впрочем, «Аэрофлот» рассчитывает расти не только органически, но и путем поглощения конкурентов. Несмотря на то что российский авиаперевозчик отказался от участия в конкурсе на Alitalia, итальянская компания по-прежнему интересна «Аэрофлоту». «Многие в Италии заинтересованы в «Аэрофлоте», хотя пока никаких подвижек не наблюдается, но мы по-прежнему следим за ситуацией», – говорит Лев Кошляков.

В качестве еще одной цели на поглощение рассматривается сербский авиаперевозчик JAT Airways. Правительство Сербии должно подготовить план продажи этой авиакомпании уже к сентябрю. Основным конкурентом «Аэрофлота» выступает компания Air India.

«Поскольку «Аэрофлот» намерен приобрести 75% акций сербского перевозчика, холдинг будет вынужден консолидировать его результаты в своей отчетности. А JAT Airways – убыточная компания, поэтому покупка может отрицательно сказаться на рентабельности «Аэрофлота», – поясняет аналитик финансовой компании «Открытие» Кирилл Таченников. – Но учитывая сравнительно небольшой размер бизнеса сербов и удачное расположение их базового аэропорта, можно предположить, что при незначительных финансовых вложениях в обновление авиапарка (около $150 млн) «Аэрофлот» сможет вывести JAT из убытков в короткие сроки».

Еще один проект авиаперевозчика – консолидация дальневосточных активов. «Аэрофлот» планирует создать дочернюю компанию по пассажирским перевозкам с центром в Хабаровске. «Ждем, когда государство даст добро на консолидацию активов, – рассказывает Лев Кошляков. – Но, не дожидаясь решения, мы начали работу над расширением филиала в Магадане и запустили туда три рейса из российских городов».

В планах «Аэрофлота» открытие крупного филиала в Сочи. Также разрабатывается программа по взаимодействию с владельцами международного аэропорта Сочи, 100% акций которого принадлежат компании «Стратегия-Юг», представляющей интересы холдинга «Базовый элемент» Олега Дерипаски.

Риск ВТО. С 21 августа акции «Аэрофлота» включены в котировальный список «А1» ММВБ. По мнению аналитиков, это повысит интерес к акциям авиакомпании со стороны крупных иностранных инвесторов. Однако эксперты отмечают, что в операционной деятельности «Аэрофлота» есть и негативные факторы. Прежде всего, тот самый дефицит самолетов. Перевозчики, столкнувшиеся с ростом спроса на их услуги, решают эту проблему за счет расширения собственного авиапарка, но, естественно, оперативно это сделать не могут – от заключения контракта до поставки самолетов проходит несколько лет.

Ключевой же риск авиакомпании – потеря «пролетных денег». С советских времен «Аэрофлот» получает многомиллионные суммы от иностранных авиакомпаний, которые используют воздушное пространство России для полетов Европа – Азия – Европа. Но в свете вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО) авиакомпания может лишиться данных средств. «”Аэрофлот“ может потерять значительную часть денежных средств, – отмечает аналитик «Ренессанс Капитала» Эдуард Фаритов. – К примеру, в 2006 году компания получила около $400 млн «пролетных денег», в то время как вся ее прибыль составила $258 млн». Правда, несмотря на требования Евросоюза об отказе от взимания платы с иностранных авиакомпаний за транссибирские перелеты, Россия пока отстаивает за собой это право. Координационное заседание по вступлению России в ВТО намечено на сентябрь, но эксперты полагают, что этот вопрос вряд ли решится раньше 2008 года.

Кроме того, при вложении в акции «Аэрофлота» не стоит забывать и о такой «мелочи» как низкая ликвидность: по оценке, аналитика Deutsche UFG Елены Сахновой, в свободном обращении находится лишь около 5% акций авиакомпании.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль