Автопробегом по зеленой карте

90
Россия собирается войти в систему международной автогражданки «Зеленая карта». Вступительный взнос составит около 11 млн евро. Готовы ли страховщики на такие траты?
Москвич Дмитрий З. отправился на своей машине в Словакию. Страховой полис «Зеленая карта» приобрел у болгарской компании «Булстрад» (через уполномоченного агента). В городе Ружембероке произошло ДТП, Дмитрий оказался потерпевшим. «При осмотре места происшествия и составления протокола меня совершенно запутали, – делится печальным опытом автопутешественник. – По-русски никто из полицейских не говорил, я подписывал какие-то протоколы, не понимая, что там написано. В итоге оказалось, что они составили липовую картину происшествия, оспорить которую мне не удалось. Получилось, что страховка – просто выброшенные на ветер деньги: ни защиты, ни помощи». Действительно, сегодня водители, выезжая за рубеж, хоть и обвешаны полисами разных цветов, стопроцентных гарантий не имеют. Негде даже получить элементарный совет, как вести себя в случае ДТП. Но скоро все изменится, обещают российские страховщики.

Суть. «Зеленая карта» (ЗК) – это страховой полис на бланке зеленого цвета, который подтверждает наличие обязательного страхования автогражданской ответственности на территории 44 стран, куда входят вся Европа, Тунис, Израиль, Иран, Ирак, Марокко. По оценке экспертов, объем премии, собранной страховыми компаниями по ЗК, составляет около 15 млн евро. Россия (а также Армения, Грузия, Азербайджан) пока не вошли в договор международного ОСАГО. «Сегодня российские страховые компании заключают с выезжающими за рубеж автолюбителями договоры ЗК, действуя в качестве агентов иностранных компаний, – говорит заместитель директора бюро «Зеленая карта» при Российском союзе автостраховщиков Сергей Разуван. – Если договоры будут заключаться российскими страховщиками напрямую, то автовладельцы перестанут переплачивать за иностранные полисы, а страховой рынок получит дополнительный стимул для развития».

Порядок обязательного страхования автомобилей в рамках полиса ЗК будет определяться новой главой закона об ОСАГО, поправки к которому в ближайшее время рассмотрит Госдума. «В случае наступления страхового случая (причинение вреда жизни и здоровью третьих лиц, нанесение ущерба имуществу третьих лиц в связи с эксплуатацией автотранспортного средства) убытки пострадавшим будет компенсировать страховая компания виновного водителя, – объясняет заместитель директора департамента автострахования Русской страховой компании Елена Наумченко. – При этом сумма и порядок возмещения определяется в соответствии с законодательством страны, где произошла авария. Консультационные и юридические услуги сможет оказывать национальное бюро «Зеленая карта», чьи координаты будут указаны в полисе».

Цена вопроса. Чтобы получить добро на операции в рамках системы ЗК, претендент обязан обладать опытом страхования ответственности автовладельцев не менее пяти лет, в том числе опытом работы с ОСАГО не менее одного года. Второе условие вхождения в систему – договор с международными перестраховщиками с высоким кредитным рейтингом о перестраховании рисков. Кроме того, необходимо внести единовременный взнос в один из крупных европейских банков. Размер депозита складывается из 8 млн евро за первые 20 млн транспортных средств национального парка плюс 0,2 евро за каждое транспортное средство сверх 20 млн. Подсчет размера автомобильного парка России строится на основании учетных данных ГИБДД. В стране зарегистрировано около 38,4 млн машин. Как сообщил начальник отдела регулирования страховой деятельности Минфина РФ Василий Олимпиев, для вступления в «Зеленую карту» автостраховщикам потребуется сформировать депозит или равнозначные гарантии в размере более 11 млн евро, а также создать перестраховочную программу по моторным рискам (все виды автострахования), которая обойдется в сумму свыше 4 млн евро. «Из 170 российских страховых компаний по меньшей мере 20 изъявили желание участвовать в ЗК, – прокомментировал Сергей Разуван. – Поскольку вход в программу обойдется им в сумму около 1 млн евро, то речь идет о ведущих игроках на рынке страхования. Кроме того, оформлением ЗК займутся компании, работающие в Северо-Западном регионе, – там, где наибольший поток автотранспорта, выезжающего в Европу».

Деньги из расходов на ведение дел пойдут в том числе на создание скорой информационно-правовой помощи для водителей, попавших в ДТП. Сейчас получить юридическую консультацию за рубежом для наших соотечественников не только дорого, но и весьма проблематично.

Никаких особых прибылей продажа ЗК страховым компаниям не принесет: по оценкам экспертов, на Западе эта услуга почти на 100% убыточна. Поэтому вступление российских страховщиков в систему ЗК – это возможность предложить клиентам дополнительный продукт. Предполагается, что страховая компания должна будет взять на себя возмещение ущерба в размере, не превышающем 200 тыс. евро по одному страховому случаю, остальное ляжет на плечи западного перестраховщика.

Некоторые участники рынка настроены скептично, мол, мы с европейскими коллегами окажемся в неравных условиях: в России рисков больше – дороги длиннее и несопоставимо хуже, автопарк более изношен. Значит, вступительный взнос должен быть меньше. Но, как сказал Сергей Разуван: «Заставлять страховщиков продавать полисы ЗК никто не будет. Принятие рисков автопутешественников – дело добровольное». Иными словами, не хочешь, не можешь – значит не надо.

Белая карта. Не первый год ведутся разговоры о возможности создания аналога ЗК, действующей на территории государств-членов ЕврАзЭС (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия, Таджикистан). Казахстан – инициатор создания системы «Белая карта» (БК) – под этим соусом пытается унифицировать тарифы по ОСАГО для казахстанских автовладельцев, пересекающих российскую границу. Для наших страховщиков это совсем невыгодно: в Казахстане страховые тарифы ниже и, соответственно, защита меньше. Участники российского рынка готовы были бы рассмотреть компромиссные варианты. Но Казахстан занял жесткую позицию относительно российских перестраховщиков, введя с 2004 года ограничения по рейтингу финансовой надежности (среди российских компаний достаточным критерием сегодня располагает лишь «Ингосстрах»). В свою очередь, российские страховщики решили попридержать решение выгодных для казахстанской стороны вопросов. Пока проект БК находится в стадии вялотекущих переговоров между лоббистами обеих стран.

СОВЕТЫ: Если с вами произошел страховой случай

Как и любой другой финансовый документ, «Зеленая карта» требует бережного обращения.

Храните оригинал ЗК и никогда не отдавайте ее кому бы то ни было. На всякий случай имейте несколько ксерокопий ЗК. Для оформления аварии достаточно занести в протокол номер вашей карты.

При составлении протокола о ДТП свою подпись надо дополнить фразами «Языком не владею», «Ничего из написанного не понял». В противном случае вас могут признать виновным, а вы даже не поймете, как это случилось.

Обязательно запишите координаты второго участника ДТП и номер его «Зеленой карты».

Требуйте копию протокола. По возможности собирайте максимум оформленных на месте ДТП бумаг и храните их. Вероятно, что из-за какой-то мелочи вас не выпустят из страны до полного выяснения обстоятельств.

Просроченная ЗК недействительна. Покидая с ней чужую землю, вы будете вынуждены купить карту снова, иначе вас не выпустят из страны.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль