Экономические события; обзор рынков; экономический обзор месяца

1496

экономические события

Предлагаем перечень экономических событий, проранжированных по степени их значимости для бизнеса финансовыми руководителями компаний.

1. НДС в ближайшие годы снижен не будет

В минувшем месяце в правительстве велись активные дискуссии о снижении НДС до 13%. За эту идею ратовал премьер-министр Михаил Фрадков. Его оппонентами были министр экономического развития и торговли Герман Греф и министр финансов Алексей Кудрин, утверждавшие, что в результате подобной реформы российский бюджет может потерять до 360-365 млрд руб. В итоге Бюджетная комиссия Правительства РФ приняла решение не снижать НДС в течение трех лет. Николай Кудрявцев, финансовый директор ОАО «Магазины Электроники «МИР» (Москва), считает, что после этой новости финансовые директора ждут решения правительства относительно ставки ЕСН: «Тогда будет прогнозируем вектор по выходу организаций из тени в части оплаты труда. Пока тенденция непонятна».

Вместе с тем, по мнению Кирилла Лукьянова, заместителя финансового директора ООО «Системные Технологии» (Калининград), налогоплательщикам важнее не снижение налоговых ставок, а прозрачность налоговых законов и четкие правила налогового администрирования.

Именно на оптимизацию налогового администрирования и будут направлены ближайшие нововведения. В частности, предполагается ускорить возмещение НДС по капитальным вложениям и перейти на заявительный порядок возврата НДС экспортерам.

2. Правительство увеличило порог перехода на «упрощенку»

Правительство России одобрило законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс, увеличивающий порог перехода для малых предприятий на упрощенную систему. В соответствии с законопроектом с 15 до 20 млн руб. увеличивается доход налогоплательщика, превышение которого является основанием для возврата на общий режим налогообложения, и с 11 до 15 млн руб. увеличивается объем дохода, дающего право на переход на упрощенную систему налогообложения. Кроме того, переход на упрощенную систему налогообложения запрещается бюджетным организациям и разрешается некоммерческим организациям, государственным унитарным предприятиям и организациям потребкооперации.

Кирилл Лукьянов считает, что данный законопроект не совсем оправдал ожидания налогоплательщиков, которые надеялись на более существенное повышение порога перехода на упрощенную систему налогообложения для малых предприятий (до 50 млн руб. и выше). Но есть и положительные моменты - несколько расширен закрытый перечень затрат, учитываемых при определении налоговой базы. «Однако этим же законопроектом закрывается и очень «экономная» налоговая схема для предприятий на УСН, работающих в рамках договора о совместной деятельности, - им будет запрещено использовать УСН», - отмечает Кирилл Лукьянов.

3. Новый подход к выявлению трансфертного ценообразования

Минфин России разработал новые принципы выявления трансфертных цен, которые, по словам заместителя министра финансов РФ Сергея Шаталова, будут более либеральными по сравнению с ныне действующими. Так, сегодня налоговики могут проверить правильность применения цен, если они отклоняются «более чем на 20% от уровня цен, применяемых фирмой по идентичным товарам в пределах непродолжительного времени» (п. 2 ст. 20 НК РФ). Минфин же предлагает отказаться от установления каких-либо коридоров по определению трансфертного ценообразования, а также от определения «непродолжительного периода», в который были совершены такие сделки. Планируется учитывать минимальные и максимальные цены на рынке. «В каких-то случаях при этих условиях коридор будет шире, а в каких-то уже, чем существующие 20%», - подчеркнул Сергей Шаталов.

Кроме того, Минфин России планирует обеспечить дополнительную защиту налогоплательщика, пока все обстоятельства применения той или иной цены не будут разобраны в досудебном или в судебном порядке. Для этого налогоплательщик имеет право представить все необходимые документы, особенно в случае контролируемых сделок.

Однако представители бизнеса не считают данные поправки позитивными. Попытки государства регулировать трансфертное ценообразование, по словам Игоря Николаева, финансового директора фармацевтического холдинга «Аконит» (Санкт-Петербург), вызывают раздражение у многих представителей бизнеса.

А Светлана Каналина, финансовый директор ЗАО «НБ-Ретал» (Москва), считает, что бизнес использует трансфертное ценообразование «не от хорошей жизни». По ее мнению, восстановление льготы по таможенной пошлине и НДС по ввозимым (не в качестве взноса в уставный капитал) основным средствам больше бы способствовало сокращению количества сделок с трансфертным ценообразованием, чем предпринимаемые сегодня меры по контролю подобных сделок.

4. ФАС рекомендует банкам предоставлять информацию о предстоящих выплатах по кредитам

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) намерена направить в ЦБ РФ рекомендации, в соответствии с которыми кредитные организации будут информировать заемщиков обо всех предстоящих выплатах по кредиту до заключения кредитного договора, в том числе о плате за открытие и ведение счета, комиссии за предоставление кредита, ежемесячных платежах, комиссии за ведение кредитного досье.

Как сообщил заместитель руководителя службы Андрей Кашеваров, одной из основных проблем российской сферы кредитования является разница между заявляемой и фактической ставками по кредиту. По его словам, вилка этих ставок сегодня составляет 17-25%, а разброс комиссий - 9-52%.

Эти рекомендации вполне соответствуют интересам заемщиков, отмечает Олег Кутепов, начальник планово-экономического отдела ООО «Управляющая компания «В.А.В.С.» (Москва). Некоторые банки требуют страховать риски по невозврату кредита, залог и т. д., о чем тоже было бы неплохо информировать заемщиков до заключения кредитного договора, добавляет он.

5. Филиалов иностранных банков в России не будет

Правительство России не разрешит открывать филиалы иностранных банков на российской территории. «Это наша позиция, зафиксированная на переговорах по вступлению в ВТО, и мы твердо стоим на ней», - заявил первый заместитель председателя Центрального банка России Андрей Козлов.

«Позиция Российский Федерации на переговорах по вступлению в ВТО имеет два элемента, - подчеркнул Козлов. - Иностранным банкам, созданным в России в качестве отдельных юридических лиц, будут предоставлены те же условия, что и банкам с российским капиталом. Иностранные же банки, находящиеся за пределами России и неинкорпорированные на ее территории, открывать свои филиалы в РФ не будут».

Игорь Николаев отмечает, что адекватное решение данной проблемы - открытие на территории РФ дочерних структур иностранных банков.

6. Формируется база данных по схемам уклонения от налогов

Управление Федеральной налоговой службы Российской Федерации по Москве формирует базу данных по схемам уклонения от налогов, сообщили в Управлении. По словам сотрудника Управления, с августа прошлого года в УФНС по Москве применяется информационно-правовая система «Схемы уклонения от налогообложения», которая содержит 119 типичных схем незаконного возмещения НДС.

Информационно-правовая система позволяет производить поиск по основным параметрам, например по грузоотправителям, наименованиям товаров и другим характерным признакам незаконного возмещения НДС. Начальник Управления международного сотрудничества и обмена информацией ФНС Елена Толгская подтвердила эти сведения: «Это пилотный проект, он предполагает, что все схемы, выявленные в ходе проверки, помещаются в банк данных».

Николай Кудрявцев считает, что сама идея создания подобной базы правильная, но ее реализация может превратиться в тотальную «охоту на ведьм»: «База есть, объект есть, теперь надо будет всех проверить на предмет использования схем».


Обзор рынков

Экономические события; обзор рынков; экономический обзор месяца

Рост ставок снижает привлекательность развивающихся рынков

Кирилл Тремасов, начальник аналитического отдела Банка Москвы

Ключевым событием марта на мировых рынках стал довольно резкий рост процентных ставок.

Доходность казначейских обязательств США поднялась до максимального уровня за последние полгода (см. рис. 1), что оказало дестабилизирующее влияние на развивающиеся рынки.

Многие инвесторы вспомнили прошлогодние события, когда вслед за изменением кредитно-денежной политики Федеральной резервной системы США и ростом процентных ставок начался массовый отток капиталов с emerging markets (развивающихся рынков), приведший к достаточно глубокой коррекции последних.

Россия прошлой весной оказалась в числе наиболее пострадавших (см. рис. 2). Неудивительно, что как только угроза роста процентных ставок вновь стала реальной, инвесторы на развивающихся рынках забеспокоились. Вопрос, не повторятся ли прошлогодние события, волнует сейчас всех.

На наш взгляд, рост процентных ставок на мировых рынках действительно повышает риски инвестиций в emerging markets. Тем не менее в отношении России мы видим ряд ключевых отличий текущей ситуации от прошлогодней, которые не должны привести к повторению ситуации.

Фактор неожиданности. События прошлогодней весны для многих инвесторов оказались неожиданными. В начале 2004 года не существовало четкого консенсуса в вопросе о динамике учетных ставок. Многие эксперты полагали, что ФРС может удерживать ставки на предельно низких уровнях в течение всего года. Консенсус появился лишь в апреле, когда макростатистика зафиксировала реальное улучшение ситуации на рынке труда. Поэтому можно говорить о том, что на рынках имело место кардинальное изменение ожиданий - отсюда и столь резкая реакция.

Экономические события; обзор рынков; экономический обзор месяца Экономические события; обзор рынков; экономический обзор месяца

Сейчас же ситуация противоположная. В начале нынешнего года никто не сомневался в том, что ФРС США продолжит повышение ставок. Средний рыночный прогноз предполагал рост учетных ставок к концу года до 3,5-4% (наш прогноз - 4%). На фоне дальнейшего ужесточения кредитно-денежной политики ФРС большинство инвесторов были уверены и в повышении долгосрочных процентных ставок. Конечно, динамика долговых рынков в январе-феврале многих смутила, но говорить о том, что нынешний рост доходностей американских казначейских обязательств оказался полной неожиданностью, было бы явным преувеличением. Похоже, что если бы в начале года не произошло непредсказуемое снижение процентных ставок, то их рост до текущих уровней остался бы абсолютно незамеченным.

Мы полагаем, что рост долгосрочных процентных ставок до 5% (по 10-летним казначейским обязательствам США) в течение года не должен вызвать каких-либо заметных потрясений на мировых рынках, в том числе и на развивающихся. Серьезные риски для emerging markets возникнут лишь в том случае, если рост долгосрочных процентных ставок окажется более драматичным, но это маловероятно. Все усилия ФРС направлены сейчас на то, чтобы не допустить резкого повышения ставок, представляющего наравне с дорогой нефтью серьезную угрозу экономическому росту в США.

«Температура» рынка. В отличие от прошлогодней ситуации, когда цены большинства российских «голубых фишек» превысили свои справедливые значения и рынок по всем параметрам характеризовался как перегретый, нынешнее состояние рынка является скорее нейтральным. Большинство бумаг находятся пока ниже своих справедливых уровней, хотя по ряду секторов уже можно говорить об адекватной оценке. Напомним также, что в прошлом году коррекции рынка, начавшейся в апреле, предшествовал рост индекса РТС на 65% (!) за четыре месяца, в результате которого рынок вышел на исторические максимумы. Сейчас же рыноклишь незначительно превысил уровни ноября прошлого года и до сих пор находится ниже прошлогодних максимумов.Одним словом, все факторы указывают на то, что никакого «пузыря» на российском фондовом рынке сейчас нет. А раз так, то и оснований для жесткой коррекции не видно.

Валютная политика. Одним из ключевых факторов ухода иностранного капитала с российских финансовых рынков в прошлом году стало, на наш взгляд, неосторожное заявление представителей Банка России об изменении курса валютной политики. В частности, было заявлено о нежелательности чрезмерного укрепления рубля. Многие участники рынка восприняли эти слова как сигнал об изменении тренда на валютном рынке, что снизило привлекательность российских активов в глазах нерезидентов.

Сегодня мы наблюдаем противоположную ситуацию. Рубль продолжает укрепляться, и инфляционная угроза, которая сейчас существенно выше, чем год назад, не позволит Центральному банку вносить коррективы в проводимую кредитно-денежную политику. Более того, многие участники рынка полагают, что угроза инфляции заставит ЦБ РФ пойти на еще большее укрепление рубля (мы, впрочем, не разделяем эту точку зрения, полагая, что динамика рубля по отношению к доллару в значительной степени будет определяться поведением рубля на мировых рынках).

Таким образом, ситуация, складывающаяся сейчас на внутреннем валютном рынке, служит скорее аргументом в пользу российских активов, нежели бегства от них.

Политические риски. Прошлой весной многие негативные факторы сошлись в одной точке. Как мы уже отметили выше, это и повышение процентных ставок на мировых рынках, и изменение валютной политики ЦБ РФ, и очевидный «перегрев» рынка. Однако настоящую панику среди инвесторов в прошлом году вызвало «дело «ЮКОСа», активизировавшееся как раз в апреле прошлого года. Конечно, политические риски остаются и сейчас. Их проявлением могут стать новые налоговые претензии к крупнейшим российским компаниям, дела о пересмотре итогов приватизации, распродажа оставшихся активов «ЮКОСа» и т. д. Однако вероятность таких событий в ближайшие месяцы мы считаем невысокой. Наш главный аргумент заключается в том, что в текущей социально-экономической ситуации в стране, значительно ухудшившейся за прошлый год, любые резкие движения противопоказаны. Властям необходимо стабилизировать ситуацию в экономике и в обществе. Население не увидело пока для себя никакой пользы от национализации нефтяных активов и преследования олигархов. Более того, как свидетельствует макростатистика, реальные доходы населения пострадали в результате действий правительства, а уровень дифференциации доходов достиг критических значений. Новые «дела «ЮКОСа» могут вызвать сейчас критику властей не только с правого фланга, но и с левого, в результате Кремль впервые за последние годы может лишиться поддержки электората.

Из всех перечисленных политических рисков наиболее вероятным мы считаем продажу оставшихся активов «ЮКОСа». Мы думаем, что это событие окажет серьезное негативное влияние на российский фондовый рынок и вызовет коррекцию, подобную той, что мы наблюдали в конце прошлого года на фоне аукциона по «Юганскнефтегазу». Однако возможные сроки этого события, на наш взгляд, связаны с завершением сделки «Газпрома» и «Роснефти». Проще говоря, госкомпаниям требуется время, чтобы «переварить» «Юганскнефтегаз» (как мы видим, этот процесс идет очень тяжело), и лишь после этого они будут готовы к новым поглощениям. Мы полагаем, что объединение «Газпрома» и «Роснефти» завершится в июне-июле. Таким образом, самым ранним сроком активизации «дела ЮКОСа» мы считаем август-сентябрь.Пока же события в политической сфере (продолжение налоговой реформы, приближение момента либерализации рынка акций «Газпрома», позитивные итоги российско-американского саммита президентов) убеждают инвесторов сохранять свои позиции в России.

На наш взгляд, пауза, возникшая на российском фондовом рынке в марте, не будет продолжительной. Во II квартале мы ожидаем продолжения роста цен и полагаем, что индекс РТС может подняться до 750-800 пунктов.На мировом долговом рынке мы ждем продолжения умеренного роста процентных ставок и считаем, что к концу года доходности государственных ценных бумаг США могут подняться с 4,5 до 5%.

Рост ставок на мировых рынках снижает привлекательность российских еврооблигаций. Мы не видим в этом сегменте значительного потенциала роста, полагая, что котировки «России-30» могут снизиться до уровня номинала.

Внутренний долговой рынок, на наш взгляд, более привлекателен по сравнению с евробондами. Даже в условиях повышения ставок на мировых рынках рублевые облигации, поддерживаемые высоким уровнем ликвидности, могут сохранить стабильность. Особенно мы выделяем сегмент муниципальных и субфедеральных облигаций, спрэды которых к госбумагам, на наш взгляд, неоправданно высоки.

Тенденции внутреннего валютного рынка во многом будут определяться динамикой мировых валютных курсов. Мы полагаем, что повышение учетной ставки в США в скором времени приведет к развороту валютных трендов и доллар вновь начнет укрепляться по отношению к евро и йене. Если наши прогнозы сбудутся и соотношение «евро/доллар» вновь упадет ниже 1,3, то соотношение «доллар/рубль», скорее всего, вернется на уровень 28 руб. и выше.


экономический обзор рынков

Экономические события; обзор рынков; экономический обзор месяца

Кризис налогового администрирования

Борис Костин, заместитель главного редактора журнала «Финансовый директор»

Количество судебных дел по налоговым спорам неуклонно растет (см. рисунок). В 2004 году рост составил 38% по отношению к предыдущему году, а по сравнению с 1999 годом их число увеличилось более чем в четыре раза. Из всех дел, рассматриваемых в арбитражных судах, 67% - это конфликты бизнеса и государства, в том числе 42% - налоговые споры. Вдумайтесь в эти цифры: количество конфликтов между предприятиями, связанных с агрессивными поглощениями, дележкой собственности и размыванием активом, возвратом долгов и невыполнением контрактных обязательств и проч., в два раза меньше числа споров между компаниями и различными государственными структурами, лидером среди которых является налоговая служба.

Экономические события; обзор рынков; экономический обзор месяца

Столь негативные тенденции спровоцировали многие СМИ на сентенции об окончательном переходе налоговых рисков из категории экономических в ранг политических. При этом используется следующая аргументация: раньше налоговая нагрузка на предприятие зависела исключительно от квалификации его налоговых юристов и бухгалтеров, теперь же этот показатель в большей степени определяется взаимоотношением руководства компании и ее собственников с властью. Опрос, проведенный нашим журналом, показал, что большинство финансовых директоров не согласны с такой постановкой вопроса.

Игорь Николаев, финансовый директор фармацевтического холдинга «Аконит» (Санкт-Петербург):
«Я не склонен драматизировать ситуацию, сложившуюся к настоящему времени во взаимоотношениях налогоплательщиков с налоговыми органами. На мой взгляд, ощущение того, что налоговые риски переходят в политическую плоскость, обусловлено «делом «ЮКОСа» (действительно, политическим), которое имело колоссальный резонанс. Сегодня скорее наблюдается тенденция перехода от буквального толкования законодательства к пониманию его реального смысла (то есть если раньше было достаточно придерживаться буквы закона, то теперь надо соблюдать и его «дух»). Как только бизнес поймет новые подходы руководства страны к взаимоотношениям с налогоплательщиками, ситуация стабилизируется».

В пользу взвешенной точки зрения свидетельствует и статистика. Процент дел, выигрываемых налогоплательщиками, на протяжении трех лет остается неизменным - примерно 73%.

И все же лавинообразный рост количества этих дел не может не беспокоить. Вопрос первостепенной важности сегодня - это создание прозрачных правил для уплаты налогов и налогового контроля, которые бы исключали двойное толкование.

Олег Пелих, президент Фонда правовой поддержки и защиты предпринимательства:
«На мой взгляд, необходимо четко прописать «правила игры» (это важнее величины ставок налога и способов их взимания), сделать их неизменными на продолжительный срок, желательно одинаковыми для всех резидентов и нерезидентов, участвующих в хозяйственной деятельности на территории России. Вот тогда рынок сам разберется, в каком направлении ему развиваться, а задача государства путем увеличения или уменьшения ставок подтолкнуть его в ту или иную сторону».

Широко растиражированная СМИ история о том, как Герман Греф поспорил на бутылку коньяка, что ни одну главу второй части Налогового кодекса два специалиста не истолкуют одинаково, забавна, но оставляет неприятный осадок.Неприятный, потому что министр, входящий в экономический блок, не просто высмеивает закон, который входит в сферу ответственности этого блока (пусть и не его ведомства напрямую), а делает это публично. Еще печальнее то, что Греф абсолютно прав.

Достаточно изучить обзор решений арбитража, чтобы убедиться - сами суды по одним и тем же вопросам выносят прямо противоположные решения. По оценкам налоговых юристов, примерно 90% налоговых споров вызваны неправильным толкованием законодательства и лишь 10% - умыслом и нежеланием компаний платить налоги. Именно крайняя запутанность законов является сдерживающим фактором для выхода из тени большинства предприятий.

То, что ситуация в налоговой сфере требует упорядочения, сегодня очевидно не только бизнесу, но и государству (если у кого и могут возникнуть возражения, так только у отдельных чиновников, извлекающих выгоду из сложившейся неразберихи). Как стало известно, в настоящий момент проект либерализации методов налогового администрирования готовит специальная рабочая группа, куда вошли представители правительства, администрации президента и независимые специалисты. По словам одного из разработчиков, основные положения готовящихся поправок (см. подверстку) были одобрены лично президентом. Впрочем, сказать, когда и в каком виде эти инициативы будут изложены в законопроекте, пока никто не берется.

По мнению управляющего партнера компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Сергея Пепеляева, существенно улучшить ситуацию с налоговым администрированием также могло бы законодательное закрепление методов текущего и предшествующего налогового контроля. Эти методы хорошо известны и широко применяются в мировой практике. У нас же используется исключительно последующий налоговый контроль.

Предшествующий налоговый контроль предполагает возможность консультации налогоплательщика в налоговых органах еще до совершения сделки. Такой консультации присваивается официальный статус, и предприятие, действуя в соответствии с полученными разъяснениями, страхует себя от возможных претензий со стороны налоговиков. Если компания считает, что полученный ответ налоговых органов ущемляет ее права, она может также еще до совершения сделки обратиться в суд.

В Минфине России к таким предложениям относятся пока скептически, опасаясь коррупции: даст предприятие взятку инспектору, а он им взамен нужную рекомендацию. Правда, и сейчас этому инспектору, пришедшему с проверкой post factum, можно предложить взятку с тем же успехом. Пока идеологи налоговой реформы в Минфине размышляют, первый шаг в этом направлении сделал ВАС РФ (постановление ВАС РФ от 22.06.04 № 2487/07), рассмотрев иск налогоплательщика к налоговым органам, основанный на их предварительной консультации. «В данном случае неважно, что налогоплательщик проиграл, главное - все судебные инстанции посчитали, что суд вправе рассматривать дело о законности консультации, данной налоговым органом, - говорит Сергей Пепеляев. - Пять лет назад такое не могло случиться. Согласно Арбитражно-процессуальному кодексу суды рассматривают акты органов управления, а консультации такими актами не являются. Теперь суды стали подходить к этому вопросу менее формально, и их позиция изменилась».

И все же, на мой взгляд, ключевым является вопрос об ответственности налоговых инспекторов за принимаемые решения. «Финансовый директор» уже поднимал эту проблему (см. «Финансовый директор», 2004, № 7-8). Три четверти решений налоговых органов в судах признаются незаконными. Долго бы продержалась ваша компания, если бы три четверти принимаемых менеджерами решений были ошибочными? Не думаю. А налоговики с такими показателями процветают, раз за разом рапортуя о новых рекордных «урожаях» налогов.

Сергей Алдохин, начальник отдела налогового консалтинга ООО «Компания «Брокеркредит-сервис» (Москва):
«Необходимо четко и однозначно законодательно установить права налоговых органов при проведении различных форм налогового контроля. Причем не только установить, но и прописать последствия их несоблюдения налоговыми органами и превышения чиновниками предоставленных им прав. В настоящее время сложилась парадоксальная ситуация, при которой налоговые органы зачастую не соблюдают прописанные в Налоговом кодексе процедуры, но при этом не несут за это никакой ответственности. Более того, суды зачастую оправдывают такое поведение налоговиков, ссылаясь как на необходимость качественного контроля за действиями налогоплательщика, так и на отсутствие мер ответственности для налоговых органов и их должностных лиц за несоблюдение процедур. И если в последнее время все чаще говорится о недобросовестных налогоплательщиках, то почему нельзя оперировать терминами «недобросовестный налоговый орган» или «недобросовестное злоупотребление правом при проведении налогового контроля»?

К ответственности же привлекаются сотрудники налоговых инспекций, которые отказываются идти в суд с заведомо проигрышными делами. Ситуация абсурдная: в Москве, например, заведено два уголовных дела против сотрудников налоговых инспекций, не подавших апелляцию по проигранным и абсолютно бесперспективным делам.Однако в рамках одной лишь налоговой реформы все обозначенные проблемы не решить. Налоговая система является лишь частью взаимоотношений между бизнесом и государством. «Основная проблема для среднего и малого бизнеса - это необоснованная административная нагрузка со стороны проверяющих организаций (СЭС, пожарные, милиция и т. п.), которые действуют по принципу презумпции виновности», - считает Дмитрий Письменный.

Когда нарушена вся система сдержек и противовесов во взаимодействиях между компаниями и чиновниками, навести порядок в отдельно взятой сфере налогообложения практически нереально. Если продолжить цепочку рассуждений, то нужно говорить о необходимости создания гражданского общества, о действенном контроле этого общества над властью (а не только наоборот), но это уже вопросы, выходящие за рамки тематики нашего журнала.




Одиннадцать шагов навстречу налогоплательщику

1. Определить закрытый перечень документов, которые может истребовать налоговая инспекция. Планируется, что в этот перечень войдут только регистры бухгалтерского и налогового учета. В таком случае налоговики не смогут требовать при камеральной проверке первичные документы.

2. Увеличить срок представления документов по требованию налоговых органов до 10 рабочих дней.

Сергей Богатырёв, менеджер ЗАО «Интеринвест» (Москва):
«Очень часто и этого срока мало, когда речь идет о документах от нерезидентов России: их изготовление, легализация, пересылка и перевод могут занимать недели, а в отдельных случаях - месяцы. Я считаю нормальным сроком представлениядокументов в официальные органы (в том числе и в налоговую службу) 20 рабочих дней (4 календарные недели)».

Дмитрий Письменный, финансовый директор департамента ОOO «ЮНИВЭЙ Менеджмент» (Москва):
«Необходимо разрешить представление копий документов и запретить изъятие оригиналов, так как это парализует работу компании».

3. Увеличить срок, в течение которого налогоплательщик может представить свои возражения по акту выездной налоговой проверки, до 20 дней.

4. Создать в инспекциях специальные отделы по рассмотрению жалоб налогоплательщиков. Предполагается, что этот отдел будет подчиняться не начальнику инспекции, а вышестоящему налоговому органу.

5. Решения налоговых органов по актам проверок должны приниматься только в присутствии налогоплательщика.

6. В случае значительных доначислений акт проверки должен утверждаться не в налоговой инспекции, а в вышестоящих инстанциях. Критерий значительности может быть как абсолютным, так и относительным (например, в процентах от выручки). Рабочая группа склоняется к первому варианту. Есть предложение, что доначисления на сумму свыше 1 млн долл. США должны утверждаться в региональных управлениях ФНС, а более 10 млн долл. США - в самой ФНС.

7. Установить максимальный срок продолжительности налоговых проверок в календарных днях начиная со дня начала проверки. Сегодня ФНС придерживается мнения, что при проверках учитывается только срок пребывания налогового инспекторана предприятии. Поэтому два месяца, установленные ст. 89 НК РФ, на практике растягиваются на годы.

8. Законодательно установить ограничение для проведения повторных проверок предприятия вышестоящими налоговыми органами. Рабочая группа рекомендует разрешить повторные проверки только в случае, если в суде доказан сговор предприятия и налогового инспектора и это сказалось на результатах первичной проверки.

9. Измененить порядок предоставления отсрочек в случае угрозы банкротства.

10. Ограничить многочисленные проверки одного налогоплательщика. Планируется разрешить не более трех проверок в год.

11. Приостановить течение срока обжалования в суде на время рассмотрения решения в инспекции.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль