Использование зарубежных закупочных компаний: новые тенденции

3275
Тутыхин Валерий
партнер юридической фирмы «Джон Тайнер и партнеры»
Торговля импортными товарами до сих пор остается одной из самых непрозрачных сфер российского бизнеса. В большинстве случаев компании-импортеры используют «серые» схемы для минимизации налоговых и таможенных платежей. Однако в последнее время применение таких схем становится все более невыгодным, причем не только из-за усиления борьбы с ними, но и потому, что прозрачные компании получают возможность привлечения более дешевых кредитных ресурсов.

Специфика российского импорта заключается в том, что далеко не во всех случаях российская компания закупает товары у иностранного продавца напрямую - нередко в целях налоговой и таможенной минимизации ей выгоднее приобрести их на иностранную компанию, а ввоз в Россию поручить профессиональному таможенному брокеру с налаженными связями на таможне.

На таможне брокер обеспечивает декларирование товара по минимальной цене, оформляя поставку от своего офшора на своего же импортера, а заказчику ничего не остается, кроме как «терять» разницу между рыночной ценой и технической ценой импорта с помощью фирм-однодневок.

Однако теперь российским предприятиям необходимо задуматься об изменении условий работы через нерезидентные закупочные ком- пании, поскольку им нужно учитывать многие факторы, рассмотренные ниже.

Международная борьба с «серыми» схемами

Уже несколько лет в международном бизнесе идет активная борьба с офшорными схемами. В связи с этим сегодня большинство иностранных продавцов отказываются заключать контракты на поставку в Россию товаров с компаниями, зарегистрированными в странах с безналоговыми или низконалоговыми режимами. Во-первых, налоговые службы стран, где находятся поставщики, обычно подозревают, что поставщики экономят на налогах, продавая в Россию товары через офшор, например, занижая цену и оставляя разницу в низконалоговой зоне.

Во-вторых, крупные западные корпорации обязаны проверять своего контрагента на прозрачность и легальность для борьбы с отмыванием денег, например у компании General Electric такая программа существует с 1993 года.

Некоторые российские импортеры под влиянием рекламы фирм-«регистраторов» нашли выход из данной ситуации - они используют для расчетов компании штата Делавэр и иных американских штатов, а также офшоров Великобритании, Исландии и прочих высоконалоговых стран. При этом такие компании в целях налоговой минимизации не платят в данных странах налоги и не сдают налоговую отчетность. Увеличившееся количество таких прецедентов привлекло внимание банков, проводивших платежи для этих компаний. Вследствие этого в 2004 году американские клиринговые банки стали требовать у банков-корреспондентов из России и государств Прибалтики прекратить все отношения с фирмами из США, не сдающими адекватную налоговую отчетность.

Кроме того, российские налоговики стали уделять пристальное внимание таможенным декларациям на импортные товары и направлять материалы проверок в таможенные органы и МВД РФ. В результате иностранные поставщики все чаще стали получать официальные запросы российской стороны о том, кому и по какой цене был продан товар. Реальная цена сделки, указанная в ответе на запрос, позволяет легко отследить всю цепочку платежей - от российской компании до иностранного поставщика.

Большинство предпринимателей, продолжающих работать с нелегитимными схемами импорта, недооценивают юридические возможности правоохранительных органов по обмену информацией и проведению скоординированных действий в отношении нарушителей по обе стороны российской границы. На сегодня Россия заключила большое количество двухсторонних, а также ряд многосторонних договоров об оказании правовой помощи по гражданским и уголовным делам. На основании этих договоров запросы в другие государства могут направляться не только после возбуждения уголовного дела - например, на стадии предварительного расследования или судебного рассмотрения, но и при оперативной проверке. Для этого используются каналы получения информации, указанные в конвенциях1, и запросы через систему Интерпола, а если речь идет об отмывании денег и участии в деле ФСФМ России, то через каналы Эгмонт-ской группы2.

Мнение о том, что термин «Транснациональная организованная преступность», введенный Конвенцией ООН 2000 года, не имеет отношения к торговому бизнесу, ошибочно. Нормы указанной Конвенции охватывают любые сделки, к которым причастно «более одного человека», и направленные на получение материальной выгоды. При соблюдении этих условий документ позволяет правоохранительным органам запрашивать в другом государстве интересующую их информацию, а также замораживать и конфисковывать иностранные активы. Кроме того, анализ уголовной практики последних нескольких лет показывает, что при преследовании граждан по налоговым и таможенным основаниям правоохранительные органы все реже обращаются к классическим налоговым составам преступления и уж тем более не упоминают их в международных запросах.

Сегодня наметилась тенденция обоснования правоохранительными органами состава преступления по экономическим делам нормами ст. 165 УК РФ «Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием» и ст. 201 УК РФ «Злоупотребление полномочиями». Доказательство вины по указанным статьям почти автоматически влечет вменение легализации преступных доходов и угрозу конфискации имущества. В таких условиях уголовно-правовые риски иностранных юрисдикций становятся реальностью.

Таким образом, при планировании деятельности своей зарубежной закупочной структуры нужно тщательно проверить, не противоречит ли эта деятельность российскому законодательству. В противном случае возможно привлечение к ответственности в России лиц, имеющих отношение к этой деятельности.

Проблема получения банковских кредитов

Наличие непрозрачных элементов в цепочке закупки товаров может отрицательно повлиять на возможность привлечения банковского финансирования российским импортером. Одним из обязательных условий кредитования торговой сделки является возможность кредитора контролировать всю цепочку платежей - от оптовика, консолидирующего на своих счетах выручку от продажи товара на российском рынке, до закупочной компании, перечисляющей деньги за товар иностранному поставщику.

Банки, желающие получать прибыль от кредитования импорта, в условиях, когда большинство российских импортеров в той или иной степени используют «серые» схемы налоговой и таможенной минимизации, предпочитают кредитовать не российского оптовика, а иностранную закупочную компанию. Такое кредитование менее рискованно, поскольку средства от закупочной компании напрямую перечисляются продавцу товара. Тем не менее в качестве обеспечения кредитов многие банки требуют предоставить либо корпоративное поручительство от фирмы-оптовика, либо залог товаров на его складе.

Кредитование иностранного трейдера под обеспечение, получаемое от российской стороны, создает для банка дополнительные риски. Так, если в процессе расследования схемы «минимизации налогов» российского импортера налоговики натыкаются на юридическую связь российского оптовика с иностранным трейдером, то в большинстве случаев делают вывод о взаимозависимости сторон. Следовательно, вся процедура импорта рассматривается как схема уклонения от уплаты налогов и таможенных платежей.

Если учесть, что многие банки активно оказывают оптовику «налоговые услуги» (например, контроль денежных потоков заемщика) и все денежные операции производятся внутри одного банка, то риски для банка становятся очевидными.

Как использовать закупочные компании

Несмотря на указанные выше факторы, российским предприятиям не стоит отказываться от закупок через трейдеров-нерезидентов. Дело в том, что кроме оптимизационных целей у владельцев российских торговых компаний существует множество легитимных причин создавать за рубежом закупочные компании. Одной из них, например, является формирование положительной торговой истории для поставщиков и обслуживающих их банков от имени структуры, которая изолирована от российских рисков. Впоследствии такие торговые компании могут быть включены в консолидированную отчетность холдингов, что поможет получить доступ как к кредитным ресурсам иностранных банков, так и к переговорам с иностранными стратегическими инвесторами о продаже части бизнеса по выгодной для собственника цене.

Однако при создании нерезидентной закупочной компании целесообразно следовать нескольким рекомендациям.

Правильный выбор страны

При выборе страны для создания торговой компании необходимо избегать офшорных центров. Во-первых, сужается круг иностранных поставщиков, готовых к сотрудничеству, поскольку, продавая товар офшору, иностранный поставщик подпадает под подозрение налоговых органов. Во-вторых, офшорная компания не может вести активный бизнес в стране регистрации, поэтому ее владельцам придется решить, в какой стране разместить офис трейдера. При выборе высоконалоговой страны придется ставить трейдера на налоговый учет по месту работы. Не следует в этой ситуации верить корпоративным агентам, предлагающим услуги «виртуального офиса» в высоконалоговых странах и утверждающим, что это не создает для офшорной компании налоговой обязанности.

При работе с поставщиками из стран ЕС рекомендуется размещать закупочную компанию в стране, не входящей в Евросоюз. Это позволит упростить администрирование НДС. Хотя наличие у контрагента НДС-номера поставщиками всегда приветствуется, при размещении трейдера в странах ЕС будет достаточно трудно вести оперативный учет по НДС и обращаться в европейские налоговые органы с заявлением о возврате налога при вывозе товара в Россию. Привлечение для этого европейских специалистов может обойтись в значительную сумму. К тому же, поскольку торговая компания контролируется из-за пределов ЕС и имеет минимальное «местное присутствие», процесс получения НДС из европейских бюджетов становится еще более сложным.

Кроме того, если в дальнейшем создаваемая торговая компания планирует получать финансирование у российских банков, необходимо, чтобы страны ее регистрации не было в Перечнях 2 и 3 низконалоговых территорий, утвержденных указанием ЦБ РФ № 1317-У3. В противном случае российский банк не сможет выдать кредит из-за требований ЦБ РФ о резервировании части предоставляемой суммы.

Рекомендации по организации офиса

Где бы ни была расположена закупочная компания, необходимо обеспечить ей «приемлемый уровень местного присутствия»: приобрести для офиса местные телефонные и факсовые линии, а также местный веб-сайт. Не рекомендуется пользоваться услугами интернет-систем по переадресации звонков (например, J-Fax): хотя это может обойтись дешевле, для поставщиков они станут сигналом о том, что их контрагент является «фирмой-невидимкой». Создавая нерезидентную закупочную компанию, следует помнить о том, что ни одно существующее иностранное предприятие не может позволить себе вести двойную бухгалтерию или не учитывать часть оборотов для целей налогообложения. Европейские правоохранительные органы ведут активную деятельность по выявлению фирм-однодневок, особенно это касается США и Великобритании, где регистрационный процесс стоит недорого, но налоговый контроль весьма существенен.

Перспективы

В заключение хотелось бы отметить, что в среднесрочной перспективе (три-четыре года) все описанные в статье факторы должны способствовать переходу российских импортеров на гораздо более прозрачные способы организации своего бизнеса. В итоге это позволит не только снизить российские юридические риски, но и получить доступ к недорогому финансированию и выйти на иностранные рынки капитала через холдинги, которые будут включать все компании, участвующие в импортных операциях.

По мнению автора, при изменении условий организации импорта через нерезидентные закупочные компании целесообразно создавать свою полноценную инфраструктуру за границей. Это позволит не растерять, а капитализировать такие нематериальные активы бизнеса, как отношения с поставщиками и кредитная история.

«Основное условие осуществления прямого импорта -это массовый переход на такую схему работы»

Использование зарубежных закупочных компаний: новые тенденцииИнтервью с президентом Российской ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК) Александром Пляцевым

- Каковы последние тенденции на рынке импортных товаров?

- Российский рынок импортных товаров, в частности бытовой электроники, в ближайшем будущем готовится перейти на систему прямого импорта, когда товар ввозится в страну и растаможивается производителями. На Западе, где такая схема работает уже давно, производители не только сами растаможивают товар, но и завозят его в магазины. Данная схема импорта в Россию должна стать весьма выгодной для государства (увеличиваются таможенные сборы) и ритейлеров, которые собираются «выдавить» с рынка «серых» импортеров. Однако ни зарубежные производители, ни сами импортеры не спешат переходить на прямой импорт, поскольку в стране не созданы соответствующие условия, следовательно, для них это пока не слишком выгодно. Основным препятствием для перехода на прямой импорт является тот факт, что на российском рынке ввозимых из-за рубежа товаров работают как крупные, так и мелкие компании. При этом крупные импортеры на виду, следовательно, к ним в большинстве случаев налоговые и таможенные службы проявляют повышенное внимание. Более мелкие компании имеют возможность маневрировать, что создает им конкурентные преимущества. В этой ситуации большинство крупных импортеров заинтересовано в прямом ввозе импортных товаров, как и в легализации бизнеса в целом, куда больше, чем даже само государство, поскольку им нужны четкие и понятные правила игры.

- В чем же, на Ваш взгляд, основные преимущества прямого импорта для российских компаний?

- Прежде всего это снижение себестоимости товара и издержек на логистику за счет того, что поставка будет осуществляться сразу в нужный регион и увеличится скорость доставки грузов. Прямая цепочка импорта, помимо прочего, позволит российским импортерам обеспечить максимальную прозрачность собственного бизнеса, что поможет минимизировать риски налоговых проверок, а также привлечь необходимое для развития компании банковское финансирование.

- Легальный импорт - это исключительно прямой импорт?

- Нет. Легальный импорт — это необязательно только прямой импорт, но обязательно прозрачный и законный бизнес. Компании могут и должны иметь возможность организовывать свою деятельность так, как им выгодно, но в рамках законодательства. К сожалению, при организации ввоза через нерезидентные закупочные компании процент «серого» и «черного» импорта, использования незаконных методов минимизации налоговых и таможенных платежей очень высок. Это происходит прежде всего из-за того, что проконтролировать такую цепочку ввоза импортного товара гораздо сложнее. Однако это не значит, что работа импортеров через посреднические компании должна быть прекращена. Другой вопрос, что крупным импортерам, которые будут закупать товар напрямую у зарубежного производителя, должны быть предоставлены соответствующие преференции, например упрощенная процедура таможенного оформления, поскольку их договоры будут обеспечены гарантиями дилеровских контрактов, впрочем, как и таможенная стоимость ввозимого товара. Примером этого может служить льготный режим в отношении компаний, включенных в список, утвержденный приказом № 7274. Из опыта зарубежных стран следует, что структура рынка импорта должна быть следующей: 80% прямого импорта и 20% косвенного (через закупочные компании). Это оптимальное соотношение, которое позволяет формироваться конкурентоспособной среде в данном секторе экономики.

- Расскажите подробнее, на какие преференции могут рассчитывать добросовестные импортеры, включенные в «белый» список российских импортеров?

- Льгот и преференций быть не может. Компании хотят быть «белыми» не потому, что им нужны какие-то льготы. Импортеры, прежде всего крупные, заинтересованы в стабильных и понятных правилах игры для успешной работы в будущем, и это является конкурентным преимуществом. Первым шагом к прямому импорту стал указанный документ, по которому определенному кругу добросовестных импортеров (в этом списке сегодня более 50 компаний, которые включены в него по согласованию с ФТС РФ и другими контролирующими ведомствами) предоставляется упрощенный режим импорта. Упрощенность процедуры заключается в том, что цены на товары на таможне не перепроверяются, поскольку все необходимые данные компании предоставляют при включении их в «белый» список, и поставка товара осуществляется на основе инвойса от производителя и контракта между производителем и дилером, прошедшего экспертизу в Управлении таможенной стоимости ФТС РФ. Таможенная инспекция всегда сможет выявить недостоверность данных и довзыскать неуплаченные суммы.

- Есть ли в России компании, которые уже работают по схеме прямого импорта?

- Отдельная компания-импортер не может работать на рынке по схеме прямого ввоза, поскольку ценовые преимущества в этом случае все равно будут иметь фирмы, действующие через нерезидентные закупочные компании, то есть прямой импортер не выдержит конкурентной борьбы. Таким образом, основное условие, при котором импорт в России начнет осуществляться по прямой схеме, — это массовый переход на такую схему и отказ российских импортеров от ввоза товаров через закупочные компании.

Беседовала Марина Киселёва


1К наиболее часто используемым конвенциям относятся: Европейская конвенция о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 года, включая Второй дополнительный протокол 2001 года (45 стран-участниц); Конвенция ООН против транснациональной организованной преступности 2000 года (159 стран-участниц); Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности 1990 года (38 стран-участниц).

2Эгмонтская группа - аналог международной организации Интерпол, в которую входит 84 государства, создана в 1995 году для объединения усилий финансовых разведок различных государств в борьбе с отмыванием «грязных капиталов», а также для обеспечения обмена информацией между финразведками разных стран. Недавно эта организация получила статус наблюдателя при FATF. - Примеч. редакции.

3 Указание ЦБ РФ от 07.08.03 № 1317-У «О порядке установления уполномоченными банками корреспондентских отношений с банками-нерезидентами, зарегистрированными в государствах и на территориях, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций (офшорных зонах)».

4 Приказ ГТК РФ от 28.06.04 № 727 «О контроле таможенной стоимости отдельных видов товаров». - Примеч. редакции.

 

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль