Другой

62
Капиталист. Бывший химик-ядерщик, а ныне совладелец концерна «Тракторные заводы» Михаил Болотин может стать первым в России долларовым миллиардером от машиностроения.
Эту отрасль считают перспективной, но инвесторы ее откровенно не любят. О чем речь? Конечно, о машиностроении, которое последние 20 лет не живет, а выживает. Более того, все чаще эксперты говорят о том, что время и возможности для восстановления отрасли упущены, и в России останется лишь сборочное производство. Правда, есть и другое мнение: «У российского машиностроения сохраняются возможности по возвращению на прежние лидирующие позиции в мире. И это принципиальный вопрос не денег, а политической воли самого государства». Идеологические речи партийного функционера «Какой-нибудь России»? Отнюдь. Мы лишь процитировали крупнейшего акционера концерна «Тракторные заводы» Михаила Болотина. А обвинить его в пустой болтовне вряд ли получится, ведь он сделал капитал в отрасли, которую большинство российских бизнесменов предпочитает обходить стороной.

Интерес Михаила Болотина к машиностроению не случаен. Активное развитие таких инфраструктурных отраслей, как энергетика и строительство, способствует росту спроса на промышленную технику. Кроме того, не стоит забывать и про увеличившиеся расходы государства на закупку военной техники. Но, начиная в 2000 году бизнес в машиностроении, Михаил Болотин вряд ли мог подумать, что ему удастся построить один из крупнейших холдингов в отрасли с выручкой около $1 млрд. Однако спустя семь лет он ставит перед собой амбициозные задачи: к 2012 году продажи компании должны вырасти до $2,6 млрд.

Путь к консолидации. Первым машиностроительным активом Михаила Болотина стал расположенный в Чебоксарах завод «Промтрактор». Чем же привлекло это предприятие бизнесмена? Во-первых, завод построен в 80-х годах прошлого века и использует современные технологии. Во-вторых, «Промтрактор» является крупнейшим в России и третьим в мире (после Caterpillar и Komatsu) производителем тяжелой бульдозерной техники. Впоследствии Михаил Болотин вместе с партнерами приобрели еще несколько предприятий и в 2003 году создали концерн «Тракторные заводы» (КТЗ).

А в 2006 году состоялась одна из крупнейших сделок в российском машиностроении. КТЗ выкупил группу «Агромашхолдинг» у «Промышленных инвесторов» Сергея Генералова. По неофициальной информации, сумма сделки составила около $200 млн. Что же приобрели «Тракторные заводы»? Большое, но малоприбыльное производство сельскохозяйственной техники с чистой рентабельностью на уровне 1–2%. «Производство комбайнов у нас регулярно снижается, что особенно печально на фоне 15–20-процентного роста продаж тракторной и ремонтостроительной техники», – отмечает аналитик «Брокеркредитсервиса» Севастьян Козицын.

Правда, КТЗ удалось выстроить производственную кооперацию между предприятиями «Тракторных заводов» и «Агромашхолдинга». «Они настолько технологически взаимосвязаны между собой, что выделить одно из другого практически невозможно», – подчеркивает Михаил Болотин. Тем не менее концерну еще предстоит решить проблему простаивания производственных мощностей. Например, если в советское время одно из предприятий КТЗ – Владимирский моторо-тракторный завод выпускал до 80 тыс. моделей в год, то теперь – в четыре раза меньше. «В ближайшее время мы подготовим программу по использованию непрофильных активов, – говорит Михаил Болотин. – Думаю, она будет довольно интересна для рынка».

Сейчас в концерн входят 13 машиностроительных заводов различного профиля (промышленное, коммунальное и железнодорожное тракторостроение, сельхозмашиностроение и оборонное производство), а также два научно-исследовательских института. Но Михаил Болотин не собирается на этом останавливаться: «Нас интересуют преимущественно европейские машиностроительные активы». Ведутся переговоры о продаже и с российскими компаниями, но привлекательных активов почти не осталось. В числе последних еще один производитель тракторов – Кировский завод, который аналитики «сватают» «Тракторным заводам». Но в феврале генеральный директор и совладелец петербургской компании Георгий Семененко в беседе с «Ф.» отрицал возможность продажи.

Точки роста. Концерн, планирующий увеличить свои продажи в течение пяти лет в 2,8 раза, не ограничивает собственное развитие только скупкой активов, а пытается вести бизнес в смежных сегментах. С января 2006 года работает компания «Промтрактор-вагон», созданная на базе имущества Канашского вагоноремонтного завода, которое РЖД передало в аренду «Тракторным заводам» до 2015 года. В прошлом году выручка концерна от услуг по ремонту составила $110 млн. Такую же сумму КТЗ заработал на продаже запчастей для грузовых вагонов. А через два года, после введения в эксплуатацию нового завода, концерн планирует стать вторым после «Уралвагонзавода» производителем уже тех самых грузовых вагонов.

Впрочем, прогнозы «Тракторных заводов» в отношении продаж на экспорт более грандиозны. К 2012 году его доля в совокупной выручке компании должна вырасти до 40%, то есть объем экспортируемой техники увеличится в три раза до $1?млрд. «Самыми быстрорастущими рынками тяжелых промышленных тракторов являются рынки Китая и Индии, – говорит Михаил Болотин. – Мы выбрали для себя приоритетом рынок Индии». Также концерн присматривается к Бразилии и Ближнему Востоку. В целом же география продаж «Тракторных заводов» включает более 40 стран.

На рынках третьих стран концерну приходится конкурировать с Китаем, продающим свою продукцию по низкой цене. И не факт, что российскому холдингу удастся победить в этой борьбе. «Из-за отсутствия в нашей стране такой же мощной, как в Китае, государственной поддержки российское машиностроение является неконкурентоспособным на международном рынке, – категоричен в оценках Михаил Болотин. – Несмотря на это, мы приложим все усилия, чтобы вернуть прежние позиции».

Будущая публичность. Между тем аналитики позитивно оценивают перспективы развития концерна, пусть и в России. «Главное преимущество российских тракторов – дешевизна, – отмечает аналитик «Тройки Диалог» Геннадий Суханов. – В последнее время наблюдается хорошая динамика продаж тракторов, особенно в промышленном сегменте». Благодаря этому органический рост выручки (без учета новых приобретений) концерна в 2006 году составил 17%, а объем продаж увеличился до $917 млн.

Но для дальнейшего роста КТЗ необходимы инвестиции. Михаил Болотин пока делает ставку на долговое финансирование, которое он считает наиболее дешевым видом инвестиций. По его словам, долг концерна в 2006 году составил около $500 млн, и вполне может быть увеличен до $800 млн. Эксперты называют такую оценку консервативной. «Компания может вдвое увеличить свою долговую нагрузку», – считает Севастьян Козицын из «Брокеркредитсервиса». «Концерн вполне может довести свою долговую нагрузку до уровня выручки», – соглашается Александр Жуков из «Метрополя».

В качестве альтернативного источника инвестиций рассматривается продажа акций на бирже. В 2006 году концерн создал в своей структуре компанию корпоративного управления (ККУ), одна из основных задач которой – подготовка «Тракторных заводов» к публичному размещению. «В ходе IPO в зависимости от оценки мы готовы продать от 10 до 20% компании», – говорит Михаил Болотин. По мнению Геннадия Суханова из «Тройки Диалог», самый реалистичный для концерна срок выхода на IPO – вторая половина 2008 года. А пока, по его мнению, компании необходимо реструктуризировать активы – устранить дублирующие производства и вывести из структуры непроизводственные подразделения.

Сколько же стоят «Тракторные заводы»? Согласно предварительной оценке «Тройки Диалог», проведенной в ноябре прошлого года, капитализация концерна составляет $1,4–1,7?млрд. Ранее Михаил Болотин заявил, что стоимость бизнеса превышает $1 млрд. А по оценке аналитиков, через два-три года капитализация «Тракторных заводов» может достигнуть уровня в $2,5–3 млрд. Бенефициаром роста стоимости компании является не только Михаил Болотин. В машиностроительном бизнесе его партнерами выступают Семен Млодик (генеральный директор ККУ) и Альберт Баков (бывший совладелец химической группы «Никос»). По словам Михаила Болотина, ему принадлежит «существенно больше 60% акций компании», однако назвать более точную цифру отказался.

Холодный расчет. Есть у крупнейшего совладельца «Тракторных заводов» и другие проекты. «Тракторостроение не является единственной сферой моего интереса», – признается Михаил Болотин. Другими видами бизнеса совладельца КТЗ занимается компания «Мост», у которой есть две дочерние фирмы: «Универсальная инвестиционная компания» (в 2000 году именно она консолидировала пакет акций «Промтрактора») и «Ипроком».

В течение последнего года «Ипроком» скупил 95% акций малайзийской компании Dunham-Bush, являющейся пятым в мире производителем в сегменте больших холодильных машин. И уже в следующем году Михаил Болотин надеется приступить к строительству завода по производству промышленных кондиционеров.

Крупнейший совладелец «Тракторных заводов» дает весьма приблизительную оценку стоимости активов, сосредоточенных под управлением компании «Мост» – «больше $200?млн, но меньше $1 млрд». Но в течение пяти лет Михаил Болотин планирует довести капитализацию компании до заветной отметки в $1 млрд: «Для этого нам нужно достроить заводы в Китае и Малайзии и купить одного производителя в Европе».

Михаил Болотин

Родился 23 мая 1961 года

Образование:
Московский химико-технологический институт им. Д. И. Менделеева (1984), специальность – «химическая технология редких и рассеянных элементов», кандидат химических наук

Опыт работы:
2003 – н. вр. – президент Концерна «Тракторные заводы»
2000 – н. вр. – председатель cовета директоров ОАО «Промтрактор»
1996 – 1997 – заместитель председателя правления Всероссийского банка развития регионов
1996 – н. вр. – председатель совета директоров компании «Мост»
1990 – 1996 – генеральный директор компании «Мост»
1988 – 1990 – младший научный сотрудник кафедры редких элементов МХТИ им. Д. И. Менделеева
1984 – 1988 – аспирант МХТИ им. Д. И. Менделеева

Семейное положение:
женат, имеет дочь и сына

i

Концерн «Тракторные заводы»

Год основания: 2003
Главный офис: Москва
Консолидированная выручка в 2006?году: $917?млн (МСФО)
Основные направления деятельности: промышленное тракторостроение, сельхозмашиностроение, военная техника

БИЗНЕС

С прицелом на оборонный заказ

В апреле 2005 года концерн «Тракторные заводы» приобрел 50,6% акций «Курганмашзавода» у холдинга «Сибур» за $43 млн.

В конкурентной борьбе за предприятие КТЗ обошел «Руспромавто» Олега Дерипаски.

«Курганмашзавод» является единственным в России производителем боевых машин пехоты (БМП-1, 2, 3). Кроме того, компания реализует гусеничные вездеходы, автомобильные прицепы и т. п. В 2007 году доля военной техники в структуре выручки завода составит около 40%, гражданской продукции – 60%. Но к 2010 году ситуация должна измениться с точностью наоборот. Причина – рост оборонного заказа и экспортных поставок. В прошлом году закупки Министерства обороны увеличились в три раза до 1,85 млрд рублей, а в мае 2007 года «Курганмашзавод» подписал новый контракт на 2007–2010 годы по производству и ремонту военной техники на 7 млрд рублей.

Интернационал на траках

Выплавить больше стали, произвести больше тракторов.

Эти заветы коммунистической партии остались в прошлом, как и Советский Союз. Можно не сомневаться в том, что производство тракторов в России никогда не достигнет уровня «ударных пятилеток». «Тогда заводы отгружали трактора, не заботясь о сбыте, – поясняет Михаил Болотин. – При этом не нужно забывать о том, что Советский Союз оперировал рынком в?1 млрд человек. Это страны СЭВ (Совет экономической взаимопомощи, объединявший ряд стран с коммунистическими режимами – «Ф.»), Африка, Куба, Вьетнам, куда техника поставлялась по цене металлолома». Бывшие «товарищи» и сейчас присылают предложения на покупку техники «Тракторных заводов», но не по рыночной, а по прежней «дружеской» цене. Например, в некоторых заявках потенциальные клиенты хотят купить трактор по цене $2 тыс., хотя себестоимость данной модели $10 тыс.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль