Другой

50
Капиталист. Бывший химик-ядерщик, а ныне совладелец концерна «Тракторные заводы» Михаил Болотин может стать первым в России долларовым миллиардером от машиностроения.
Эту отрасль считают перспективной, но инвесторы ее откровенно не любят. О чем речь? Конечно, о машиностроении, которое последние 20 лет не живет, а выживает. Более того, все чаще эксперты говорят о том, что время и возможности для восстановления отрасли упущены, и в России останется лишь сборочное производство. Правда, есть и другое мнение: «У российского машиностроения сохраняются возможности по возвращению на прежние лидирующие позиции в мире. И это принципиальный вопрос не денег, а политической воли самого государства». Идеологические речи партийного функционера «Какой-нибудь России»? Отнюдь. Мы лишь процитировали крупнейшего акционера концерна «Тракторные заводы» Михаила Болотина. А обвинить его в пустой болтовне вряд ли получится, ведь он сделал капитал в отрасли, которую большинство российских бизнесменов предпочитает обходить стороной.

Интерес Михаила Болотина к машиностроению не случаен. Активное развитие таких инфраструктурных отраслей, как энергетика и строительство, способствует росту спроса на промышленную технику. Кроме того, не стоит забывать и про увеличившиеся расходы государства на закупку военной техники. Но, начиная в 2000 году бизнес в машиностроении, Михаил Болотин вряд ли мог подумать, что ему удастся построить один из крупнейших холдингов в отрасли с выручкой около $1 млрд. Однако спустя семь лет он ставит перед собой амбициозные задачи: к 2012 году продажи компании должны вырасти до $2,6 млрд.

Путь к консолидации. Первым машиностроительным активом Михаила Болотина стал расположенный в Чебоксарах завод «Промтрактор». Чем же привлекло это предприятие бизнесмена? Во-первых, завод построен в 80-х годах прошлого века и использует современные технологии. Во-вторых, «Промтрактор» является крупнейшим в России и третьим в мире (после Caterpillar и Komatsu) производителем тяжелой бульдозерной техники. Впоследствии Михаил Болотин вместе с партнерами приобрели еще несколько предприятий и в 2003 году создали концерн «Тракторные заводы» (КТЗ).

А в 2006 году состоялась одна из крупнейших сделок в российском машиностроении. КТЗ выкупил группу «Агромашхолдинг» у «Промышленных инвесторов» Сергея Генералова. По неофициальной информации, сумма сделки составила около $200 млн. Что же приобрели «Тракторные заводы»? Большое, но малоприбыльное производство сельскохозяйственной техники с чистой рентабельностью на уровне 1–2%. «Производство комбайнов у нас регулярно снижается, что особенно печально на фоне 15–20-процентного роста продаж тракторной и ремонтостроительной техники», – отмечает аналитик «Брокеркредитсервиса» Севастьян Козицын.

Правда, КТЗ удалось выстроить производственную кооперацию между предприятиями «Тракторных заводов» и «Агромашхолдинга». «Они настолько технологически взаимосвязаны между собой, что выделить одно из другого практически невозможно», – подчеркивает Михаил Болотин. Тем не менее концерну еще предстоит решить проблему простаивания производственных мощностей. Например, если в советское время одно из предприятий КТЗ – Владимирский моторо-тракторный завод выпускал до 80 тыс. моделей в год, то теперь – в четыре раза меньше. «В ближайшее время мы подготовим программу по использованию непрофильных активов, – говорит Михаил Болотин. – Думаю, она будет довольно интересна для рынка».

Сейчас в концерн входят 13 машиностроительных заводов различного профиля (промышленное, коммунальное и железнодорожное тракторостроение, сельхозмашиностроение и оборонное производство), а также два научно-исследовательских института. Но Михаил Болотин не собирается на этом останавливаться: «Нас интересуют преимущественно европейские машиностроительные активы». Ведутся переговоры о продаже и с российскими компаниями, но привлекательных активов почти не осталось. В числе последних еще один производитель тракторов – Кировский завод, который аналитики «сватают» «Тракторным заводам». Но в феврале генеральный директор и совладелец петербургской компании Георгий Семененко в беседе с «Ф.» отрицал возможность продажи.

Точки роста. Концерн, планирующий увеличить свои продажи в течение пяти лет в 2,8 раза, не ограничивает собственное развитие только скупкой активов, а пытается вести бизнес в смежных сегментах. С января 2006 года работает компания «Промтрактор-вагон», созданная на базе имущества Канашского вагоноремонтного завода, которое РЖД передало в аренду «Тракторным заводам» до 2015 года. В прошлом году выручка концерна от услуг по ремонту составила $110 млн. Такую же сумму КТЗ заработал на продаже запчастей для грузовых вагонов. А через два года, после введения в эксплуатацию нового завода, концерн планирует стать вторым после «Уралвагонзавода» производителем уже тех самых грузовых вагонов.

Впрочем, прогнозы «Тракторных заводов» в отношении продаж на экспорт более грандиозны. К 2012 году его доля в совокупной выручке компании должна вырасти до 40%, то есть объем экспортируемой техники увеличится в три раза до $1?млрд. «Самыми быстрорастущими рынками тяжелых промышленных тракторов являются рынки Китая и Индии, – говорит Михаил Болотин. – Мы выбрали для себя приоритетом рынок Индии». Также концерн присматривается к Бразилии и Ближнему Востоку. В целом же география продаж «Тракторных заводов» включает более 40 стран.

На рынках третьих стран концерну приходится конкурировать с Китаем, продающим свою продукцию по низкой цене. И не факт, что российскому холдингу удастся победить в этой борьбе. «Из-за отсутствия в нашей стране такой же мощной, как в Китае, государственной поддержки российское машиностроение является неконкурентоспособным на международном рынке, – категоричен в оценках Михаил Болотин. – Несмотря на это, мы приложим все усилия, чтобы вернуть прежние позиции».

Будущая публичность. Между тем аналитики позитивно оценивают перспективы развития концерна, пусть и в России. «Главное преимущество российских тракторов – дешевизна, – отмечает аналитик «Тройки Диалог» Геннадий Суханов. – В последнее время наблюдается хорошая динамика продаж тракторов, особенно в промышленном сегменте». Благодаря этому органический рост выручки (без учета новых приобретений) концерна в 2006 году составил 17%, а объем продаж увеличился до $917 млн.

Но для дальнейшего роста КТЗ необходимы инвестиции. Михаил Болотин пока делает ставку на долговое финансирование, которое он считает наиболее дешевым видом инвестиций. По его словам, долг концерна в 2006 году составил около $500 млн, и вполне может быть увеличен до $800 млн. Эксперты называют такую оценку консервативной. «Компания может вдвое увеличить свою долговую нагрузку», – считает Севастьян Козицын из «Брокеркредитсервиса». «Концерн вполне может довести свою долговую нагрузку до уровня выручки», – соглашается Александр Жуков из «Метрополя».

В качестве альтернативного источника инвестиций рассматривается продажа акций на бирже. В 2006 году концерн создал в своей структуре компанию корпоративного управления (ККУ), одна из основных задач которой – подготовка «Тракторных заводов» к публичному размещению. «В ходе IPO в зависимости от оценки мы готовы продать от 10 до 20% компании», – говорит Михаил Болотин. По мнению Геннадия Суханова из «Тройки Диалог», самый реалистичный для концерна срок выхода на IPO – вторая половина 2008 года. А пока, по его мнению, компании необходимо реструктуризировать активы – устранить дублирующие производства и вывести из структуры непроизводственные подразделения.

Сколько же стоят «Тракторные заводы»? Согласно предварительной оценке «Тройки Диалог», проведенной в ноябре прошлого года, капитализация концерна составляет $1,4–1,7?млрд. Ранее Михаил Болотин заявил, что стоимость бизнеса превышает $1 млрд. А по оценке аналитиков, через два-три года капитализация «Тракторных заводов» может достигнуть уровня в $2,5–3 млрд. Бенефициаром роста стоимости компании является не только Михаил Болотин. В машиностроительном бизнесе его партнерами выступают Семен Млодик (генеральный директор ККУ) и Альберт Баков (бывший совладелец химической группы «Никос»). По словам Михаила Болотина, ему принадлежит «существенно больше 60% акций компании», однако назвать более точную цифру отказался.

Холодный расчет. Есть у крупнейшего совладельца «Тракторных заводов» и другие проекты. «Тракторостроение не является единственной сферой моего интереса», – признается Михаил Болотин. Другими видами бизнеса совладельца КТЗ занимается компания «Мост», у которой есть две дочерние фирмы: «Универсальная инвестиционная компания» (в 2000 году именно она консолидировала пакет акций «Промтрактора») и «Ипроком».

В течение последнего года «Ипроком» скупил 95% акций малайзийской компании Dunham-Bush, являющейся пятым в мире производителем в сегменте больших холодильных машин. И уже в следующем году Михаил Болотин надеется приступить к строительству завода по производству промышленных кондиционеров.

Крупнейший совладелец «Тракторных заводов» дает весьма приблизительную оценку стоимости активов, сосредоточенных под управлением компании «Мост» – «больше $200?млн, но меньше $1 млрд». Но в течение пяти лет Михаил Болотин планирует довести капитализацию компании до заветной отметки в $1 млрд: «Для этого нам нужно достроить заводы в Китае и Малайзии и купить одного производителя в Европе».

Михаил Болотин

Родился 23 мая 1961 года

Образование:
Московский химико-технологический институт им. Д. И. Менделеева (1984), специальность – «химическая технология редких и рассеянных элементов», кандидат химических наук

Опыт работы:
2003 – н. вр. – президент Концерна «Тракторные заводы»
2000 – н. вр. – председатель cовета директоров ОАО «Промтрактор»
1996 – 1997 – заместитель председателя правления Всероссийского банка развития регионов
1996 – н. вр. – председатель совета директоров компании «Мост»
1990 – 1996 – генеральный директор компании «Мост»
1988 – 1990 – младший научный сотрудник кафедры редких элементов МХТИ им. Д. И. Менделеева
1984 – 1988 – аспирант МХТИ им. Д. И. Менделеева

Семейное положение:
женат, имеет дочь и сына

i

Концерн «Тракторные заводы»

Год основания: 2003
Главный офис: Москва
Консолидированная выручка в 2006?году: $917?млн (МСФО)
Основные направления деятельности: промышленное тракторостроение, сельхозмашиностроение, военная техника

БИЗНЕС

С прицелом на оборонный заказ

В апреле 2005 года концерн «Тракторные заводы» приобрел 50,6% акций «Курганмашзавода» у холдинга «Сибур» за $43 млн.

В конкурентной борьбе за предприятие КТЗ обошел «Руспромавто» Олега Дерипаски.

«Курганмашзавод» является единственным в России производителем боевых машин пехоты (БМП-1, 2, 3). Кроме того, компания реализует гусеничные вездеходы, автомобильные прицепы и т. п. В 2007 году доля военной техники в структуре выручки завода составит около 40%, гражданской продукции – 60%. Но к 2010 году ситуация должна измениться с точностью наоборот. Причина – рост оборонного заказа и экспортных поставок. В прошлом году закупки Министерства обороны увеличились в три раза до 1,85 млрд рублей, а в мае 2007 года «Курганмашзавод» подписал новый контракт на 2007–2010 годы по производству и ремонту военной техники на 7 млрд рублей.

Интернационал на траках

Выплавить больше стали, произвести больше тракторов.

Эти заветы коммунистической партии остались в прошлом, как и Советский Союз. Можно не сомневаться в том, что производство тракторов в России никогда не достигнет уровня «ударных пятилеток». «Тогда заводы отгружали трактора, не заботясь о сбыте, – поясняет Михаил Болотин. – При этом не нужно забывать о том, что Советский Союз оперировал рынком в?1 млрд человек. Это страны СЭВ (Совет экономической взаимопомощи, объединявший ряд стран с коммунистическими режимами – «Ф.»), Африка, Куба, Вьетнам, куда техника поставлялась по цене металлолома». Бывшие «товарищи» и сейчас присылают предложения на покупку техники «Тракторных заводов», но не по рыночной, а по прежней «дружеской» цене. Например, в некоторых заявках потенциальные клиенты хотят купить трактор по цене $2 тыс., хотя себестоимость данной модели $10 тыс.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль