Как обезопасить свой бизнес

82
Защита. Чтобы максимально обезопасить свой бизнес, факторам необходимо не только тщательно проверять своих клиентов, но и оценивать их дебиторов.

Как показывает опыт факторинговых компаний (ФК), работающих в разных уголках мира, если не усовершенствовать собственные системы риск-менеджмента, рано или поздно сталкиваешься с достаточно существенными объемами невозвратов, что в ряде случаев может привести к банкротству. Для снижения рисков и убытков от жульнических операций факторам необходимо не только проводить тщательную проверку бизнеса клиентов (как делают большинство российских компаний), но и оценивать дебиторов, являющихся, по сути, главными гарантами возврата выделенных средств.

Недооценка. Ведь что покупает фактор? Денежные требования к дебиторам – качество этих требований во многом и определяет бизнес клиента-продавца. Когда фактор понимает, кого он финансирует, вероятность попасть на удочку мошенников близка к нулю. Ведь не так важно, что замышляет клиент, если платежеспособность и порядочность его дебиторов не вызывает сомнений.

Тем не менее значительное число российских участников рынка недооценивает важность выстраивания системы риск-менеджмента с упором на оценке платежеспособности дебиторов. Поскольку достаточно долго считалось, что факторинг является частью банковской индустрии, то и подходы к оценке рисков у многих были и остаются очень похожи на банковские. Упор делается на оценке непосредственных клиентов по ряду формальных признаков, как-то: число передаваемых дебиторов (обычно минимум три), продолжительность торговых отношений между поставщиком и покупателями, отсутствие предприятий в «черных» списках. Факторинговые же компании не акцентируют внимание на анализе финансового состояния потенциального клиента.

Так, в «Еврокоммерце» не требуют предоставить финансовую отчетность за последние несколько лет. Главное, на что смотрят компании, – на положение продавца на рынке, позиции покупателей (дебиторов), аффилированность поставщика с покупателями. Вся эта информация указывается в анкете, а далее «Еврокоммерц» проверяет ее по своим каналам.

А вот почти все банки, занимающиеся факторингом, дополнительно страхуют себя оформлением поручительств, залогов, требуют от клиентов открывать у них расчетный счет. Кроме того, факторы часто защищают свой бизнес тем, что оказывают только услуги регрессного факторинга, когда в случае неоплаты поставки дебитором за него расплачивается продавец. А безрегрессный факторинг предоставляют только тем, кто поставляет свою продукцию в крупные торговые сети типа «Ашан», «Метро» и т. д.

Однако широкое распространение в России факторинга с регрессом оказывает факторам медвежью услугу. Операторы рынка страхуют себя проверкой только одного поставщика – считается, этого вполне достаточно. Дебиторов же мало кто оценивает. Это и дает мошенникам ключ к осуществлению нечистоплотных операций.

Приметы жуликов. Случаи мошенничества чаще всего связаны с фиктивными поставками в адрес несуществующих дебиторов или дружественных продавцу структур. До поры до времени бдительность фактора усыпляется, так как дебитор ему исправно платит. То, что за дебитора расплачивается сам поставщик, фактору невдомек. С каждым разом объем финансирования увеличивается, и, когда достигает необходимой мошеннику суммы, он исчезает, платежи прекращаются. Впоследствии выясняется, что поставки были липовыми, а дебитор либо вообще как таковой отсутствовал, либо исчез вместе с продавцом, так как работал с ним в одной связке.

Не менее распространенная и другая мошенническая схема. Предприятие переуступает права требования сразу нескольким факторам, затем отгружает свою продукцию дебитору, подписывает у него несколько уведомлений к факторам и по всем уведомлениям получает финансирование. Некоторые крупные торговые сети организовывают специальные отделы, отслеживающие все расчеты, проводимые через ФК. В этом случае обмануть покупателя становится значительно сложнее. Правда, находятся умельцы, подделывающие печати и подписи покупателя.

Другой вариант мошеннического поведения связан со сбором клиентами поступлений от дебиторов в обход факторов. «Бывает и так, что директор поставщика, которому очень срочно нужны деньги, звонит своему покупателю и просит: «Сан Саныч, будь другом, заплати мне за товар, а с фактором я сам разберусь». В результате фактор остается с денежным требованием к поставщику», – рассказывают в банке «Петрокоммерц». При этом, поскольку покупатель выполнил свое обязательство перед поставщиком (43-я глава Гражданского кодекса допускает исполнение обязательств по договору первоначальному кредитору), то у фактора никаких претензий к нему быть не может. В этой ситуации все расчеты на платежеспособность дебиторов теряют всякий смысл.

Заслоны. Для предотвращения мошеннического или недобросовестного поведения поставщиков и их покупателей ФК выстраивают собственные системы риск-менеджмента. Безусловно, это является основным ноу-хау каждой компании, которая серьезно работает на рынке факторинга. Однако некоторые черты этой системы общеизвестны, более того, на международных и российских конференциях факторы активно делятся друг с другом этой информацией.

Первый уровень системы риск-менеджмента – непосредственно сами менеджеры, которые занимаются продажей факторинговой услуги. Они, по сути, выступают первым форпостом, охраняющим бизнес от мошенничества. Клиентские менеджеры не только собирают первичную информацию о поставщике (что за товар, сеть продаж, кто покупатели, каковы дебиторская задолженность, отсрочка, платежная дисциплина, сезонность, потенциал развития), но и проводят постоянный мониторинг бизнеса продавца. Это очень важно, поскольку обычно между ФК и ее клиентами устанавливаются долгосрочные отношения. И если все идет нормально, дебиторы или клиент вовремя платят за услуги, то со временем фактор может потерять бдительность. Однако это дорогого стоит. За годы, которые пройдут с момента первого выезда сотрудника ФК на место ведения бизнеса клиента, все может значительно измениться. Клиент рискует переехать из фешенебельного офиса в подвал, а фактор необязательно об этом узнает и какое-то время будет продолжать оказывать услуги, в том числе финансировать поставки на миллионы рублей.

Второй уровень системы риск-менеджмента – комитеты, определяющие условия финансирования, сроки отсрочки платежа, перечень принимаемых дебиторов. У некоторых операторов рынка системы риск-менеджмента устроены таким образом, что если компания удовлетворяет каким-то определенным стандартным условиям, то решение по ней может приниматься очень быстро и без дополнительных процедур.

Каждая ФК по разному защищает себя от мошенников. Так, например, в МФК «Траст» все потенциальные клиенты пропускаются через скоринговую модель. Если поставщик по каким-то причинам не проходит через нее, то попадает к андеррайтерам. В их роли выступают квалифицированные специалисты, уполномоченные принимать или отклонять предлагаемых клиентов (как поставщиков, так и их покупателей), определять тарифные ставки и конкретные условия договора. Если по каким-то причинам и андеррайтеры не могут принять решения (например, требуется большой объем финансирования или организация отличается нестандартными показателями деятельности), в этом случае в «Трасте» предусмотрен третий уровень – комитет.

Некоторые факторы передают друг другу информацию о недобросовестных клиентах и дебиторах, что пока единичные случаи. Это и сдерживает создание необходимой базы данных. Но в будущем ее появление выглядит более чем реалистичным и необходимым, несмотря на усиление конкуренции. Ведь как показывает международный опыт, очень часто клиенты «кидают» сразу нескольких факторов. «Поэтому не надо думать, если беда случилась с твоим коллегой, то она не придет к тебе», – предупреждают в Национальной факторинговой компании.

КРИМИНАЛ: Пасти клиента

Самый крупный в истории факторингового бизнеса убыток произошел в Германии в начале 90-х годов прошлого века на сумму около 4 млрд немецких марок.

Фактор профинансировал клиента, который якобы собирался построить в Барселоне к Олимпийским играм спортивные сооружения. Спустя какое-то время на месте предполагаемого стадиона были обнаружены луга и поля с коровами. А в Англии в 2006 году в результате планомерных мошеннических операций одного из клиентов фактор получил убытки, эквивалентные $12,4 млн, и вынужден был прекратить свою деятельность. Примечательно, что до этого четыре года партнеры работали без проблем и нареканий в адрес друг друга.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль