Изменения в упрощенной системе налогообложения

2713
Соболева Светлана
эксперт журнала "Финансовый директор"
Упрощенная система налогообложения, применяемая в малом бизнесе, всегда была объектом пристального внимания средних и крупных предприятий, поскольку она дает широкие возможности оптимизации налогов. Построение налогосберегающих схем, один или несколько участников которых применяют «упрощенку», остается одним из самых надежных способов налоговой экономии. Налоговый кодекс РФ дополнен новой главой 26.2 «Упрощенная система налогообложения», которая вводится в действие с 1 января 2003 г. Нововведения хотя и снижают налоговую нагрузку, совсем не упрощают систему налогообложения, действующую в настоящее время. Предлагаем вашему вниманию таблицу, позволяющую сравнить основные положения «старой» и «новой» упрощенных систем.

Упрощенная система налогообложения (УСН), применяемая в малом бизнесе, всегда была объектом пристального внимания средних и крупных предприятий, поскольку она дает широкие возможности оптимизации налогов. Построение налогосберегающих схем, один или несколько участников которых применяют "упрощенку", остается одним из самых надежных способов налоговой экономии1.

Налоговый кодекс РФ дополнен новой главой 26.2 "Упрощенная система налогообложения", которая вводится в действие с 1 января 2003 г.2 Нововведения хотя и снижают налоговую нагрузку, совсем не упрощают систему налогообложения, действующую в настоящее время. Предлагаем вашему вниманию таблицу, позволяющую сравнить основные положения "старой" и "новой" упрощенных систем.

Изменения в упрощенной системе налогообложения

Изменения в упрощенной системе налогообложения

Изменения в упрощенной системе налогообложения

Изменения в упрощенной системе налогообложения

Изменения в упрощенной системе налогообложения

Изменения в упрощенной системе налогообложения

Комментарий к отдельным положениям таблицы

  1. С одной стороны, эти изменения позволяют применять упрощенную систему при большей численности - она увеличена до 100 человек (в настоящее время ограничение по численности - до 15 человек) независимо от вида деятельности. С другой стороны, введены дополнительные ограничения, запрещающие применение упрощенной системы. Это в первую очередь относится к организациям, в которых доля участия других организаций составляет более 25%, что фактически запрещает применение упрощенной системы дочерними компаниями. Также не имеют права применять упрощенную систему организации, имеющие в собственности (на балансе) амортизируемое имущество на сумму более 100 млн руб. К их числу можно отнести организации, владеющие дорогой недвижимостью, или, например, лизинговые компании, которые учитывают переданное имущество у себя на балансе.
  2. Со следующего года организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему, будут исполнять обязанности налоговых агентов. Им необходимо будет отслеживать ситуации, когда на них возлагается обязанность по уплате налогов (от которых они сами как налогоплательщики освобождены) в качестве налоговых агентов. Это потребует от них соблюдения норм соответствующих статей НК РФ (ст. 161, 163, 164, 166, 171, 172 - по НДС; п. 2 ст. 275 - по налогу на прибыль; п. 3 ст. 354 - по налогу с продаж).
  3. Новым порядком применения упрощенной системы с 1 января 2003 г. предоставляется право выбора объекта налогообложения: либо уплачивать единый налог с дохода, либо налог с разницы между доходами и расходами. Однако этот выбор делается один раз и на все время применения упрощенной системы. Кроме того, налогоплательщик не имеет права перейти на упрощенную систему налогообложения в течение двух лет после того, как он перешел с упрощенной системы на общий режим налогообложения (п. 7 ст. 346.13 НК РФ).
  4. Для тех, кто выбирает объект налогообложения с разницы между доходами и расходами, расширен и четко определен перечень расходов, уменьшающих доходы (п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Добавлено значительное количество видов расходов, позволяющих уменьшить доходы по сравнению с нормами действующего Закона. Однако затраты признаются расходами в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ. Это означает, что применение упрощенной системы налогообложения не освобождает налогоплательщиков от соблюдения требований главы 25 НК РФ.
  5. Несмотря на значительное снижение ставок, ставка с дохода в размере 6% все равно достаточно велика для малого бизнеса. С точки зрения действительного (реального) упрощения бухгалтерского и налогового учета привлекателен объект налогообложения в виде дохода. При расчете налога с дохода требуется минимум расчетов. Однако, учитывая, что фактическую прибыль организация получает в виде разницы между доходами и расходами, ставка в 6% с оборота может привести (при пересчете) к увеличению ставки налога с полученной прибыли (порядка 30%).

Комментарий к отдельным положениям таблицы

1. С одной стороны, эти изменения позволяют применять упрощенную систему при большей численности – она увеличена до 100 человек (в настоящее время ограничение по численности – до 15 человек) независимо от вида деятельности.

С другой стороны, введены дополнительные ограничения, запрещающие применение упрощенной системы. Это в первую очередь относится к организациям, в которых доля участия других организаций составляет более 25%, что фактически запрещает применение упрощенной системы дочерними компаниями. Также не имеют права применять упрощенную систему организации, имеющие в собственности (на балансе) амортизируемое имущество на сумму более 100 млн руб. К их числу можно отнести организации, владеющие дорогой недвижимостью, или, например, лизинговые компании, которые учитывают переданное имущество у себя на балансе.

2. Со следующего года организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему, будут исполнять обязанности налоговых агентов. Им необходимо будет отслеживать ситуации, когда на них возлагается обязанность по уплате налогов (от которых они сами как налогоплательщики освобождены) в качестве налоговых агентов. Это потребует от них соблюдения норм соответствующих статей НК РФ (ст. 161, 163, 164, 166, 171, 172 – по НДС; п. 2 ст. 275 – по налогу на прибыль; п. 3 ст. 354 – по налогу с продаж).

3. Новым порядком применения упрощенной системы с 1 января 2003 г. предоставляется право выбора объекта налогообложения: либо уплачивать единый налог с дохода, либо налог с разницы между доходами и расходами. Однако этот выбор делается один раз и на все время применения упрощенной системы. Кроме того, налогоплательщик не имеет права перейти на упрощенную систему налогообложения в течение двух лет после того, как он перешел с упрощенной системы на общий режим налогообложения (п. 7 ст. 346.13 НК РФ).

4. Для тех, кто выбирает объект налогообложения с разницы между доходами и расходами, расширен и четко определен перечень расходов, уменьшающих доходы (п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Добавлено значительное количество видов расходов, позволяющих уменьшить доходы по сравнению с нормами действующего Закона. Однако затраты признаются расходами в соответствии с требованиями главы 25 НК РФ. Это означает, что применение упрощенной системы налогообложения не освобождает налогоплательщиков от соблюдения требований главы 25 НК РФ.

5. Несмотря на значительное снижение ставок, ставка с дохода в размере 6% все равно достаточно велика для малого бизнеса. С точки зрения действительного (реального) упрощения бухгалтерского и налогового учета привлекателен объект налогообложения в виде дохода. При расчете налога с дохода требуется минимум расчетов. Однако, учитывая, что фактическую прибыль организация получает в виде разницы между доходами и расходами, ставка в 6% с оборота может привести (при пересчете) к увеличению ставки налога с полученной прибыли (порядка 30%).

Налогообложение - это всегда объект борьбы

Интервью с депутатом Государственной Думы РФ Ириной Хакамадой

Ирина Хакамада уже более 10 лет отстаивает интересы российского малого бизнеса. Поэтому мы обратились именно к ней с просьбой прокомментировать главу 26.2 Налогового кодекса РФ "Упрощенная система налогообложения".

 

Изменения в упрощенной системе налогообложения  
   

 

- По мнению редакции, старый закон не работал во многом потому, что ставка единого налога с оборота (валовой выручки) была очень высокой - 10%. Кроме того, для определения единого налога независимо от объекта налогообложения должны вестись бухгалтерский учет и рассчитываться налоги, от которых упрощенная система не освобождает.

- Да, обложение единым налогом - это необходимость вести бухгалтерский учет.

- Но главный минус новой главы Налогового кодекса в том, что она "привязана" к главе 25 НК РФ, а это противоречит идее упрощения системы налогообложения для малого бизнеса. Большинство организаций, скорее всего, будут применять налогообложение с разницы доходов и расходов, а расходы и доходы нужно будет определять в соответствии со статьями 25-й главы НК РФ...

- А она очень сложная. Хотя эту систему налогообложения называют упрощенной, для того чтобы она действительно стала таковой, нужны поправки к главе 25. Я согласна, что это серьезный недостаток новой главы НК РФ. Поэтому она была объектом критики со стороны нашей фракции (СПС - примеч. редакции). Ведь получается, что упрощенная система не будет работать, хотя смысл ее таков: получи все доходы, вычти все расходы и все. Правительство ведет двойную игру. С одной стороны, замминистра финансов Сергей Шаталов говорит, что ведение расчетов будет упрощено, а с другой стороны, списание расходов и начисление амортизации осуществляются в соответствии с 25-й главой. И выход для предпринимателя только один - не нравится система, не переходи на нее.

- Но ведь правительство хочет получить от закона и экономический эффект - больше налогов.

- Я раскритиковала весь правительственный пакет по налогообложению малого бизнеса, поскольку он не позволяет получить экономический эффект. Стратегия развития малого бизнеса не увязывается со стратегией формирования конкурентоспособного капитала, с развитием среднего и крупного бизнеса.

- Как объясняет правительство подобную политику в отношении малого бизнеса?

- На самом деле, аргумент один - если государство даст послабление в уплате налогов малому бизнесу, то средний и крупный бизнес будет использовать "упрощенные" компании для ухода от налогов. Мой же аргумент следующий. Если мы хотим войти в ВТО к 2003-2004 году, то все средние и крупные предприниматели должны готовиться к капитализации, то есть необходимо наращивать активы, нужны прозрачные счета, а не "отмывочные" маленькие компании. Одни хотят получить стратегического инвестора, а другие - укрупниться, чтобы конкурировать с этим инвестором. Поэтому небольшие компании просто займут свою нишу (средним и крупным будет невыгодно уходить в эту "отмывочную машину"). Так что, несмотря на налоговую либерализацию, позиция правительства осталась прежней - собрать как можно больше налогов любой ценой.

- Какие еще недостатки есть у новой главы НК РФ?

Сейчас размер дохода от реализации, допустимый для перехода на упрощенную систему, увеличили с 10 до 15 млн руб. Но этого явно недостаточно, поскольку не стимулирует развития малого бизнеса ни в производственных отраслях, ни в отраслях потребления и переработки.

Налогообложение - это всегда объект политической борьбы. Так что будем бороться.

Беседовала Светлана Соболева

_______________________________________

1 Одна из таких схем представлена в статье «Налоговая оптимизация с использованием лизинговых операций и «упрощенных» организаций» на с. 40.
2 Федеральный закон от 24.07.02 № 104-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах», опубликован в «Российской газете» 30 июля 2002 г., № 138–139.
 

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль