Финансовый директор – сапер на минном поле

2357
Назарчук Александр
финансовый директор группы компаний «Северстальтранс» (Москва)
Интервью с финансовым менеджером компании SABMiller Игорем Мироновым Игорь Миронов работает в сфере управления финансами 9 лет. За это время у него сложилось не только собственное представление о роли финансового директора в компании, но даже и некая общая схема работы руководителя-финансиста. Он готов поделиться ей с нашими читателями.
Финансовый директор – сапер на минном поле

- Первый вопрос достаточно традиционный: как образование способствовало Вашей карьере?

- Я получил два высших образования. Первое - на инженерном факультете Российского университета дружбы народов. В программе обучения был очень серьезный экономический блок: мы делали расчеты, готовили сметы, "нанимали и увольняли" людей. Там же я получил диплом переводчика с английского языка, что очень пригодилось мне в дальнейшем. В начале 90-х годов практически не было пособий по рыночной экономике и финансам, а я не только имел возможность читать эту литературу на языке оригинала, но и переводил ее для специалистов-практиков. Благодаря знанию языка я попал на стажировку в Великобританию. Ну и конечно, в повседневной работе английский язык способствует взаимопониманию с иностранными коллегами, руководством и партнерами.

Второе высшее образование я получил в Московском экономико-финансовом институте. Пригодилось ли мне это? Думаю, да. Хотя практическое образование все же получено на работе. Например, налоговые органы каждый день приподносят нам такие сюрпризы и подарки, что приходится постоянно обновлять свои знания. И эта практика - лучший университет. Вузы же преподают по учебникам, которые быстро устаревают.

- Как начиналась Ваша карьера?

- Моя первая должность была связана с продажами и продвижением (тогда еще термин "маркетинг" не был распространен). Но я все время искал что-то более сложное и творческое, поэтому решил заняться управлением финансами.

- Вы сразу стали финансовым директором?

- Нет, сначала я работал бухгалтером. Потом возглавил российскую консалтинговую фирму "Центр технологии бизнеса", где консультировал по вопросам финансов, налогообложения и бухгалтерского учета. Работая там, я прошел отборочный конкурс и был направлен на стажировку в Великобританию как участник программы "Chancellor Financial Sector Scheme" (примерный перевод "Схема замещения должностей в финансовом секторе" - примеч. редакции). С этого момента, на мой взгляд, можно говорить о начале серьезной карьеры.

- Что Вам дала эта стажировка?

- Мне посчастливилось работать на разных должностях в крупнейшей британской компании Boots. Я получил незаменимый опыт работы в западной компании, который мне затем очень пригодился в России, когда иностранные инвесторы начали вкладывать деньги в развитие отечественной индустрии и сферы услуг. Потом я работал финансовым директором в различных крупных компаниях, таких как Sonepar Distribution, представленной в России восемью предприятиями под общим названием "Электроклаб", а также Acma Technologies, состоящей из двадцати различных компаний.

- Какой профессиональный опыт Вы приобрели?

- Я считаю, что очень много в профессиональном плане получил в фирме Acma Technologies. Среди компаний этой группы были производственные, торговые и строительные. Но самым интересным бизнесом для меня была сеть ресторанов, которая включала такие заведения, как "Пицца Хат", "Дели Франс", "Хаген Датс", "Кофе Клаб", "Суши бар" и ряд других очень известных мест.

Работа в ресторанном бизнесе требовала универсальных знаний. Нужно было не только контролировать различные участки финансовой деятельности, но и решать вопросы управления производством (ведь общепит непосредственно связан с производством). Я благодарен компании Acma Technologies за тот опыт, который получил, работая в ней.

- Как Вы попали на нынешнее место работы?

- Сейчас я работаю финансовым менеджером во второй по величине в мире пивной корпорации SABMiller. Эту работу мне предложила иностранная рекрутинговая компания Farm Williams, которая вела со мной переговоры из Лондона на протяжении 4 месяцев. В моем подчинении находятся две бухгалтерии двух компаний: производственной - завод ООО "Калужская пивоваренная компания" в Калуге и сбытовой - ООО "Трансмарк" в Москве. Это две большие структуры, число сотрудников только бухгалтерии составляет 30 человек. А всего у нас работает порядка 700 сотрудников в Калуге и около 150 в Москве. Наша корпорация постоянно развивается.

- Какие задачи, на Ваш взгляд, стоят перед финансовым директором компании?

- Естественно, задачи финансового директора постоянно меняются. Я бы сказал, что работа финансового директора подобно пирамиде складывается из различных блоков (см. схему на с. 84 - примеч. редакции). Фундамент этой пирамиды - постановка бухгалтерского учета, то есть та работа, которой приходится заниматься любому финансисту. Далее необходимо разобраться с налоговым учетом и отчетностью: на основе этого осуществляется анализ финансовой деятельности, после чего строится управленческий учет. Следующим уровнем является создание бизнес-процедур и выработка корпоративной политики - некой внутренней среды развития компании. Затем создается информационная система и осуществляется автоматизация. Ну а венцом всей пирамиды является оптимизация и усовершенствование всех этих процессов. При этом процесс оптимизации может быть бесконечен, поскольку нет предела совершенству.

Чем больше финансовый директор работает, чем дольше существует компания, тем дольше идет интеграционный процесс. А пирамида считается построенной только тогда, когда все ее блоки сложены и оптимально взаимосвязаны друг с другом. Если есть какие-то сильные стороны, допустим информационная система, и недостатки, например в бухучете, то со временем и информационная система начнет барахлить. Также невозможно, например, заниматься оптимизацией, если отсутствует управленческий учет и плохо поставлен анализ финансовой деятельности.

- Какими профессиональными достижениями Вы гордитесь?

- Вопрос не простой. Любой человек, проработавший в финансовой сфере долго, скажет, что финансовый директор - это как сапер на минном поле. Если он "провел" свое предприятие и нигде не взорвался, значит, учел все юридические и финансовые тонкости - в противном случае компании могут грозить не только миллионные штрафы, но и более серьезные последствия.

Все предприятия, на которых я работал, добивались больших успехов, и я с гордостью могу сказать, что в любое из них меня приглашают и сейчас. Я поддерживаю с ними связь, встречаюсь с руководством. Я стараюсь строить хорошие человеческие отношения и считаю, что работа финансового директора - это не только цифры и отчеты на бумаге, но, прежде всего, работа с людьми.

- Как строится Ваш рабочий день?

Мой рабочий день начинается в 7 утра на тренажерах и беговой дорожке, потому что приходится работать по 12 часов в день. График работы очень напряженный и нагрузки очень велики. Бассейн - лучшее средство снятия напряжения и восстановления сил для новых свершений.

Финансовый директор – сапер на минном поле

- Наших читателей интересует опыт практиков. Можете ли Вы дать какой-нибудь конкретный совет коллегам?

- Могу привести одну схему, которую мы успешно применяем на своем предприятии, это своего рода ноу-хау, но я буду рад рассказать о ней своим коллегам.

  • Совет от Игоря Миронова
    Допустим, компания-производитель торгует оптом продуктами или товарами народного потребления. Как правило, в этом случае компания передает оптовым покупателям (магазинам, ресторанам, кафе, барам, гостиницам) для продвижения своей продукции основные средства (оборудование - холодильники, морозильные прилавки, стенды для выставления продукции) в безвозмездное пользование. Однако такое оборудование не подлежит амортизации в целях налогообложения1. Учитывая, что стоимость переданного в безвозмездное пользование оборудования может быть достаточно большой, потери от непризнания амортизации в целях налогообложения могут также оказаться существенными (в виде излишне уплаченного налога на прибыль). Эту ситуацию можно законно обойти с помощью специальной схемы обмена взаимными услугами между компанией и оптовым покупателем. Для этого заключается возмездный договор аренды на оборудование, устанавливаемое у покупателя. В этом договоре определена цена за аренду, равная амортизационным отчислениям передаваемого оборудования. Одновременно компания заключает договор на оказание покупателем рекламных услуг по продвижению продукции компании по цене, аналогичной цене, указанной в договоре аренды.

    Ежемесячно после подписания актов о выполнении услуг обеими сторонами производится зачет взаимных требований (поскольку встречные денежные требования одинаковы). (В скобках напомню, что компания имеет право принять к расходу в целях налогообложения рекламные услуги в размере не более 1% от выручки отчетного (налогового) периода.)

    Таким образом, по данным операциям не происходит движения денежных средств. И у компании, и у покупателя НДС, начисленный к уплате в бюджет, совпадает с налоговым вычетом, а начисленный доход равен произведенному расходу, то есть не возникают налоговые последствия.

    Для покупателя подобная ситуация аналогична безвозмездному использованию оборудования компании. А вот для компании-производителя налоговая ситуация значительно улучшается. На переданное в аренду оборудование начисляется амортизация в целях налогообложения в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Иначе говоря, налогооблагаемая прибыль уменьшается на сумму амортизации оборудования, переданного покупателю, и компания экономит значительные средства.

- Что Вы можете порекомендовать тем, кто не так давно работает на должности финансового директора?

- С одной стороны, не стоит зацикливаться на тактических, рутинных вопросах (очень часто хочется заниматься только информационными технологиями, или только анализом, или только бухгалтерским учетом). Нужно оставлять время для решения вопросов, касающихся компании в целом.

  • История от Игоря Миронова
    Профессор Гарвардского университета рассказал мне историю о пользе стратегического мышления.

    Два студента Гарвардского и Стэнфордского университетов пошли в поход. Только они разбили палатку, как видят, что к ним приближается медведь гризли. Студент Стэнфорда вскакивает и кричит студенту Гарварда: "Бежим скорее, медведь нас сейчас съест". Студент Гарварда начинает спокойно надевать кроссовки и зашнуровывать их. Студент Стэнфорда продолжает: "Что ты делаешь, ведь медведь нас догонит в любом случае, даже если мы побежим в кроссовках: он бегает быстрее, чем мы с тобой". На это студент Гарварда ему отвечает: "Мне не нужно бежать быстрее медведя, мне всего лишь нужно бежать быстрее тебя".

    Мораль такова: студент Стэнфорда мыслил тактически, а студент Гарварда стратегически.

С другой стороны, тактика тоже важна. Недостаточно быть только "великим" стратегом, необходимо работать и над текущими проблемами. На то ты и менеджер, чтобы обращать внимание на все вопросы в комплексе.

  • История от Игоря Миронова
    Зайцы пришли к мудрой сове и спрашивают: "Скажи, сова, как нам спастись от волков?". Сова подумала и говорит: "Вам надо стать ежиками". Зайцы обрадовались, отблагодарили сову, вернулись домой, отпраздновали, а потом наутро очнулись после бурного веселья, сидят и думают: "А как же все-таки нам стать ежиками?". Приходят зайцы опять к сове и спрашивают: "Как же все-таки нам стать ежиками?", а сова им отвечает: "Я - консультант по стратегическим вопросам, а как стать ежиками - это уже тактика, а значит это не ко мне".

Думаю, что умение сочетать стратегическое и тактическое мышление - главное качество современного финансового директора.

Беседовал Андрей Филиппов

____________________________________

1 Пункт 3 ст. 256 НК РФ. – Примеч. редакции.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль