Новый порядок регистрации юридических лиц

3027
Забелло Наталья
руководитель аналитического отдела журнала «Финансовый директор»
С 1 июля этого года действует новый порядок регистрации юридических лиц, который касается не только вновь созданных, но и уже действующих организаций (все организации, зарегистрированные до 1 июля 2002 г., должны подать о себе сведения в налоговые органы). Введение этого документа было вызвано стремлением законодателей, с одной стороны, упростить (как для предпринимателей, так и для государственных органов) порядок регистрации юридических лиц, а с другой – усилить контроль за всеми действующими организациями. А стало ли на практике проще зарегистрировать организацию? Чтобы ответить на этот вопрос, мы решили выяснить, с какими проблемами могут столкнуться юридические лица при регистрации и «перерегистрации».

Как с 1 июля 2002 года зарегистрировать фирму

Начиная с июля этого года каждый желающий зарегистрировать фирму должен представить в регистрирующий орган (территориальную налоговую инспекцию того района или города, где организация намерена осуществлять свою деятельность или выполнять административные функции; далее - налоговая инспекция) следующие документы1:

  • заявление о регистрации (бланки форм для заполнения можно получить либо непосредственно в налоговой инспекции, либо распечатать с сайта www.nalog.ru/registration2.shtml);
  • решение о создании юридического лица (в виде протокола, договора или иного документа);
  • нотариально заверенные копии учредительных документов;
  • квитанцию об оплате государственной пошлины в размере 2000 руб.

Перед подачей документов необходимо заверить подпись уполномоченного лица (далее - заявитель2 у нотариуса.

Все документы заявитель должен либо сам принести в налоговую инспекцию, либо отправить их ценной бандеролью.

Налоговая инспекция обязана выдать заявителю свидетельство о регистрации нового образца через пять дней после того, как он подаст все документы (при отправке ценной бандеролью - через пять дней после получения их инспекцией).

Заявителю может быть отказано в регистрации только в двух случаях: если представлены не все документы, указанные в Законе, или если документы поданы не в ту налоговую инспекцию, где следует регистрировать фирму. (Согласно данным МНС России за первые 10 дней июля в регистрации было отказано лишь 27 организациям, а более 1060 получили положительное решение о государственной регистрации.)

Новый порядок регистрации действует для всех юридических лиц, кроме торгово-промышленных палат, кредитных, общественных и религиозных организаций, а также политических партий.

Порядок регистрации предпринимателей без образования юридического лица не изменился.

Кроме того, особый порядок регистрации действует при реорганизации, ликвидации, а также при внесении изменений в учредительные документы организации (о нем мы расскажем в следующем номере нашего журнала).

Что делать после регистрации

После того как заявитель получил свидетельство о регистрации, он обязан встать на налоговый учет в той же налоговой инспекции, где уже зарегистрировался (в течение 10 дней с момента регистрации), на учет в Пенсионный фонд РФ (в течение 30 дней с момента регистрации) и в Фонд социального страхования РФ (в течение 10 дней с момента регистрации), а также получить в органах Госкомстата России коды по общероссийским классификаторам3.

При разработке Закона предполагалось, что регистрирующий орган будет самостоятельно передавать все необходимые документы юридического лица в соответствующие органы (фонды, комитет по статистике). Отсюда и пошло понятие "одного окна", широко растиражированное в прессе: сдаешь документы в "одно окно" (налоговую инспекцию) и не бегаешь больше по другим ведомствам. Однако, как часто бывает, хотели как лучше. Согласно окончательному варианту Закона для организаций несколько упрощается лишь порядок постановки на налоговый учет, поскольку этим занимается сама налоговая инспекция (правда, для постановки на налоговый учет потребуются дополнительные документы, перечень которых можно узнать в налоговой инспекции; "упрощение" состоит лишь в том, что не нужно второй раз подавать в инспекцию те документы, которые уже переданы при подаче заявления на регистрацию).

Тот факт, что налоговая инспекция передает данные о регистрации организации в 13 ведомств Российской Федерации (в том числе в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд медицинского страхования РФ, Госкомстат России и т. п.), не освобождает организацию от обязанности встать на учет в ПФР и ФСС4, а также получить коды по общероссийским классификаторам в Госкомстате России.

На представленных ниже рисунках показана процедура регистрации юридического лица до и после введения в действие нового Закона.

Если организация зарегистрирована до 1 июля 2002 года

Юридические лица, зарегистрированные до 1 июля 2002 г., должны до конца этого года представить в налоговую инспекцию следующую информацию о себе:

  • наименование фирмы;
  • организационно-правовая форма фирмы;
  • сведения об учредителях фирмы и лице (лицах), имеющем право действовать без доверенности от имени фирмы.

Процедура подачи этих сведений в налоговую инспекцию аналогична порядку представления информации для первичной регистрации, которая была описана выше.

Не позднее пяти дней с момента подачи документов юридическое лицо получает Свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 1 июля 2002 года.

Новый порядок регистрации юридических лиц

За процедуру подачи сведений и получения свидетельства юридические лица не уплачивают государственную пошлину.

Юридические лица, не представившие сведения о себе до 1 января 2003 г., будут ликвидированы в судебном порядке.

Что нового?

Помимо упрощения процедуры создания юридического лица (см. рис. 2) новым Законом частично изменен процесс регистрации.

Во-первых, установлены единые требования к регистрирующим налоговым органам, издание же дополнительных нормативных актов на уровне субъектов Российской Федерации не допускается.

Во-вторых, теперь при регистрации не требуется представлять документ, подтверждающий оплату половины уставного капитала организации (ранее такое требование было обязательным). Однако в заявлении о регистрации заявитель должен указать, что требования российского законодательства в отношении оплаты уставного капитала соблюдены.

Новый порядок регистрации юридических лиц

В-третьих, подаваемые на регистрацию документы не подвергаются предварительной юридической экспертизе. Если фирма представила недостоверные сведения, то по новому Закону заявитель или юридическое лицо несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Ответственность и штрафы

Хотя в Законе указано, что ответственность грозит заявителю, согласно Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) и Уголовному кодексу Российской Федерации (УК РФ) ответственность несут только должностные лица организаций.

 

Государственный реестр

Сведения о регистрации заносятся в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ), который ведется налоговыми инспекциями на бумажных и электронных носителях.

По результатам регистрации каждое юридическое лицо получает так называемый Основной государственный регистрационный номер (ОГРН), фиксируемый в реестре.

Вся информация, содержащаяся в ЕГРЮЛ, будет открыта и общедоступна, за исключением паспортных данных физических лиц и идентификационных номеров налогоплательщиков (ИНН).

Сведения из реестра могут быть предоставлены в течение пяти дней по запросу организации или физического лица. За каждый документ придется заплатить два МРОТ (200 руб.).

 

За непредставление, несвоевременное представление или представление недостоверных сведений должностных лиц будут штрафовать на сумму 50 МРОТ (5 тыс. руб.) (подп. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

Если документы будут содержать заведомо ложные сведения (например данные утерянного паспорта), то ответственность может быть как административной, так и уголовной (если этими действиями был причинен крупный ущерб гражданам, организации или государству либо доход от такой предпринимательской деятельности превышает 200 МРОТ (20 тыс. руб.). В КоАП РФ предусмотрены санкции от штрафа в размере 50 МРОТ до дисквалификации должностных лиц5 на срок до трех лет (подп. 4 ст. 14.25 КоАП РФ), а в УК РФ - от штрафа в размере 300-500 МРОТ (30-50 тыс. руб.) до трех лет лишения свободы (п. 1 ст. 171 УК РФ).

Как уже отмечалось, все организации, зарегистрированные до 1 июля 2002 г., должны подать о себе сведения в регистрирующие налоговые органы.

Поскольку срок подачи этих сведений ограничен (до конца текущего года), а действующих организаций в России немало, то по окончании сезона отпусков в налоговых инспекциях можно ожидать наплыва "заявителей". Если вы не любите стоять в очереди, лучше подать сведения о своей организации уже в августе или отправить их по почте ценной бандеролью.

Подготовку материала курировал член Экспертного совета финансовый директор ЗАО "Проф-Медиа" Дмитрий Домнин

____________________________________________

1 Федеральный закон от 08.08.01 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц» (далее – Закон).
2 Заявителем может быть: руководитель или иное лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени этого юридического лица; учредитель (учредители) юридического лица при его создании; руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистри- руемого юридического лица, а также иное лицо, действующее на основании доверенности (п. 1 ст. 9 Закона).
3 Виды кодов (общероссийские классификаторы технико-экономической и социальной информации) приведены в п. 17 постановления Правительства РФ от 19.06.02 № 438 «О Едином государственном реестре юридических лиц».
4 Порядок регистрации в ПФР установлен ст. 11 Федерального закона от 15.12.01 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Порядок регистрации в ФСС установлен ст. 1.5 постановления ФСС РФ от 04.12.2000 № 119 «Об утверждении порядка регистрации страхователей в исполнительных органах Фонда социального страхования Российской Федерации».
5 Дисквалификация означает, что должностные лица на срок до трех лет лишаются права занимать руководящие должности в исполни- тельном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет) и осуществлять предприниматель- скую деятельность по управлению юридическим лицом. Дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организа- ционно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, к членам совета директоров (ст. 3.11 КоАП РФ).

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль