«Есть смысл потратить больше времени и денег, но получить сильное образование»

1924
Костин Борис
издатель журнала «Финансовый директор»
Сегодня российская экономика активно развивается, а отечественные рынки становятся все более привлекательными для западного бизнеса. Это вызывает интерес к нашей стране со стороны зарубежных бизнес-элит, в том числе ведущих западных бизнес-школ. В этом году Россию уже посетили представители таких знаменитых школ, как Stanford, Wharton и Harvard. О том, что может дать финансисту программа МВА и почему ведущие бизнес-школы заинтересованы в российских студентах, мы поговорили с Дугласом Бриденом, профессором в области финансов и деканом школы бизнеса Fuqua.

– Что дает финансовым директорам учеба в бизнес-школе?

– Финансовому директору, безусловно, в первую очередь важны знания непосредственно в области управления финансами. Однако специалистам, работающим в нефинансовом секторе, то есть финансовым директорам торговых компаний и промышленных предприятий, важны понимание всех функций корпорации и знание принципов управления ими. Возьмем простой пример – нужно сформировать цену на продукт. Эту задачу финансовый директор не может решить в одиночку, ему нужна формация от маркетингового отдела, соответственно он должен понимать, что и как делают маркетологи. Эти знания ему и дает образование МВА: в первый год студент изучает самые разные области бизнеса, а уже во второй год специализируется на более узком направлении, например финансах.

– Если строить карьеру финансового директора и не стремиться стать генеральным, то, может быть, степень МВА необязательна, а вполне достаточно престижных финансовых сертификатов, таких как CPA, ACCA или CFA1?

– Можно успешно строить карьеру и таким образом, но этот путь мне не кажется оптимальным. Более системное образование позволяет лучше работать. От решений, принимаемых финансовыми директорами, зависит работа очень многих людей. Возьмем, например, финансового руководителя со степенью СРА. Если у него помимо этой степени нет навыков лидерства, умения убеждать других менеджеров, то развитие такой компании будет тормозиться. Я могу говорить об этом исходя из собственного опыта. Сначала я был узким специалистом в области финансов. Затем создал свою компанию, мне пришлось руководить людьми, соприкасаться с рыночной средой. И мне очень не хватало знаний в сферах менеджмента и маркетинга. В тот момент я пожалел, что не получил более системного образования. Специалист со степенью СРА, продвинувшись на определенный уровень, может столкнуться с тем, что ему не хватает управленческих знаний: знаний в области общего менеджмента и других областях. Как показывает практика, такие люди часто приходят к необходимости получения бизнес-образования.

Справка

Школа бизнеса Fuqua университета Duke (Duke University) входит в число ведущих бизнес-школ мира (в этом году она заняла 11-е место в рейтинге Business Week, 14-е место в рейтинге Wall Street Journal, 5-е место в рейтинге Financial Times для программ Executive MBA). Наиболее сильными дисциплинами в Fuqua являются финансы и маркетинг. Обучение в Fuqua по программе full-time (очная форма) стоит 35 тыс. долл. США в год (суммарные затраты, включая расходы на проживание, питание и др., оцениваются в 53 тыс. долл. США в год), а стоимость обучения по программе Global Executive – 111 тыс. долл. США за 19-месячный курс.

В целом я считаю образование очень ценным инструментом. Мне кажется, есть смысл потратить больше времени и денег, но получить сильное образование.

– В России распространена точка зрения, что западное бизнес-образование слишком оторвано от российской действительности, что специфика нашего бизнеса, его взаимоотношений с государством делает непригодными для практического применения знания, полученные в западных бизнес-школах. Каково Ваше мнение?

– Безусловно, такая проблема существует. Однако хорошее образование дает не только знания в области финансов и менеджмента, но и понимание национальных культурных особенностей, институтов и ценностей. Я считаю, что российская экономика будет развиваться и ключевым для ее развития может стать применение в России передовых идей, которые появляются в Северной и Южной Америке, в Азии – словом, по всему миру. Многие преподаватели ведущих бизнес-школ как раз являются авторами этих идей, специалистами, преподающими свои предметы многие годы. Они лучше других могут передать менеджерам суть передовых методов. Большинство способов управления универсальны и применимы во всех частях мира. Естественно, это не означает, что не должно быть каких-то изменений или модификаций данных управленческих инструментов для российского рынка. Но самыми успешными будут те специалисты, которые владеют этими идеями и могут применить их в локальных условиях. Когда вы знаете, как работает бизнес в Европе, Америке, Азии, и добавляете сюда знание российской специфики – именно тогда вы добьетесь успеха.

Российские слушатели западных программ МВА

Михаил Антонов, заместитель начальника департамента инвестиционного анализа НК «ЛУКойл», заканчивает в 2004 году Лондонскую бизнес-школу (London Business School)
Перед поступлением я решал, какую школу выбрать – европейскую или американскую. В итоге выбрал Лондон, так как в США менее удобно регулярно летать и в физическом, и в материальном плане. Сначала я решил поступить на обучение full-time. Но почти сразу же понял, что надо переводиться на Executive MBA, иначе на несколько лет нужно полностью отказаться от карьеры. Сейчас я летаю в Лондон где-то раз в две недели по выходным. Отмечу, что простого перевода с fulltime на ЕМВА нет – мне заново пришлось проходить собеседование.

Владислав Лисогорский, генеральный директор ООО «Волшебное Дерево» (Москва), заканчивает в 2004 году бизнес-школу Granfield (Великобритания)
Для меня MBA – это возможность упорядочить накопленный опыт, а также расширить свои деловые связи и даже найти деловых партнеров за рубежом. Раньше я мог сказать о принимаемых мною решениях: я чувствую, что необходимо так сделать. Сейчас же могу сказать: я уверен в том, что делаю. Немаловажен тот факт, что ты получаешь не теоретические знания, а практические навыки. Я считаю, что тем, кто связан с принятием стратегических решений, необходимо получать степень МВА.

Алексей Ананьев, председатель совета директоров компании «Техносерв» (Москва), в 2005 году закончит бизнес-школу Chicago (University of Chicago)
Я сразу решил поступать на Executive MBA, потому что у меня нет возможности оставить свой бизнес. Меня зачислили во все три школы, куда я подавал документы (Fuqua Duke, Chicago, Trium). Я выбрал бизнес-школу Chicago, поскольку в ней подробно изучаются финансовые дисциплины, а также есть возможность самостоятельно планировать график обучения и сдачи предметов.
Нельзя сказать о моментальном практическом эффекте, который дает обучение. Такого не бывает – прошел курс и сразу нашел универсальное или правильное управленческое решение в своей работе. Тем не менее отмечу, что ранее я все делал по наитию, исходя из здравого смысла. Сейчас же опираюсь на опыт и знания.

Олег Ширяев, менеджер отдела маркетинга московского представительства фармацевтической компании ABBOT Laboratories, в 2004 году поступил в бизнес-школу Fuqua
Самым сложным для меня был процесс выбора школы. Сначала я хотел поступить на full-time МBА, но когда еще раз все взвесил, оценил стоимость обучения, полное прекращение карьеры на два года, то решил выбирать среди бизнес-школ с модульными MBA-программами. Модульная форма дает возможность получить образование без отрыва от работы за счет комбинирования очной и дистанционной форм обучения. Среди школ, которые принимают достаточно молодых студентов с опытом работы до десяти лет, мое внимание привлекли две – Granfield и Fuqua. По итогам собеседований меня приняли в обе, и, разумеется, я выбрал Fuqua, так как для меня важен уровень программы, а школа Fuqua по рейтингам Executive MBA занимает от 3-го до 5-го места. К тому же в ней можно получить кредит на образование, что является большой редкостью для программ Executive MBA.

Кстати, Fuqua была одной из первых американских бизнес-школ, которая пришла в Россию. Еще в 1989 году наши профессора в кампусах Fuqua в рамках программы развития менеджмента в бывшем СССР читали свои курсы для 350 менеджеров из 12 бывших советских республик. А в 1993 году наши преподаватели обучали 200 российских менеджеров в Санкт-Петербурге. И сейчас во время своего визита в Россию я встречаюсь с некоторыми из тех наших слушателей. Они занимают очень высокие посты и говорят, что знания, полученные от профессоров Fuqua, очень помогли их карьере в России. А сегодня мы можем предложить гораздо больше, чем десять лет назад. Наши профессора за это десятилетие накопили дополнительный бизнес-опыт, применимый к различным деловым культурам и в совершенно разной бизнес-среде. Бытует мнение, что американцы не очень хорошо разбираются в чужих культурах и традициях. Возможно, это и так. Но мы тоже учимся и сейчас гораздо лучше разбираемся в особенностях бизнеса в различных регионах земного шара, чем десять лет назад. У нас даже есть специальная программа – Global Executive МВА.

Сейчас по этой программе учатся 70 студентов со всего мира (из 24 стран), в том числе 4 российских. Все они продолжают работать, поэтому большая часть учебы проводится в дистанционной форме через интернет и с помощью электронной почты.

Состав обучающихся в бизнес-школе Fuqua по различным программам
Программа full-time
400 студентов (30% женщин)
29 лет – средний возраст при поступлении
5,6 года – средний опыт работы в бизнесе
29% – иностранные студенты
705 – средний балл по тесту GMAT
Программа Global Executive
73 студента (10% женщин)
37 лет – средний возраст при поступлении
13,4 года – средний опыт работы в бизнесе
36% – иностранные студенты
Статистика дается по основным программам.
Более подробную информацию вы можете получить на сайте www.fuqua.duke.edu.

В течение всего обучения студенты собираются вместе пять раз на две-три недели. В первый раз они встречаются в нашем университете в Северной Каролине, где знакомятся друг с другом и проходят первую часть обучения. Второй раз они собираются в Европе – в этом году одна неделя обучения проходила в Москве, другая – в Брюсселе. Третий раз они встречаются в Азии – неделя в Бангкоке и неделя в Пекине (на следующий год мы обязательно включим в программу посещение города Бангалора в Индии). Четвертый раз они собираются в Южной Америке – неделя в каком-либо из городов Бразилии и неделя в Буэнос-Айресе. И, наконец, в пятый раз они снова собираются в Fuqua на две-три недели для завершения программы. Помимо работы с профессорами в каждой стране наши студенты встречаются с представителями местной деловой элиты – в Москве это ведущие российские экономисты и руководители российских компаний, в Пекине – китайские экономисты и бизнесмены и т. д. Это глобальное образование, которое отличается как от российского, так и от американского. Я считаю, оно позволяет одинаково успешно работать в любой компании в любой точке мира. На этой программе студенты учатся не только у выдающихся преподавателей, имеющих уникальный бизнес-опыт, но и, что очень важно, друг у друга.

– Как российские студенты адаптируются к учебе в вашей школе?

– У российских студентов серьезная подготовка, они успешно учатся. В программе МВА очень высокие требования к знаниям студентов в области математики, поскольку мы достаточно много внимания уделяем финансам и математической статистике. Но российские студенты как раз очень сильны в точных науках – у них, как правило, нет никаких проблем с математикой.

– Каковы основные требования к потенциальным слушателям?

– На программу full-time, которая предполагает обучение у нас в университете, важно очень хорошо сдать GMAT. Кроме того, требуется определенный опыт работы. А на программу Global Executive тесты сдавать вообще не нужно, главное – иметь опыт работы на руководящих должностях в бизнесе не менее десяти лет. Также при поступлении могут быть очень полезными рекомендации от людей, закончивших бизнес-школу Fuqua.

– Предоставляете ли вы студентам финансовую помощь?

– Для иностранных студентов у нас есть специальная программа кредитования, в рамках которой они могут взять заем на сумму 70 тыс. долл. США. Сегодня процентная ставка для первоклассных заемщиков в США (таких как IBM, General Electric) равна 4,75% годовых. Наши студенты могут брать кредит по этой ставке плюс 2% на пять – десять лет. Нужно сказать, что для студентов-неамериканцев финансовый вопрос играет важную роль и мы стараемся работать в этом направлении. Многие наши выпускники, вернувшись в свою страну, становятся очень успешными руководителями и бизнесменами. Они готовы выделять деньги на образование других менеджеров. Поэтому я думаю, что в ближайшее время у нас появятся еще и стипендии. Хотя большинство наших студентов хорошо зарабатывают и в состоянии заплатить за свою учебу.

– Планирует ли ваша школа открыть свою программу в России?

– Пока мы в таких программах только участвуем. В июне этого года мы проводили в Москве совместную программу с Институтом бизнеса и делового администрирования, где обучали 40 менеджеров. Мы будем и дальше изучать возможность работы с российскими университетами. Российская экономика очень интересна и перспективна, мы планируем активнее преподавать в России, привлекать больше российских студентов. В свою очередь мы хотим, чтобы и наши преподаватели больше узнали о России и изучили российский опыт.

Беседовал Борис Костин

1 Об этих сертификатах см. статью «Финансист со знаком качества», «Финансовый директор», 2003, № 9, с. 86.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль