Как выбирать страховщика

67
Практикум. «Ф.» обратился к аналитикам с просьбой подсказать, как можно оценить бизнес страховой компании, исходя из того минимума показателей, которые она готова раскрыть.
Сегодня на рынке более 900 страховщиков. Но далеко не каждый раскрывает информацию о себе. Связываться с «засекреченными» компаниями опасно. Публичности же страховщику придает размещение на собственном сайте общих сведений о себе (выданных лицензиях, составе акционеров и аффилированных лиц, менеджменте), финансовых показателей, а также участие в различных рейтингах. Финансовые показатели, представленные в рейтинге «Ф.», позволяют (хотя и не в полной мере) оценить бизнес страховых компаний.

Устойчивость. Желательно, чтобы величина активов страховой компании, ее резервы и собственные средства демонстрировали прирост. Это свидетельствует о том, что бизнес страховщика растет, а сам он развивается. Имеет смысл обратить внимание и на абсолютные значения. Как отмечают аналитики АКГ «Финэкспертиза», «если величина активов страховщика меньше 200 млн рублей, стоит задуматься о его надежности. Если же активы не превышают 50 млн рублей, ему вообще лучше не доверять свою защиту».

Показатель чистой прибыли больше актуален для инвесторов, он не столь красноречив, когда речь идет о надежности страховщика. Минувший год оказался для многих компаний не таким прибыльным, как 2005-й. По мнению руководителя Росстрахнадзора Ильи Ломакина-Румянцева, «это связано во многом с сокращением в портфелях компаний финансовых схем, которые более прибыльны, нежели классическое страхование».

Инвестиции. Западные страховые компании покрывают убытки и зарабатывают себе на жизнь, активно занимаясь инвестиционной деятельностью. В России инвестдоход многих страховщиков не превышает показателя инфляции. Между тем, как отмечает ведущий сотрудник отдела страхования Научно-исследовательского финансового института Минфина РФ Юрий Сплетухов, «инвестиционные вложения страховщиков напрямую зависят от позиции учредителей, которые могут, например, потребовать, чтобы средства оседали на счетах родственного банка в ущерб прибыли страховой компании. Или же вложить деньги в неликвидные активы – тогда компания не сможет быстро расплатиться по своим обязательствам».

Ликвидность. Коэффициент мгновенной ликвидности у компаний, участвующих в рейтинге, колеблется в диапазоне от 0,1 до 105,5. Впрочем, этот показатель не в полной мере отражает способность оператора рынка быстро расплачиваться по своим обязательствам. Такова специфика бизнеса. По словам Ильи Ломакина-Румянцева, у компании на счетах не должно быть много денег – ведь у страховщиков не такой уж большой объем срочных обязательств. «Избыток денежных средств наводит на мысль, что компания на момент отчетной даты превращала свои неликвидные активы в средства на счетах», – говорит глава надзорного ведомства.

Уровень выплат. Некоторые компании манкируют своими обязательствами: стараются минимизировать выплаты или ищут поводы для отказа в них. Косвенно об этом может свидетельствовать соотношение выплат и сборов. Однако сравнивать имеет смысл только подобное с подобным, поскольку «справедливый» коэффициент от вида к виду меняется. Непостоянен он и во времени. И еще одно замечание: слишком высокое значение выплатного коэффициента свидетельствует, как правило, не о щедрости компании, а о возможных финансовых проблемах или ошибках в расчете тарифов.

КАЛЬКУЛЯТОР: Методика рейтинга

Рейтинг составлен на основании данных, предоставленных самими компаниями.

Участвовать в проекте «Ф.» предложил 150 операторам рынка, которые, по данным Росстрахнадзора, собрали в 2006 году наибольшую премию. Часть страховщиков отказалась предоставить дополнительные сведения о себе.

В рейтинге по основным показателям компании ранжируются по размеру совокупных страховых премий за вычетом сборов по ОМС и страхованию жизни.

Доходность по инвестициям рассчитана по формуле: доходы по инвестициям за вычетом расходов по инвестициям, деленные на объем инвестиций. Коэффициент мгновенной ликвидности определялся по формуле: денежные средства, деленные на текущие обязательства, под которыми подразумеваются обязательства за вычетом долгосрочных займов и кредитов, отложенных налоговых обязательств, прочей кредиторской задолженности, задолженности перед участниками по выплате доходов, доходов будущих периодов.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль