Private-банкинг: особые условия, личный менеджер и почетное место в сворованной базе данных

69
Практика. 37-летнего Юрия смущали рассказы о том, как кредитные организации «сдают» клиентов по первому требованию силовиков. Но он все же рискнул опробовать private-банкинг.
Гендиректор строительной фирмы Юрий, не пожелавший называть свою фамилию, человек успешный. Его частному бизнесу четыре года, дела идут в гору. Сегодня у предпринимателя квартира в центре Москвы, дача в Пестово, недвижимость в Таиланде, несколько престижных автомобилей. По мере роста бизнеса Юрий стал озадачиваться вопросом выгодных инвестиций. Но доверять все деньги банкирам бизнесмен не спешил. «Не хотелось «засвечивать» свой достаток, – рассказывает собеседник «Ф.». – Человек я законопослушный, но все же меня смущали различные истории о взаимодействии банков с правоохранительными органами, выемках документов и серверов. Да и «гуляющие» по рынку базы данных оптимизма не внушали».

Вместе с тем private-банкинг – индивидуальное обслуживание состоятельных частных лиц – сегодня становится все более популярной услугой. Открыто рекламировать, конечно, ее не принято – ведь это не массовый продукт. Но изобретательные банки завлекают богатых граждан самыми разными способами. К примеру, топ-менеджер одного издательства рассказал «Ф.», что буквально перед майскими праздниками получил приглашение от Юниаструм-банка на семинар: как защитить свой капитал. Занятия проводит не кто иной, как совладелец «Юниаструма» Георгий Писков, при этом стоимость участия – 12 тыс. рублей.

Изучив различные предложения и поговорив с друзьями, Юрий все-таки решил рискнуть – «подключиться» к индивидуальному банкингу. «Сервис не для бедных, от массового обслуживания отличается примерно так же, как Bentley от “Жигулей”«, – увещевали Юрия коллеги по бизнесу. Служащие кредитной организации в свою очередь заверили бизнесмена: «В рамках обслуживания состоятельных клиентов банковская тайна защищается особенно тщательно».

Обычно минимальная свободная сумма, имея которую можно рассчитывать на подключение к private-банкингу, составляет $100 тыс. Юрий, выбрав банк из первой десятки, был готов разместить $300 тыс. «Мне предложили широкий спектр инструментов для вложений, в том числе ОФБУ, ПИФы, – говорит гендиректор, – а что касается классических вкладов, то доходность по ним для вип-клиентов оказалась на 1,5–2,5 процентного пункта выше, чем для “простых смертных”».

Бизнесмен решил положить на годовой депозит под 12% половину суммы, а оставшиеся $150 тыс. отдать в доверительное управление (ДУ). Услуга предполагает, что все заботы об управлении деньгами ложатся на плечи личного управляющего. От клиента требуется только выбрать инвестиционную стратегию, предполагающую разные уровни доходности и соответственно риска. Для состоятельного гражданина разрабатывают индивидуальный инвестиционный портфель.

Мне были предложены разные стратегии, рассказывает Юрий. Первая – консервативная (вложение в государственные и корпоративные облигации) с ориентировочной доходностью 15% в год и максимально возможными потерями 5% от портфеля. Вторая – сбалансированная (облигации и акции предприятий) с доходностью 25–30% годовых и риском лишиться не более 10% от доверенных средств. И наконец, агрессивная стратегия (главным образом акции) с предполагаемой доходностью 40–50% в год и максимальными убытками не более 20%.

Юрий, не склонный рисковать своими сбережениями, выбрал консервативную стратегию. «Несмотря на это, менеджеру удалось заработать 21% годовых», – рассказывает собеседник «Ф.». 12% принес вклад. В результате Юрий заработал почти $50 тыс. «А если бы просто разместил все деньги на депозит, то получил бы только $36 тыс.», – говорит гендиректор фирмы. Однако 1% от отданной в ДУ суммы ($1,5 тыс.) Юрий заплатил в качестве фиксированной комиссии. Кроме того, пришлось отдать банку 10% от дохода сверх 10% годовых ($1,7 тыс.) в качестве премии за успех.

«Став вип-клиентом крупной кредитной организации, я получил не только личного управляющего, но и другого индивидуального менеджера, которого впоследствии так и называл – “мой банкир”«, – говорит Юрий. На этого специалиста были переложены все заботы по внесению различных платежей, в том числе коммунальных, за услуги связи. Личный банкир бронировал авиабилеты, гостиницы, оформлял визы и даже выбирал место, где провести отпуск. «У меня не было времени на поиски, а для жены хотелось сделать сюрприз», – рассказывает Юрий.

Почувствовав все прелести вип-обслуживания, Юрий поручил банковскому менеджеру даже выбор подарков для родственников на различные праздники. «Но я быстро оказался от этой затеи, – рассказывает собеседник «Ф.», – остановил опыт друга, который из-за невнимательности личного менеджера два раза подряд на новый год подарил жене одни и те же серьги».

За год пользования private-банкингом Юрию только дважды пришлось побывать в банке: первый раз для ознакомительной беседы, второй – для заполнения всех документов и заключения договоров. Все остальные указания управляющему и менеджеру давались по телефону, а при необходимости специалисты приезжали сами в офис или даже домой, привозили необходимые документы, забирали деньги.

Однако руководитель одной из телекоммуникационных компаний, с которым пообщался «Ф.», не разделяет восторга Юрия в отношении индивидуального банковского обслуживания. «Я несколько лет пользуюсь этой услугой и пришел к выводу, что зачастую банки обещают гораздо больше, чем выполняют на самом деле, – поделился собеседник. – Скажем, один раз мне нужно было срочно решить важный финансовый вопрос, который возник вечером. Но до середины следующего дня я так и не смог дозвониться личному менеджеру и сделка сорвалась». Отметим: в рамках private-банкинга личный менеджер должен быть доступен (так заявляют банкиры) 24 часа в сутки.

Другой бизнесмен рассказал, что его коллега «пострадал» из-за деликатного вопроса: личный банкир приезжал по делам домой к клиенту и случайно обронил записную книжку, где составлял расписание встреч своего «подопечного». В списке фигурировали не только партнеры по работе, но и «подозрительные» женские имена. «Вышел страшный скандал с женой», – вспоминает собеседник.

Личные менеджеры вникают во многие вопросы, связанные с бизнесом и частной жизнью клиента. С одной стороны, это очень удобно, не нужно лишний раз тратить время на объяснения – банкир знает, что нужно сделать и когда. С другой стороны, как бы кредитные организации ни заверяли в суперконфиденциальности, случиться может всякое. «Нельзя исключать, что менеджер за солидное вознаграждение продаст информацию о вип-клиенте его конкурентам», – говорит председатель совета директоров компании «Феликс» Илья Кондратьев. Вице-президент Ассоциации региональных банков России Александр Хандруев высказался более резко: «Я не верю в private-банкинг в стране с коррумпированными правоохранительными органами. В стране, где на улице продаются самые разные базы данных, в том числе с информацией о клиентах кредитных организаций».

ОПЫТ: Неприятный банкинг

Супруга узнала, что сокращение лимита на ее карточке в прошлом месяце произошло вовсе не из-за технического сбоя, а по настоянию мужа, и закатила скандал.

«Об этом жене моего знакомого проговорился личный банковский менеджер», – рассказал «Ф.» один из собеседников. «Помимо “платиновой” карты мне выдали “золотую”, потом вообще завалили разными платежными и скидочными пластиками, которыми я никогда не буду пользоваться, – рассказывает директор строительной фирмы, – при этом каждая ненужная карта стоит недешево». Другой бизнесмен, который по старинке держит деньги в Сбербанке, не так давно получил предложение обслуживаться в специальном элитном офисе в центре столицы у персонального менеджера. Но он и там увидел большую очередь – из «элитных» посетителей. «Мне заблокировали карту, когда я находился за границей, – вспоминает бывший вип-клиент одного из крупных российских банков. – В кредитной организации произошел какой-то технический сбой, пластик заработал лишь через несколько дней». Бизнесмен закрыл свой счет в этой кредитной организации и открыл в другой – зарубежной: «Бесперебойный доступ к средствам мне важнее, чем персональное обслуживание и экономия времени на бронировании гостиниц».

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль