Как отомстить за «Бронзового солдата»

85
Ким Анна
Автор: Ким Анна
Статистика. Теоретически нанести вред маленькой экономике недружественной страны можно. Но это вряд ли понравится ее торговым партнерам и иностранным инвесторам.
Эстонская экономика невелика даже по сравнению с другими малыми странами Европы. В том числе с прибалтийскими соседями – Литвой и Латвией. Если взглянуть на эстонский ВВП, рассчитанный по паритету покупательной способности (ППС), то по величине он ближе всего к показателю любимого российским бизнесом Кипра. Из неевропейских стран сопоставимыми масштабами экономики обладают, например, островное государство Тринидад и Тобаго и африканская Экваториальная Гвинея.

Российский ВВП превышает по размеру эстонский более чем в 70 раз. Прибалтийская страна сравнима по размеру экономики с отдельными, не самыми крупными регионами России – например, Ростовской или Нижегородской областями.

Правда, в относительных величинах Эстония смотрится куда более выигрышно. В стране живет всего лишь около 1,3 млн человек. И в расчете на душу населения ее ВВП опережает показатель не только России, но и вообще всех стран бывшего СССР. В начале 90-х годов страны Балтии быстрее и решительнее избавляли свою экономику от бремени социализма, в частности приватизировали почти всю госсобственность и реформировали ЖКХ. В 1999 году Эстония вступила в ВТО, а три года назад вместе с обоими прибалтийскими соседями стала полноправным членом ЕС.

На перевале. Экономики стран Балтии очень открытые, и Эстония не является исключением. Ее дефицит баланса текущих операций за последние шесть лет увеличился в 5,8 раза и в прошлом году достиг 30,4 млрд крон ($2,44 млрд) или почти 15% ВВП. Но основным партнером Эстонии остается Евросоюз: на него в прошлом году приходилось 65% экспорта и 73% импорта.

Главное естественное преимущество страны – ее географическое положение. Через ее территорию идут грузопотоки с Запада на Восток и обратно. Примерно три четверти транзита – это нефть и нефтепродукты. В свою очередь на транспорт и связь приходится солидная часть добавленной стоимости – более 12%, что сопоставимо с долей обрабатывающей промышленности (16,7%). Казалось бы – вот он, рычаг влияния на недружелюбные эстонские власти. Примечательно, что на минувшей неделе «Российские железные дороги» изменили график поставки грузов, в том числе нефти, в страны Балтии. Правда, при этом в компании сослались на ремонт участка Октябрьской железной дороги и отвергли подозрения в политической подоплеке решения.

Не секрет, что российский бизнес недурно зарабатывает на транзите через Эстонию. В частности, значительная доля нефтяного транзита приходится на структуры «Северстальтранса» и швейцарскую Gunvor Services. Последнюю многие связывают с именем предпринимателя Геннадия Тимченко, вхожего в «питерские круги». Свой капитал на эстонском транзите построили и другие российские бизнесмены. Например, Евгений Малов и Андрей Катков, владеющие активами порта Силламяэ. А также Рустам Аксененко – 336-й в рейтинге миллиардеров «Ф.», сын экс-главы Министерства путей сообщения.

Гости с Севера. Справедливости ради нужно сказать, что российские вложения в эстонскую экономику довольно малы. А вот вливания капитала из Северной Европы настолько масштабны, что иногда причудливо отражаются на статистике. Например, в 2005 году объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в эстонскую экономику подскочил в три раза из-за того, что шведский Swedbank купил эстонский банк Hansapank. В прошлом году Швеция также стала крупнейшим источником ПИИ, вложив в Эстонию примерно половину от общей суммы $1,6 млрд. Финляндия заняла второе место с $428,4 млн. Россия с заметным отрывом отстала: $89,3 млрд. На конец прошлого года накопленных российских ПИИ в Эстонии было всего $369 млн – немного, даже если учесть, что российский бизнес любит надевать офшорную личину. Для сравнения – Швеции и Финляндии владение активами в прибалтийской стране обошлось соответственно в $8,4 млрд и $3,5 млрд.

России нужно укреплять собственные порты и флот. И делать это ради собственной экономической выгоды, независимо от того, как складываются отношения с Эстонией и другими странами Балтии. Ведь сейчас почти четверть нефтегрузов, транспортируемых через Балтийское море, проходит через Таллин. На латвийские Вентспилс и Ригу приходится около 25%, а в Санкт-Петербурге переваливается пока лишь 15% нефтегрузов.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль