Как организовать транспортное обслуживание

8510
Назарчук Александр
финансовый директор группы компаний «Северстальтранс» (Москва)
Способ организации транспортного обслуживания бизнеса определяется потребностями и целями каждого конкретного предприятия. При этом выбор стоит между двумя стратегиями: осуществлять перевозку собственными силами и (или) воспользоваться услугами независимых операторов транспортного рынка. В данной статье рассказывается о вариантах организации работы по транспортировке грузов на примере опыта нескольких известных компаний.

Использование собственных транспортных подразделений

Собственные транспортные подразделения обычно включают логистические службы, парк подвижного состава, маневровые локомотивы, ремонтно-эксплуатационные цеха. Многим предприятиям подобные транспортные хозяйства достались в «наследство» с советских времен вместе с детскими садами, школами, общежитиями. Однако в настоящее время большинство компаний уходят от элементов «натурального хозяйства» и проводят реструктуризацию таких активов путем их выделения из общего бизнеса.

  • Личный опыт

    Вадим Карлинский, финансовый директор ОАО «Пермская ГРЭС»1

    Транспортное подразделение на Пермской ГРЭС фактически состояло из четырех автоколонн, которые различались по функциональной принадлежности: коммерческие грузоперевозки, спецтехника, перевозка персонала (автобусы) и легковой транспорт руководителей. Все они были выделены путем образования единого дочернего общества, собственником которого стала Пермская ГРЭС. Это происходило в рамках программы реформирования отрасли. Я считаю, что было принято хорошее решение, так как управлять абсолютно разными бизнесами — перевозками и энергетикой — сложно. Кроме того, содержать собственное транспортное подразделение было экономически неэффективно. Задачей подобных транспортных подразделений внутри организации являются перевозки как таковые, а не эффективная работа с целью получения прибыли. В результате издержки, которые несут эти подразделения, «прячутся» в собственных издержках компании и «найти» их там сложно.

Но есть компании, которые пока не стремятся к переводу своих транспортных подразделений в рыночную нишу. Например, нефтяные гиганты «ЛУКойл» и «ЮКОС» используют услуги аффилированных транспортных компаний, которые фактически ориентированы на одного клиента и представляют собой транспортный цех материнских компаний. Подобный транспортный дивизион хоть и выделен в отдельное юридическое лицо, на практике находится вне рыночной среды.

Тенденция создавать собственную транспортную компанию, избегая тем самым использования услуг внешних перевозчиков, была характерна для конца 90-х. Пять лет тому назад работа МПС и входящих в него структур зачастую оставляла желать лучшего. Поэтому крупные производители, стремясь достичь относительной технологической независимости в сфере грузоперевозок, шли по пути организации аффилированых перевозочных компаний.

  • Личный опыт

    Александр Елисеев, финансовый директор компании «ММК-Транс» (Москва)

    «ММК-Транс» является кэптивным перевозчиком Магнитогорского металлургического комбината как по акционерной структуре (представляет собой 100-процентную «дочку» ММК), так и по задачам.

    На момент образования «ММК-Транс» — 4,5 года назад — у нас существовали определенные проблемы с грузоперевозками, решить которые представлялось возможным только с помощью собственной перевозочной компании. Дело в том, что МПС являлся одним из крупнейших потребителей продукции ММК на внутреннем рынке. Это министерство, как крупный монополист, диктовало цены на металлопрокат, а в качестве рычага для понижения цены использовало неподачу вагонов комбинату. Поэтому наличие собственного перевозчика в определенный момент стало фактически вопросом выживания компании. В последние годы такая практика прекратилась — во всяком случае я о подобных прецедентах не слышал. Появились сильные перевозчики, имеющие свой подвижной состав, поэтому использование своей транспортной компании постепенно теряет актуальность. Что касается стоимости услуг «ММК-Транс», то сейчас Магнитка приобретает их по рыночным ценам.

    Ольга Каненкова, руководитель Департамента бухгалтерского учета, налогообложения и консолидации отчетности ОАО «Автофрамос»/RENAULT (Москва)

    Свой парк автомобилей иметь намного выгоднее. Это очень прибыльный вид бизнеса, и он быстро становится рентабельным, но необходимо сразу рассчитать количество совершаемых рейсов и загруженность собственного транспорта. Самой прибыльной в этом плане является доставка внутри мегаполисов, а также по направлению Москва — Санкт-Петербург. Свой автопарк выгоден еще и потому, что не нужно решать множество мелких проблем, связанных с перевозчиками. Вся ответственность за сроки, графики и качество перевозки, а также контроль расходов лежат непосредственно на компании. И мы можем точнее планировать свои затраты на приобретение спецтехники, обучение персонала и т. д. Хотя по некоторым направлениям бизнеса лучше заключать договор со специализированной компанией, которая формирует конкретный груз.

Наличие «карманной» транспортной компании постепенно становится вчерашним днем — в первую очередь, из-за низкой экономической эффективности подобных предприятий, работающих вне рыночной среды. Например, оборачиваемость нефтеперевозочной цистерны в компании «БалтТрансСервис», входящей в группу компаний «Северстальтранс», минимум на 30% выше, чем у транспортных компаний, которые являются аффилированными структурами крупных нефтегазовых холдингов.

Для того чтобы транспортная компания приносила прибыль, нужны как соответствующее техническое обеспечение, так и специалисты, способные обеспечить его бесперебойную работу. Необходимы выстраивание логистических схем, стыковка документооборота, перегруппировка грузов на станциях и в портах и т. д. Компании, обслуживающие перевозки только одного клиента, обеспечить эффективное функционирование такой инфраструктуры не могут. В то же время каждый день простоя вагона или цистерны — это недополученная прибыль или даже убыток для компании в целом.

  • Личный опыт

    Дмитрий Кравченко, финансовый директор транспортной компании «Реил Континент» (Москва)

    Главный вопрос, который необходимо решать компании, использующей услуги собственного транспортного подразделения, это определение доходной составляющей работы такого подразделения. Дело в том, что приобретение вагонов само по себе прибыли не приносит — это инвестиция, и притом долгосрочная. Перевозки — тоже затратная операция. Оценить в денежном выражении, какую прибыль получит завод из-за того, что поставки сырья будут ритмичными и доставка товара до потребителя станет производиться в срок, сложно. Именно поэтому трудно сделать внутреннее транспортное подразделение таким же эффективным, как транспортные компании, работающие на рынке.

    Александр Конюхов, финансовый директор Заволжского моторного завода

    На момент выделения транспортного направления в самостоятельный бизнес ЗМЗ зафиксировал тарифы ниже себестоимости на весь год на уровне предыдущего года. Таким образом, несмотря на растущие цены на ГСМ, электроэнергию и запчасти, «дочке» предстояло продолжать эффективно вести свою деятельность и даже зарабатывать прибыль без ущерба качеству предоставляемых материнской компании услуг. Достичь этого можно только путем сокращения потерь, повышения производительности труда и снижения непроизводительных расходов.

    Эксперимент удался. Для материнской компании в сопоставимых условиях затраты на транспорт «не увеличились» на 12—15% в год, что можно считать снижением затрат в реальных условиях.

    Значительно возросло и качество предоставляемых услуг: если раньше на приказ срочно выехать по маршруту, скажем в субботу вечером, начальник транспортного цеха находил тысячу причин не подавать транспорт, то сейчас транспортная компания стала гибкой к требованию клиента и готова предоставлять любые услуги в любое время. Это произошло потому, что руководство вынуждено было научиться считать деньги. Кстати, директором компании является тот самый начальник транспортного цеха.

Сложности выделения транспортного подразделения в отдельную компанию

Большинство компаний, проводящих реструктуризацию непрофильных активов, выделяют транспортные структуры в обособленные подразделения, тем самым подталкивая своих транспортников искать клиентов на стороне. Когда транспортная компания изначально создается как субъект рынка, то она сразу же ориентирована на работу в рыночной среде. Таким образом, например, в 1996 году создавалась группа компаний «Северстальтранс»: 50% ее акций принадлежат группе «Северсталь», а 50% контролируется менеджментом самой компании. Сейчас в общем грузообороте группы компаний «Северстальтранс» объемы грузов «Северстали» занимают менее 5%.

Процесс реструктуризации транспортного подразделения практически ничем не отличается от выделения в отдельную компанию, например, ремонтных бригад. На базе подразделения образуется новое юридическое лицо, которому передаются (либо покупаются) оборудование и подвижной состав. Основная сложность этого процесса состоит в том, чтобы обеспечить новую компанию квалифицированным персоналом, способным оптимальным образом обслуживать транспортные активы и привлекать клиентов в соответствии с новыми рыночными условиями.

  • Личный опыт

    Вадим Карлинский

    Цели выделенного транспортного подразделения меняются: ему нужно организовать перевозки таким образом, чтобы снизить издержки материнской компании, в том числе и за счет получения прибыли от сторонних заказов. На Пермской ГРЭС выделение транспортного подразделения было первым проектом в рамках реструктуризации, поэтому изначально мы таких целей перед собой не ставили. Это привело к тому, что менеджеры пытались завысить тарифы на перевозку, раздували затраты и у транспортной компании появилась значительная прибыль, заработанная фактически на материнской компании. Кроме того, при получении дивидендов эта прибыль подвергается двойному налогообложению — в транспортной компании и у нас. Дело усугубляется тем, что часть услуг ГРЭС больше нигде не может купить: например, подразделение спецтехники является монополистом в масштабах региона. Такая позиция менеджеров дочернего предприятия привела к тому, что часть транспортных услуг ГРЭС начала закупать на стороне, где они часто оказываются дешевле.

Еще одним важным моментом при выделении подразделения в отдельную компанию является ценообразование и управление издержками. В отличие от транспортных цехов предприятий, компания, работающая на открытом рынке, очень чувствительна к данному фактору. Поэтому при реструктуризации следует разработать программу, направленную на снижение издержек дочернего общества.

  • Личный опыт

    Вадим Карлинский

    В дальнейшем нами было определено, что цена, по которой ГРЭС закупает услуги у собственных дочерних предприятий, складывается из двух составляющих. Первая — это рыночная составляющая, вторая — некий социальный либо инвестиционный «зонтик». Он необходим для того, чтобы, во-первых, дать дочернему обществу возможность встать на ноги, пока оно не начнет получать заказы со стороны, а во-вторых, предоставить ему возможность для обновления парка техники. Срок предоставления такой надбавки конечный — у нас он ограничен пятью годами. Сейчас доля перевозок Пермской ГРЭС занимает около 85% объема работ транспортной компании, далее эта цифра будет снижаться, как и доля социальной надбавки в рыночной цене. На 2004 год утвержден бюджет этой компании, а также программа управления издержками для нее и инвестиционная программа. В результате, несмотря на инфляцию, транспортный бюджет ГРЭС остался на уровне прошлого года.

    Кроме того, пришлось решать проблему качества и количества оказанных услуг. Путевки водителям подписывают менеджеры. Ранее система их мотивации не была направлена на то, чтобы они стремились к сокращению затрат на транспортные услуги. В итоге случалось, что по документам УАЗ проходил, например, 1500 км в день, а это нереально. Пришлось выработать жесткий механизм контроля заказов, а также систему мотивации работников транспортной компании, привязанную к снижению издержек.

    Александр Конюхов

    В первом полугодии на ЗМЗ был объявлен мораторий на привлечение сторонних транспортных компаний. Сейчас этот мораторий закончился и мы начинаем анализировать рынок, искать более выгодных поставщиков услуг по качеству и цене. Наша «дочка» это также понимает, поэтому стремится повышать качество обслуживания наших грузов, так как на сегодняшний день 95% ее услуг потребляет ЗМЗ. Однако я не думаю, что в будущем мы сможем кардинально изменить ситуацию в пользу других перевозчиков, поскольку качество работы наших транспортников уже проверено, а о мелких сторонних компаниях, работающих в регионе, такого сказать пока нельзя.

Помимо финансовых вопросов имеет значение и качество услуг дочерней компании. Как правило, оно уступает рыночным аналогам — существование вне рыночной среды, бесспорно, сказывается на уровне работы. Поэтому для получения услуг на должном уровне и повышения их качества необходимо детально прописывать объем предоставляемых услуг в договорах, оформляемых с транспортной дочерней компанией. К сожалению, многие предприятия об этом забывают.

Распределение функций между собственным транспортным цехом и сторонними перевозчиками

Оптимальное соотношение между услугами собственного транспортного подразделения и услугами сторонних перевозчиков зависит от наличия на региональном рынке грузоперевозок требуемых видов транспорта и необходимого количества единиц подвижного состава, а также способности сторонних грузоперевозчиков своевременно удовлетворить потребности компании по доставке груза.

Например, для компании, работающей исключительно на региональном рынке, оптимальным является заключение постоянного договора с автотранспортной компанией, которая сможет выделить достаточное количество техники и обеспечить своевременную доставку. При этом на небольшом предприятии может вообще не быть транспортного отдела как такового, а функции организации грузоперевозок могут выполняться административными работниками.

По мере увеличения масштабов бизнеса, необходимости использования средств железнодорожного, воздушного и водного транспорта потребность в транспортном подразделении возрастает. Особенно это характерно для регионов, которые не обслуживаются независимыми перевозочными компаниями. Транспортное подразделение, минимизируя транспортные расходы предприятия, обычно выполняет следующие функции:

  • своевременное обеспечение производственных подразделений, а также сбытовых точек достаточным количеством сырья и готовой продукции;
  • координация работы независимых перевозчиков, формулировка условий перевозки, проведение тендеров среди перевозчиков.
  • Личный опыт

    Вадим Карлинский

    На Пермской ГРЭС существует служба заказчика, куда стекаются заявки на транспорт. Эта служба организована в рамках собственного цеха транспорта и логистики, который было решено не выделять из состава компании, поскольку он решает вопросы, связанные с использованием собственного транспортного парка. Решение оставить цех в рамках ГРЭС было принято собственником. Это сделано в том числе потому, что в нашем регионе нет рынка услуг железнодорожного транспорта.

При отсутствии возможности взять в аренду у «РЖД» или сторонних перевозчиков достаточное количество вагонов многие компании покупают подвижной состав в собственное пользование. Принятие решения о покупке парка должно базироваться на оценке экономической эффективности подобных долгосрочных инвестиций путем построения соответствующих моделей денежных потоков и расчета прибыли, получаемой на вложенный капитал. При этом нужно сравнить издержки, которые несет компания при простое груза из-за отсутствия вагонов, и стоимость отвлечения средств на покупку вагонов из оборота.

  • Личный опыт

    Александр Елисеев

    Внутри Магнитогорского металлургического комбината решаются задачи, связанные с организацией общих логистических цепочек, а также способов продвижения товара внутри предприятий комбината силами арендованного подвижного состава. Что касается компании «ММК-Транс», то она отвечает за перевозку груза экспортных направлений по железной дороге от комбината до морских портов (Владивостокского, Новороссийского и Азовского). Подобное разделение обязанностей имеет место и на других крупных комбинатах, принадлежащих таким компаниям, как «Северсталь», НЛМК, «Мечел», «ЕвразХолдинг» и т. д., только в их случае речь идет о собственном транспортном подразделении и стороннем перевозчике. Импортными железнодорожными перевозками для Магнитки также занимается компания «ММК-Транс», она же отвечает за перевозки со Стойленского и Михайловского ГОКов. Мы не имеем статуса эксклюзивного перевозчика только для перевозки угля. Но тут дело в особенностях рынка — перевозчика диктует не покупатель (ММК), а продавец. Перевозку угля для ММК осуществляет несколько сторонних компаний.

    Дмитрий Кравченко

    Думаю, что в любом случае функции собственного транспортного подразделения следует сводить к разумному минимуму. Даже если в регионе пока еще нет рынка перевозочных услуг — например, ни одна компания не обслуживает ближайшую к предприятию станцию — стоит подготовить пакет долгосрочных предложений по объемам грузоперевозок, которые готово обеспечить предприятие, и предложить его независимым транспортным компаниям. Если они посчитают прибыльным для себя развитие данного направления, то будут инвестировать и в создание инфраструктуры, и в организацию перевозок.

Кроме того, транспортный бизнес сопряжен с относительно низким уровнем рисков и обеспечивает неплохую доходность. Неудивительно, что крупные компании все чаще обращают внимание на активы транспортной отрасли.

  • Личный опыт

    Вадим Карлинский

    Грузоперевозки не являются нашим профильным бизнесом, поэтому мы, в принципе, рассматриваем возможность продажи транспортной компании. Однако нас, как градообразующее предприятие, также волнует социальный аспект этого процесса, поэтому два года назад такая сделка была невозможна. Думаю, что в ближайшее время решение о продаже может быть нами рассмотрено. Так что образование дочернего общества можно рассматривать как некий промежуточный этап перед продажей транспортной компании — предынвестиционную подготовку (в том числе и менеджеров, которые сейчас ею управляют).

Подводя итоги, можно сказать, что большинство компаний-грузовладельцев сейчас нацелены на поиск профессиональных грузоперевозчиков, которые смогут удовлетворить их потребности в своевременной доставке и оптимизации логистических цепочек по всему комплексу входящих и исходящих грузов. Процесс обособления транспортных подразделений, входивших в состав крупных предприятий, ускоряется — уже сейчас существует некоторая конкуренция между независимыми перевозчиками и бывшими транспортными цехами предприятий. Многие предприятия вынуждают аффилированные транспортные компании участвовать в тендерах на перевозку собственных грузов, причем далеко не всегда контракт заключается с родственной структурой. Таким образом, сама логика событий, выталкивая транспортные подразделения в рыночную среду, побуждает их работать эффективнее. Публичные компании с современным уровнем корпоративного управления заинтересованы в прозрачности и обоснованности своих расходов.

Сегодня грузовладельцы нуждаются в привлекательных по условиям высококачественных услугах перевозчиков, оказываемых на систематической основе. Предоставить их широкому кругу клиентов способны только независимые компании, работающие в рыночной среде и чутко улавливающие новые тенденции в отрасли.

______________________________________________
1 Мнения, приведенные в статье, подготовлены редакцией и могут не совпадать с мнением автора статьи. – Примеч. редакции.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль