МАЙЯ КРАСНОПОЛЬСКАЯ: «Я НЕ СЧИТАЮ СЕБЯ ЛИШЬ ТЕХНИЧЕСКИМ ИСПОЛНИТЕЛЕМ»

173
Майя Краснопольская: «Чиновники не являются знатоками искусства. Для них хороший театр – тот, о котором говорят, пишут, показывают на фестивалях. Это помогает нам при решении каких-то вопросов, когда приходится о чем-то просить»
Тень театра

28 марта стартует XIII Всероссийский фестиваль «Золотая маска». Театр «Тень» получал эту премию семь раз и в этом году представляет новую постановку. «Тень» лишена многих атрибутов театра – здесь нет афиши или кассы (вешалка, правда, есть, но номерки не выдаются). Чтобы купить билет, надо позвонить на автоответчик, оставить свой телефон и ждать, когда твоя очередь подойдет. Лично я ждала полгода – мне перезвонили и попросили прийти выкупить билеты. Все постановки «Тени» – это не совсем театр теней, не совсем кукольный театр, не совсем опера или балет. Скажем, спектакль «Полифем» показывают всего для 5–6 человек в небольшой комнатке, где стоит макет театра («Большой» в миниатюре), на сцене которого танцуют крошечные (не более 6 сантиметров) куколки. А циклопа Полифема играет солист Большого театра Николай Цискаридзе, который с трудом втискивает на мини-сцену свои ноги, руки или голову (все вместе не помещается). Иногда зрителей собирают на «Полифема» в большой зал, где на одном экране показывают съемку спектакля (сам он идет в соседней комнате), а на другом экране – то, что происходит за кулисами. Директор театра «Тень» Майя Краснопольская рассказала, кто придумывает новаторские идеи «Тени», кто их реализует и кто оплачивает.

Майя, за счет чего живет театр, где на многие спектакли приходят всего 5–6 зрителей?

– Я бы уточнила, что как раз многие наши спектакли проходят в большом зале, который вмещает 50 человек, что вполне обычно для современных постановок. Наш новый спектакль «Орфей», который мы поставили совместно с ансамблем солистов Opus-post, вообще будет показан на малой сцене театра на Таганке. Мы – государственный театр и полностью живем за счет комитета по культуре Москвы. У нас нет ни грантов от других организаций, ни спонсоров, ни иных каких-либо благодетелей. Мы никогда не были сами по себе, а изначально образовались лет 20 назад при отделе культуры Кировского райисполкома, который потом трансформировался в комитет по культуре Северо-Восточного округа Москвы. Несколько лет назад мы перешли в подчинение городского комитета культуры. Для нас это стало лучше, так как теперь деньги мы получаем напрямую, а не через третьи руки, что дает дополнительные возможности. Например, стало гораздо легче обращаться за помощью. Впрочем, это и раньше было возможно, но сегодня значительно проще стало.

Сколько человек работает в театре и каков его годовой бюджет?

– Сейчас у нас работает от 15 до 20 человек – в разное время по-разному. Бюджет театра – 4 млн рублей, из них 1 млн – постановочные, за счет которых оплачиваются декорации и костюмы для новых спектаклей. Каждый год мы выпускаем по две новые постановки. Средств, которые получаем мы с Илюшей (Илья Эпельбаум, муж. – «Ф.»), нам достаточно, а наши актеры работают не только у нас. К тому же у нас многие должности совмещаются. Я, например, и директор, и администратор, и актриса. А Илья – художественный руководитель, художник и режиссер. Так что мы имеем возможность получать несколько ставок.

Бюджет каждый год корректируется?

– Да, он увеличивается.

Вы можете сравнить свое материальное положение с коллегами из других театров? Известно, что многие актеры живут лишь за счет съемок в сериалах…

– Я никогда не спрашивала, сколько получают в других театрах, но прожить только на театральную зарплату, наверное, тяжело.

Ваш театр очень необычен – чиновники настолько тонко разбираются в искусстве, что в состоянии оценить новаторские постановки?

– У нас театр хороший, мы получили семь «Золотых масок» – это действует в том числе и на чиновников. К тому же у многих из них есть дети, которые видели некоторые наши спектакли.

Что дает победа на театральных фестивалях помимо доброжелательности чиновников?

– Больше ничего: как вы справедливо заметили, чиновники не являются знатоками искусства. Для них хороший театр – тот, о котором говорят, пишут, показывают на фестивалях. Это помогает нам при решении каких-то вопросов, когда приходится о чем-то просить.

Почему у вас такая сложная система продажи билетов – почему их нельзя просто прийти и купить?

– У нас нет кассы, которая работает все время. Мы начинаем продавать билеты только после того, как назначим день спектакля. Вот уже почти 20 лет мы обходимся без кассы, афиши и рекламы. И пока не видим в них необходимости. Хотя все будет зависеть от того, каков будет спрос на наши постановки и будет ли этого достаточно, чтобы не делать себе рекламу.

Билеты у вас, кстати, недешевые. Кто устанавливает на них цены – вы сами или комитет по культуре?

– Мы сами, но у комитета нет к нам по этому поводу претензий. В принципе стоимость билетов у нас средняя по Москве, билетов за $200, как в других местах, у нас не бывает (билеты на спектакли театра «Тень», проходящие в большом зале, стоят от 300 до 1000 рублей, спектакли на 5–6 человек обходятся в общей сложности в 4000 рублей, однако выкупать надо сразу все билеты. – «Ф.»). Около 10% билетов бесплатные – это входные для родственников, друзей.

Как вам удалось привлечь к сотрудничеству Николя Цискаридзе? Ведь звезды стоят дорого…

– Он был в жюри «Золотой маски» и все сокрушался, что в наши постановки никак нельзя «втиснуть» балет. А когда мы придумали, как это сделать, то стали вместе работать и подружились. Николай получает деньги за спектакли, но думаю, для него это не является решающим аргументом. Тонино Гуэрра и Анатолий Васильев работали с нами тоже вовсе не из-за денег – просто им было любопытно сделать что-то новое.

С кем в ближайшее время вы планируете сотрудничать?

– С драматургом Сергеем Коковкиным. Это будет спектакль в форме творческой встречи драматурга с публикой.

Ваш театр больше для кого – для детей или взрослых?

– У нас всегда были перемешаны репертуары: половина детского, половина взрослого. Так же и сейчас. В месяц у нас проходит около 16 спектаклей.

Кто из вас двоих генератор идей – вы или Илья?

– Илья. Отчасти у нас совместные идеи, но глобальные, конечно, все его. Но я не считаю себя лишь техническим исполнителем. Реализовывать идеи Ильи – достаточно творческая работа.

Общее дело укрепляет семейную жизнь?

– Все зависит от людей, которые этим занимаются. Кому-то тяжело постоянно находиться вместе, кому-то хорошо. Нам – хорошо.

Факты

Майя Краснопольская родилась в Москве. Закончила Гнесинское музыкальное училище по специальности «актриса театра кукол». В 1989 году вместе со своим мужем Ильей Эпельбаумом организовала первый в России семейный театр «Тень», лауреат многих зарубежных и российских фестивалей.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль