Пятерка, семерка, туз

120
Розница. На фондовом рынке представлены акции трех продуктовых сетей: «Седьмой континент», X5 retail group и «Магнит», однако в течение года список торгуемых бумаг из сектора увеличится.
Аналитики единодушны в положительной оценке инвестиционной привлекательности розничного сегмента, называя его «бенефициаром российского рынка». Причин тому несколько, важнейшая из них – рост доходов и потребления населения. «Доля потребления целого ряда продукции на душу населения значительно ниже по сравнению с аналогичными показателями в странах Западной и даже Восточной Европы. Эта разница будет сокращаться по мере увеличения ВВП и экономики в целом, что обеспечит дальнейший бурный рост в этом сегменте», – объясняет начальник аналитического управления ИК «Велес Капитал» Михаил Зак. Согласно расчетам ИК «Проспект», в 2006–2013 годах средний рост валового оборота розничной торговли составит около 15%.

Еще одним позитивным фактором является постоянное увеличение доли организованной розничной торговли, прежде всего связанное с региональной экспансией крупнейших сетей. Кроме того, отрасль относительно мало зависима от конъюнктуры рынка и внешних потрясений. «Это «защитный» сектор, который гораздо меньше подвергается колебаниям при резких скачках на рынке, например, когда падает нефть», – рассказывает аналитик ИК «Тройка Диалог» Михаил Терентьев.

Эксперт ИК «Брокеркредитсервис» Татьяна Бобровская отмечает, что в отрасли пока относительно низкий уровень конкуренции, если не учитывать Москву и Санкт-Петербург. Совокупная доля трех крупнейших сетей на рынке продовольственной розницы находится на уровне 5–6%, тогда как в странах Восточной Европы этот показатель составляет 10–30%. Процент цивилизованной розничной торговли настолько мал, что компании в ближайшие два-три года могут спокойно развиваться и расти в любом направлении, не сталкиваясь между собой.

Еще одной отличительной чертой российской продуктовой розницы можно назвать относительно слабое присутствие зарубежных игроков по сравнению с рынками других развивающихся стран, что также является благоприятным условием для развития местных торговых сетей.

Ведущая тройка. «Седьмой континент» стал первой российской розничной сетью, разместившей свои акции на бирже в 2004 году. Капитализация компании, составившая $620 млн, сначала показалась участникам рынка завышенной. «Но после IPO бумаги «Седьмого континента» стали дорожать и за год выросли на 160%», – отмечает аналитик МДМ-банка Елена Афонина. А весной 2006 года компания провела вторичное размещение на $238 млн.

Активно привлекая средства, в том числе с помощью долговых инструментов, «Седьмой континент» тем не менее не смог убедить рынок в эффективности использования полученных инвестиций. От торговой сети ожидали высоких темпов роста числа магазинов, а компания за прошлый год открыла всего около 10 супермаркетов. По мнению Татьяны Бобровской, это стало основной причиной того, что инвесторы обходят стороной бумаги «Седьмого континента»: «Акции показали очень бедный рост – всего 3% за 2006 год». Однако, как полагает аналитик, по эффективности работы и управлению, по фундаментальным показателям рентабельности компания остается одной из самых привлекательных продуктовых сетей.

В мае 2005 года состоялось второе IPO представителя продуктовой розницы – 30% своих акций в форме глобальных депозитарных расписок (GDR) разместила на Лондонской фондовой бирже сеть «Пятерочка». Инвесторы оценили компанию в $1,99 млрд. Однако розничное IPO обернулось скандалом – спустя семь месяцев котировки бумаг «Пятерочки» обвалились примерно на 36% после того, как компания объявила о снижении прогноза по выручке на 16–19% по итогам года.

«Тем не менее, вложившись в торговую сеть, инвесторы не прогадали, – рассуждает Елена Афонина. – Уже через год после IPO акции подросли на 50% от цены размещения». А за последний год бумаги X5 retail group подорожали на 85%; основным драйвером роста стало слияние «Пятерочки» и «Перекрестка».

По мнению директора инвестиционно-банковского направления ИК «Тройка Диалог» Максима Арефьева, трудоемкий процесс интеграции двух сетей все еще может настораживать инвесторов. Но аналитик ИК «Брокеркредитсервис» Татьяна Бобровская полагает, что все риски, связанные с объединением, уже неактуальны, и инвесторам скорее нужно обратить внимание на высокую долговую нагрузку X5 retail group. Холдинг до конца года планирует разместить беспрецедентный как для долгового рынка, так и для розничных сетей облигационный заем в 25 млрд рублей. Данная сумма будет привлечена тремя траншами – первый на 9 млрд и два – по 8 млрд рублей с погашением через семь лет.

В апреле 2006 года на РТС и ММВБ прошло третье и пока последнее IPO еще одной продуктовой сети – «Магнит». Стоимость компании по итогам размещения составила $1,94 млрд. Аналитики называют «Магнит» фаворитом российского розничного сектора. Несмотря на невысокие показатели рентабельности, Максим Арефьев считает, что основная ценность компании состоит в создании мощной розничной платформы: «У »Магнита» очень крепкая управленческая команда и всегда четкие планы по реализации своей стратегии. Помимо динамичного развития магазинов формата «у дома» сеть активно вошла в крупный формат, работая в небольших российских городах, чем защитила себя от конкуренции».

Вдохновленные примером. На 2006 год намечалось IPO и сети «Копейка», которое должно было пройти следом за размещением «Магнита». Однако акционеры компании предпочли отложить IPO, сославшись на неблагоприятную конъюнктуру. «Разместиться выгодно было уже довольно сложно – давление оказали две волны коррекции, после которых рынок упал довольно сильно. К тому же много средств инвесторов отвлекло IPO “Роснефти”«, – вспоминает аналитик ИК «Тройка диалог» Михаил Терентьев.

В конце 2006 года стало известно, что ФК «Уралсиб», владеющая 50% акций «Копейки», выкупает остальные бумаги у топ-менеджмента торговой сети. Сделку планируется закрыть до конца февраля 2007 года. У «нового» владельца – свое видение стратегии развития компании. В отчете МДМ-банка, выпущенном по итогам встречи руководства финансовой корпорации с аналитиками, сообщается, что ФК «Уралсиб» не намерена расставаться с контролем над «Копейкой» в течение трех лет и не собирается проводить IPO сети в ближайшие два-три года. Эту информацию подтвердил «Ф.» исполнительный директор по связям с общественностью ФК «Уралсиб» Александр Вихров: «”Копейка” не собирается в ближайшее время выходить на биржу».

Еще одна торговая сеть, размещение которой давно ожидается инвесторами, – петербургская «Лента». Аналитики и участники рынка считали, что до конца 2006 года компания продаст до 30% акций на Лондонской фондовой бирже. Но пока сеть предпочла договориться с Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР) о продаже собственных бумаг на сумму в $125 млн. Как сообщили «Ф.» в компании «Лента», оформление сделки уже почти завершилось. Всем известно, что финансовые институты вроде ЕБРР входят в капитал компаний, чтобы затем продать пакет либо стратегическому инвестору, либо портфельным инвесторам в ходе публичного размещения. Но топ-менеджмент торговой сети по-прежнему уклоняется от ответа на вопрос об IPO, заявляя о «выборе лучшего способа финансирования бизнеса» и «гибкости в принятии решений».

На тот же 2006 год планировал IPO еще один представитель продуктовой розницы – сеть «Дикси». Компания перенесла размещение на 2007 год, что аналитики связали с разочаровывающими данными отчетности по МСФО за 2005 год (чистый убыток составил $3,3 млн). Представители «Дикси» отказались от комментариев в отношении планов по размещению акций.

К трем перечисленным сетям-»второгодникам» в 2007 году в очередь на IPO могут присоединиться группа компаний «Виктория» и «Патэрсон».

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль