Восточный заплыв

83
Политика. Россия почти наверняка добьется проведения саммита АТЭС на своей территории. Однако налогоплательщикам это обойдется в несколько миллиардов долларов.
Для возвращения статуса сверхдержавы России нужны не только высокие темпы экономического роста и наращивание влияния в энергетической сфере, но и чисто имиджевые мероприятия. Таковым стало празднование 60-летия победы в Великой Отечественной войне, собравшее в Москве несколько десятков глав государств и названное в западных СМИ лучшим PR-проектом России. В прошлом году престиж укрепляли саммитом «Большой восьмерки» в Санкт-Петербурге. А теперь Россия будет добиваться проведения на своей территории еще одного статусного мероприятия – саммита стран Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) в 2012 году. Об этом объявил президент Владимир Путин.

Решение о выборе места проведения саммита будет принято лишь осенью нынешнего года, однако вероятность того, что это право достанется Владивостоку, очень высока. С одной стороны, не ожидается значительной конкуренции. Саммит – достаточно затратное мероприятие, и почти все ведущие страны – члены АТЭС уже принимали его на своей территории. С другой – в регионе отсутствуют явные антагонисты России, которые резко против проведения саммита на ее территории. Теоретически заблокировать это решение могли бы лишь США.

На восток. Желание России принять саммит АТЭС легко объяснимо. Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) играет все более значительную роль в мировой экономике, обеспечивая свыше 70% прироста мирового ВВП, а Россия, испытывающая определенные трудности на традиционных для себя рынках сбыта, пытается диверсифицировать свою внешнюю торговлю.

Срок проведения саммита – 2012 год – выбран как нельзя лучше. К этому времени Россия должна стать одним из ключевых игроков в АТР. Во-первых, вовсю начнут работать сахалинские нефтегазовые проекты, которые после вхождения «Газпрома» в консорциум «Сахалин-1» де-факто можно считать российскими. Во-вторых, скорее всего будет завершено строительство восточного нефтепровода, позволяющего крупнейшим компаниям выйти на рынки стран АТР. Кроме того, до какой-то логической точки могут быть доведены несколько проектов, разрабатываемых под эгидой РАО «ЕЭС России» и предполагающих экспорт электроэнергии. После реализации этих проектов роль России в обеспечении энергобаланса АТР резко возрастет. Ожидается, что она должна стать основным поставщиком энергоресурсов на рынки Японии, Южной Кореи и Китая наряду со странами Персидского залива.

Нынешние позиции России в АТР можно считать во многом номинальными. По данным Федеральной таможенной службы, на долю стран–участниц АТЭС приходится лишь 16,8% внешнеторгового оборота России. Его основу составляют все те же энергоносители (уголь и нефть, экспортируемая по железной дороге в Китай) и продукция военно-промышленного комплекса.

О своем желании выйти на рынки АТР заявляли многие крупные российские компании, однако добиться поставленной цели удалось лишь единицам. Более того, по целому ряду позиций в последние годы была зафиксирована отрицательная динамика. Наиболее показательно снижение объемов экспорта металлопродукции. Еще несколько лет назад АТР был среди приоритетных направлений для российских металлургических комбинатов. Чтобы обеспечить надежность поставок и застолбить этот перспективный рынок, они потратили большие деньги на покупку контрольных пакетов акций крупнейших дальневосточных портов. В 2001–2004 годах объем перевалки продукции российских металлургов рос на 10–20%. Однако по итогам прошлого года произошел резкий спад. По словам директора «Владморторгпорта» по стратегическому развитию Андрея Токарева, основная причина этого перелома – потеря рынка сбыта. Превращение Китая из импортера металлопродукции в экспортера и изменение РЖД тарифной политики сделало продукцию российских металлургов неконкурентоспособной в АТР.

Используя энергетику как базу для сотрудничества, Россия может попытаться вовлечь в экономическую интеграцию и другие отрасли экономики. Речь в первую очередь идет о развитии Дальнего Востока, где российский бизнес пока не слишком активен. Впрочем, прежде России предстоит самой определиться с политикой в отношении Дальнего Востока и решить сразу несколько внутренних проблем.

Местный колорит. Основным препятствием для проведения саммита АТЭС остается отсутствие необходимой инфраструктуры. Приморский край, столицей которого является Владивосток, уже давно укрепился в статусе дотационного региона. В конце 90-х годов он был одним из крупнейших получателей финансовой помощи из федерального бюджета, пропуская вперед лишь три субъекта РФ: Дагестан, Алтайский край и Якутию.

Более того, как и многие другие «столичные» города, Владивосток сильно проигрывал от взаимоотношений с краем. Действующая в Приморье практически «плоская» система межбюджетного выравнивания привела к перераспределению налогов, собранных в краевом центре, в пользу других менее развитых городов и районов. По данным думы Владивостока, доля городского бюджета в общей сумме налогов, собранных на его территории, за последние пять лет сократилась вдвое – с 38,9 до 19%. Это привело к износу его и без того неразвитой инфраструктуры. Апогеем стал кризис водоснабжения в 2003 году, когда на протяжении нескольких месяцев в городе действовал жесткий режим водоснабжения.

Есть и другие прямые и косвенные признаки неготовности столицы Приморья к принятию саммита АТЭС. Так, во время приезда во Владивосток первых лиц государства, сопровождающегося перекрытием улиц, транспортное сообщение в городе фактически полностью останавливается. Решить эту проблему традиционными для крупных российских городов способами – строительством развязок – не получится из-за специфического ландшафта Владивостока, расположенного на гористой местности. Модернизация транспортной инфраструктуры требует нетипичных и дорогостоящих решений, таких как строительство морского моста через бухту Золотой Рог.

Именно поэтому проведение саммита АТЭС во Владивостоке будет очень дорого стоить федеральной казне. По словам Владимира Путина, центр в общей сложности готов выделить около 100 млрд рублей, или примерно четыре нынешних краевых бюджета.

Еще одной проблемой может стать политическая нестабильность в Приморье. Владивосток долгое время считался одним из самых неспокойных городов и с завидной регулярностью поставлял скандалы федерального масштаба. Последние два года выдались спокойными, однако сейчас, по мнению приморских политологов, край стоит на пороге нового политического противостояния – между губернатором Сергеем Дарькиным и мэром Владивостока Владимиром Николаевым.

Фактически речь идет о начале подготовки к выборам главы администрации Владивостока, которые должны состояться летом 2008 года. Со стороны Сергея Дарькина в ней скорее всего будет участвовать один из его самых близких бизнес-партнеров – Руслан Кондратов. Его отец Виктор Кондратов, в прошлом глава краевого управления ФСБ, был недавно назначен членом Совета Федерации от администрации края. Своеобразной репетицией перед выборами мэра Владивостока должно стать избрание депутатов городской думы в декабре 2007 года.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Больше не бывает

Решение о создании АТЭС было принято в 1989 году. В эту межправительственную организацию входят 19 государств – Австралия, Бруней, Канада, Чили, Китай, Индонезия, Япония, Южная Корея, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Папуа–Новая Гвинея, Перу, Филиппины, Россия, Сингапур, Таиланд, США, Вьетнам, а также две территории – Гонконг и Тайвань. Россия наряду с Перу и Вьетнамом присоединилась последней, оформив свое членство в 1998 году.

АТЭС считается самым крупным региональным объединением в мире. На его долю приходится 41% мирового населения, 56% ВВП, 49% внешнеторгового оборота и около 70% всего прироста мировой экономики за последние десять лет. Россия является одной из самых динамичных экономик АТЭС. Более высокие темпы роста ВВП за последние пять лет были лишь в двух странах-членах – Китае и Вьетнаме.

Основная задача объединения – сокращение торговых барьеров. Именно на саммитах АТЭС представители стран-членов, как правило, объявляют о снятии взаимных ограничений и подписывают соответствующие документы. В 2001 году во время проведения саммита в Шанхае была поставлена цель в течение ближайших пяти лет добиться сокращения издержек трансграничной торговли на 5%. По сообщению официальных представителей АТЭС, эта цель была достигнута.

Принять и управлять

По словам главы российского МИДа Сергея Лаврова, решение о проведении саммита АТЭС во Владивостоке в 2012 году может быть принято в Австралии осенью нынешнего года (6–7 сентября).

Главный российский дипломат отметил, что «министерство начало работу с партнерами по принятию такого решения и они относятся к заявке России позитивно». Более того, по словам Сергея Лаврова, Россия подала заявку на председательство в АТЭС в 2012 году. Однако до принятия этого решения придется подождать, поскольку еще не известно, кто будет председательствовать в 2011 году.

МЕСТО ВСТРЕЧИ

Не судьба

Саммит 2012 года – не первое официальное мероприятие в рамках АТЭС, которое может принять Владивосток.

В 2001 году в столице Приморья проходило менее значимое и статусное мероприятие – Форум АТЭС, однако он остался практически незамеченным федеральными властями. Тогда основные расходы на подготовку Владивостока легли на краевой и городской бюджеты, а также на предприятия и организации, которым принадлежат фасады зданий на центральной улице города. Главой национального оргкомитета форума был назначен Илья Клебанов, занимавший должность министра промышленности, науки и технологий. Он посетил Владивосток один раз, сделав по ходу визита одно громкое заявление – о возможности запрета автомобилей с правым рулем и увеличении таможенных пошлин на подержанные иномарки.

Губернатору нужны триллионы

Денег для проведения саммита АТЭС потребуется немало.

Во-первых, нужно создать инфраструктуру. Ее стоимость губернатор Приморского края Сергей Дарькин оценил в 187 млрд рублей. Из них 70 млрд рублей необходимо направить на реконструкцию дорожного сообщения. Остальные 117 млрд рублей – на строительство международного аэропорта, двух морских мостов, конференц-центра и других объектов.

Во-вторых, планируется реализовать несколько крупных экономических проектов. Общий объем инвестиций в них к 2020 году должен составить около 2 трлн рублей.

Как «медведь» «медведя»

Губернатор Приморья Сергей Дарькин и мэр Владивостока Владимир Николаев в прошлом крупные бизнесмены.

Основу их бизнеса составляли две рыбодобывающие компании – «Ролиз» и ТУРНИФ. Однако сегодня их интересы распространяются практически на все секторы экономики от пищевой промышленности до строительства.

Вместе с тем наиболее жесткое столкновение позиций губернатора и мэра произошло в чисто политической плоскости. Весной прошлого года оба боролись за право назначить своего человека главой регионального отделения «Единой России», затем – за рычаги влияния в приморском парламенте. Счет в этом противостоянии оказался равный – 1:1. Главой регионального отделения «Единой России» стал близкий Владимиру Николаеву глава Дальневосточного государственного университета Владимир Курилов, спикером Законодательного собрания – вице-губернатор из команды Сергея Дарькина Виктор Горчаков.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль