Эффективное управление налогами: проблемы и пути их решения

5403
Нетёсова Анна
эксперт журнала «Финансовый директор»
Проблемы налогового менеджмента, а также вопросы организации и повышения эффективности работы налоговой службы обсудили участники «круглого стола», проведенного нашей редакцией совместно с консалтинговой компанией PricewaterhouseCoopers.

В обсуждении приняли участие:

Александр Башков, финансовый директор ЗАО «Авиакомпания ИСТ ЛАЙН»;
Игорь Миронов, руководитель отдела внутреннего аудита компании SABMiller;
Елена Орлова, финансовый директор ЗАО «МФК ДжамильКо»;
Дмитрий Шоцкий, старший менеджер компании PricewaterhouseCoopers.

Роль налогового менеджмента

В начале обсуждения участники «круглого стола» отметили причины, по которым управление налоговыми обязательствами является важной частью финансового менеджмента компании.

Александр Башков: «Я убежден, что управление налогами в России является одним из важнейших аспектов управления финансами предприятия в целом. Это объясняется тем, что в российском налоговом законодательстве немало спорных положений, которые предприятия и проверяющие органы могут трактовать по-разному. Кроме того, грамотный налоговый менеджмент способствует снижению накладных расходов, связанных с уплатой налогов, как по внутренним, так и по транснациональным сделкам».

Дмитрий Шоцкий: «Уделять внимание управлению налоговыми рисками и обязательствами заставляют растущие конкуренция между компаниями в сфере совершенствования технологий управления и профессиональный уровень специалистов налоговых служб. Таким образом, если компания не станет развивать это направление деятельности, то будет проигрывать конкурентам. Кроме того, сейчас многие предприятия стремятся к открытости, к выходу на фондовый рынок, а данные о налогах имеют место практически во всех отчетных документах публичных компаний. В международной отчетности отражается влияние налогов как на кредиторскую задолженность, так и на дисконтированные денежные потоки и эффективную ставку налогообложения, то есть на показатели, по которым судят об эффективности компании. Управление налогами важно и при реструктуризации компаний, выделении непрофильных активов, покупке нового бизнеса».

Елена Орлова: «Управление налогами является одним из элементов управления стоимостью компании и делится на два процесса: минимизацию риска и сокращение расходов на работу налоговой службы и уплату налоговых платежей. Основная цель управления налогами для повышения стоимости бизнеса — соблюдение баланса между этими двумя процессами. Достичь его можно с помощью определения стратегии компании, планирования налоговых платежей, расчета налогов и своевременной сдачи налоговой отчетности, а также контроля соответствия фактической суммы налоговых платежей плановым показателям».

Игорь Миронов: «Оптимизация рисков и своевременная сдача налоговой отчетности — это завершающие этапы налогового управления. В то же время ежедневно на предприятии генерируются сотни документов и хозяйственных операций, которые далеко не всегда осуществляются с учетом налоговых последствий. Дело в том, что по российскому законодательству ответственность за исполнение обязательств перед бюджетом, в том числе и уголовную, несет главный бухгалтер. Поэтому, получив первичные документы, подтверждающие исполнение той или иной сделки, бухгалтер склонен учитывать их наименее рискованным образом. В результате запланированные финансово-хозяйственные схемы не дают эффекта, на который рассчитывал, скажем, финансовый директор.

Приведу пример. Организация решила купить автомашину для использования в производственных целях, следовательно, амортизация на нее будет учитываться на счетах производственных затрат. Затем для этой машины покупают коврики, магнитолу, сигнализацию (заметьте, в пределах выделенной суммы), которые бухгалтер, скорее всего, спишет за счет собственных средств, что неправильно с точки зрения налоговой оптимизации. Правильнее было бы сразу включить в счет этой машины все «непроизводственные» добавления и тем самым сделать их производственными. Проанализировав структуру непроизводственных расходов предприятия, можно найти массу примеров подобных расходов, которых можно избежать.

Еще одна трудность связана с анализом и планированием бюджета рекламных расходов и маркетинга. Мы много тратим на рекламу, и каждая акция, которую придумывают маркетологи, является новым проектом с налоговой точки зрения. Возьмем пример с продажей определенного количества бутылок пива со скидкой. Слоган в этом случае может звучать по-разному: «Купи три штуки и две получи бесплатно!» или же «Купи пять штук по цене трех!». Как видно из таблицы 1, разница в налогообложении этих двух акций составляет сотни процентов. Когда проводятся тысячи подобных акций, рассчитать их налоговые последствия сложно. Поэтому эффективное управление налогами подразумевает также организацию процесса оперативного контроля деятельности компании с точки зрения налогообложения».

Эффективное управление налогами: проблемы и пути их решения

Налоговая грамотность

Один из способов эффективного управления налогами — обеспечение высокого уровня грамотности руководителей подразделений, а также налаженный информационный обмен между налоговой службой и другими подразделениями компании.

Дмитрий Шоцкий: «Повышение уровня знаний в области налогового законодательства необходимо не только финансовым работникам, но и всем специалистам, которые имеют отношение к планированию, расчету и начислению налогов. Достичь этой цели можно разными способами: путем проведения внутренних семинаров, участия сотрудников налоговой службы в работе других подразделений или выпуска налоговых бюллетеней».

Игорь Миронов: «На своих предприятиях я провел деловую игру. Менеджеры, инициирующие платежи в своих подразделениях, были поделены на команды, состоящие из главных бухгалтеров и генеральных директоров. Им было предложено определить на примерах из их ежедневной деятельности, как нужно отразить эти сделки с точки зрения бухучета, а также с точки зрения минимизации налогов. После того как участники поделились своими мнениями, я объяснил, какая уголовная ответственность грозит каждому в случае, если то, что они рассказали, случится на практике, а также какие штрафы придется платить предприятию. Затем был проведен второй раунд, в ходе которого участникам было разрешено переиграть ситуацию. Результат был значительно лучше, так как люди начали осознавать налоговые последствия своих поступков.

К сожалению, даже внутри самой компании все, что связано с управлением налоговыми обязательствами, часто обсуждается за закрытыми дверями».

Дмитрий Шоцкий: «В ходе одной из наших презентаций по управлению налогами и налоговой стратегии мы предложили руководителям подразделений одной компании (включая бухгалтерию, налоговый и юридический отделы) оценить степень их понимания налоговой стратегии с помощью специальной шкалы (см. табл. 2). Оказалось, что расхождения между получившимися графиками достигали 40—50%, то есть все они по-разному понимали налоговую стратегию компании.

Эффективное управление налогами: проблемы и пути их решения

Подобную ситуацию необходимо исправлять, вырабатывая единое понимание налоговой стратегии. Она должна быть отражена в документе, описывающем общую стратегию компании, и согласована с руководством. Выразить ее можно как угодно: «Использовать легальные возможности и не переплачивать налоги», «Платить как можно больше в бюджет региона» и т. д., — главное, чтобы все понимали ее одинаково».

Организация процесса

По мнению участников «круглого стола», успех или неудача налогового менеджмента в наибольшей степени зависят от организации этого процесса.

Дмитрий Шоцкий: «Одним из подходов к организации управления налогами может быть делегирование функций налогового планирования во все значимые подразделения компании (матричная организация). При условии, что компания большая, в каждом таком подразделении может работать сотрудник, который будет рассматривать все хозяйственные операции с учетом налоговой стратегии компании. Централизованная же налоговая служба будет разрабатывать налоговую стратегию для всей компании, конкретные шаги по ее реализации, а также выполнять функции консультанта подразделений».

Елена Орлова: «Наша компания выделила функции анализа налоговых последствий всех сделок и создала должность налогового юриста. Он работает в тесном контакте с менеджерами, принимающими решения по сделкам, и подчиняется финансовому директору».

Александр Башков: «В нашей компании используется иной подход. У нас нет специальных подразделений, отвечающих за управление налогами. Управление налоговыми обязательствами увязано с бюджетированием (функциональная организация). В бюджете доходов и расходов и в бюджете движения денежных средств для каждой структурной единицы приведена строка «Налоги», поэтому каждый руководитель планирует размер и структуру налоговой нагрузки, которую будет нести его подразделение в тот или иной период.

Помимо руководителей в процессе управления налогами участвуют представители централизованной службы внутреннего аудита, юридического и финансового управлений. Сумма налогового обременения каждого подразделения фиксируется только после проработки финансово-хозяйственной схемы реализации каждого договора и визирования его этими тремя службами. Менеджеры конкретного предприятия холдинга могут не понимать, почему они должны реализовывать именно тот порядок действий, который предлагают центральные службы, но обязаны ему подчиняться (иногда с точки зрения руководителей подразделений это может вести к убыткам).

После того как сумма налогов утверждена и плановый период начался, руководитель подразделения должен соблюдать установки, которые были даны аудиторами, юристами и финансистами в момент проработки схемы и планирования налоговых сумм. За отклонения от плана без объективной причины на руководителя накладывается взыскание. Такой порядок позволяет не только точно планировать объем налоговых платежей, но и контролировать его.

Разумеется, чтобы обеспечить реализацию такого подхода, необходимо четко описать налоговый регламент, по которому будут работать менеджеры подразделений и бухгалтеры. Регламентирующими условиями могут стать сумма контракта, схема, согласно которой он реализуется, наличие определенных контрагентов по сделке, лимиты и т. д. Около 70—80% всех сделок должны проводиться с учетом регламента. Если же на каком-то этапе принятия решения кто-либо из специалистов (финансист, бухгалтер, юрист и др.) не согласен с регламентом, он вправе перевести эту сделку в разряд форс-мажорных, и тогда уровень принятия решения автоматически повышается. Одновременно повышаются качество и количество ресурсов, которые можно использовать для решения этого вопроса, — вплоть до привлечения внешних консультантов».

Игорь Миронов: «Необходимо оговорить и детали отчетных документов для того, чтобы они совпадали с документами, которые требует бухгалтерия. В противном случае возможна следующая ситуация. Исполнителю выдают деньги под отчет, он их тратит и потом отчитывается перед бухгалтерией. Если исполнитель не приносит необходимых оправдательных документов (например, он купил телефон в магазине, вместо того чтобы купить у поставщика и заплатить по безналичному расчету), бухгалтерия не может отнести эти расходы на себестоимость и зачесть НДС, так как у нее нет накладной (есть только чек кассового аппарата) и счета-фактуры (то есть НДС нельзя принять к зачету).

Александр Башков: «Если вы объяснили персоналу порядок совершения расходов, а он все равно не соблюдается, стоит ради эксперимента вычесть из заработной платы непонятливого сотрудника стоимость телефонного аппарата. Уверяю вас, в следующий раз он принесет именно тот документ, который необходим. По-другому объяснить в данном случае просто нельзя.

Важно еще и то, может ли руководитель проверить, каким образом планировалась и реализовывалась та или иная сделка с точки зрения налогов. Так, у нас существует внутрифирменная система электронного документооборота, в которой при формировании и согласовании каждого контракта указаны образцы всех форм, в том числе и отчетных, которые необходимо заполнить: акты приема-передачи, образцы счетов-фактур и т. д. Я могу открыть любой из этих документов на любом этапе, прочитать комментарии к нему и учесть их при принятии решения».

Итоги «круглого стола»

В заключение участники «круглого стола» подвели итог дискуссии.

Игорь Миронов: «По итогам заседания я пришел к важному решению. В нашей компании к каждому контракту прилагается лист согласования, на котором все специалисты ставят свою визу. До сих пор в нем не было пункта «Налоговая нагрузка», без которого невозможно забюджетировать налоги на момент заключения сделки. Я решил включить его в наш «чек-лист», чтобы руководитель всегда мог увидеть, за счет каких средств будут уплачены налоги, будет ли зачтен НДС по сделке, а также проконтролировать исполнение запланированных сумм. Управление налогами должно стать сквозным процессом, который как бы «оформляет» деятельность подразделений».

Александр Башков: «Хотелось бы добавить, что для построения процесса управления налоговой нагрузкой необходим достаточно высокий уровень организации работы в структурных подразделениях компании. Выстраивать налоговую службу в ситуации, когда все предприятие «на ладан дышит», бессмысленно».

Дмитрий Шоцкий: «На мой взгляд, управление налогами — неотъемлемая часть системы управления компанией и должно осуществляться параллельно с остальными процессами — постановкой управленческого учета, системы мотивации, организацией маркетинга и т. д.».

Материал подготовлен экспертом журнала Анной Нетесовой

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль