Как организовать работу налогового управления

5205
Управление налоговой нагрузкой является одной из важных задач финансово-экономической службы. Во многих компаниях эту задачу решает налоговое подразделение. Как лучше организовать его работу, какие требования нужно предъявлять к этому подразделению и по каким критериям оценивать его деятельность?

В большинстве российских компаний налоговый отдел является вспомогательным подразделением. Его деятельность сводится к отражению произведенных хозяйственных операций в налоговой отчетности и отстаиванию позиции компании перед налоговыми органами в ходе проверок.

Подобный пассивный подход к организации налоговой работы зачастую приводит к тому, что специалисты, отвечающие за расчет платежей в бюджет, стремятся занять максимально консервативную позицию в отношении спорных вопросов, то есть, по сути, стараются переплатить налоги, чтобы минимизировать риск их доначислений налоговыми органами. Еще одной проблемой является то, что о некоторых (часто очень существенных) операциях в рамках сделок специалисты налогового подразделения узнают после того как структура сделки уже определена. Это обычно приводит к возникновению у компании существенных налоговых рисков1.

  • Пример 1

    Компания занимается поставками необработанной древесины для российских деревообрабатывающих заводов. Для страхования рисков, связанных с неоплатой поставок рядом контрагентов в 2002 году, юридический отдел компании предложил указывать в договорах, что право собственности на поставляемую древесину переходит к недобросовестным покупателям в момент полной оплаты товара. Соответствующие дополнения были внесены в договоры поставки с такими покупателями.

    Налоговый отдел и бухгалтерия не были уведомлены об изменениях в условиях договоров. Бухгалтерия продолжала отражать реализацию в бухгалтерском учете «по отгрузке», а налоговый отдел рассчитывал налог на имущество, НДС и налог на прибыль, основываясь на данных, получаемых от бухгалтерии. В результате налоговой проверки компании за 2003 год были выявлены занижение налога на имущество и некорректный расчет налоговой базы по НДС и налогу на прибыль в части реализации древесины по измененным договорам.

Чтобы снизить вероятность наступления подобных ситуаций, налоговое подразделение компании должно заниматься не только расчетом и контролем за исполнением налоговых обязательств, но и планированием налоговой нагрузки, управлением налоговыми рисками предприятия. Другими словами, управление налогами должно стать одной из важнейших бизнес-функций наряду с управлением производством и финансовым менеджментом. Оно способно приносить компании прибыль в виде уменьшения налоговых платежей и санкций за налоговые правонарушения.

В рамках данной статьи для удобства мы будем рассматривать ситуацию, когда ответственность за управление налогами компании возложена на налоговый отдел. В то же время в определенных случаях управление налогами может существовать и без выделения налогового отдела, когда все задачи налогового управления распределяются между несколькими отделами компании.

Требования к управлению налогами

Требования к управлению налогами, а также к организационной структуре, в рамках которой оно будет осуществляться, различаются в зависимости от особенностей предприятия или группы компаний. Однако существуют стратегические вопросы, которые необходимо решать на любом предприятии. Для этого мы рекомендуем выполнить следующие мероприятия:

  • определить цели и задачи управления налогами;
  • установить статус налогового отдела в структуре предприятия и механизмы взаимодействия налогового отдела с другими отделами компании;
  • разработать организационную структуру налогового отдела;
  • проработать порядок взаимодействия налоговых отделов головной и дочерних компаний;
  • разработать процедуры контроля за работой по управлению налогами;
  • определить критерии оценки работы по управлению налогами;
  • разработать процедуры и правила работы налогового управления, внутренние документы, регламентирующие работу налогового отдела и его взаимоотношения с другими отделами предприятия, а также определить необходимые инструменты для его работы.

Цели и задачи управления налогами

Помимо подготовки налоговой отчетности и взаимодействия с налоговыми органами основными задачами, которые руководство обычно ставит перед налоговым отделом, являются оптимизация текущих платежей в бюджет и налоговой нагрузки, а также снижение налоговых рисков. При этом необходимо определить уровень налоговых рисков, которые компания готова принять, приемлемые схемы налогового планирования (например, предприятие с государственным участием может отказаться от схем налогового планирования с использованием иностранных компаний), а также готовность компании к изменению структуры бизнеса для целей налоговой оптимизации.

Вопросы управления налогами конкретной компании должны быть увязаны с ее стратегическими целями и задачами.

  • Пример 2

    Компания Noname планирует осуществить первичное размещение акций через три года, а сегодня применяет ряд «агрессивных» схем минимизации налогообложения (использование взаимозависимых лиц, зарегистрированных в офшорных юрисдикциях). Налоговые риски, связанные с использованием таких схем, вряд ли будут приемлемы для потенциальных акционеров компании. В таком случае долгосрочной целью налоговой службы может быть реструктуризация операций компании с целью снижения будущих налоговых рисков акционерного общества.

    Ценой такого перехода, скорее всего, станет увеличение налоговой нагрузки на компанию. Поэтому одновременно в задачи налогового отдела можно включить максимально возможное снижение налоговых платежей с использованием инструментов налогового планирования с умеренным уровнем риска.

К задачам налогового управления также могут относиться унификация методов и подходов к расчету налогов различными подразделениями компании (или различными компаниями группы), лоббирование налоговых интересов компании, повышение налоговой грамотности сотрудников и т. д.

  • Личный опыт

    Юрий Сакунов, руководитель налогового отдела московского офиса компании JTI2

    Поскольку JTI — крупная транснациональная компания, к стратегическим задачам нашего налогового отдела относится в том числе представление интересов компании в государственных структурах, включая законодательные органы, федеральные министерства и налоговые органы на всех уровнях. Например, недавно совместно с коллегами из отдела по корпоративным отношениям и рядом крупных компаний мы предложили внести изменения в закон города Санкт-Петербурга по налогу на имущество и вернуть льготы для крупных инвесторов. Этот закон был принят в третьем чтении и подписан губернатором.

    К текущим задачам относятся взаимодействие со штаб-квартирой JTI по налоговым вопросам, обучение и развитие персонала финансового и других отделов, а также ведение и составление налоговой отчетности. Это не только составление деклараций, но и налоговый аудит компании, определение внутренней и внешней политики и создание процедур, влияющих на ведение документооборота.

    Владимир Борукаев, финансовый директор Управляющей компании Корпорации «ЭКОНИКА» (Москва)

    Стратегические цели службы внутреннего аудита холдинга — это обеспечение эффективности ведения финансово-хозяйственной деятельности компаний холдинга и защита их интересов и прав в отношениях с государственными органами и третьими лицами. В контексте целей одна из задач — оптимизация налоговой нагрузки компаний холдинга, включающая планирование и контроль исполнения налогового бюджета.

    Что касается задач, то на разных временных этапах развития холдинга они изменялись как количественно, так и качественно в зависимости от внешних и внутренних факторов. Это и унификация отчетности для всех предприятий группы, и разработка схем взаимодействия службы внутреннего аудита с главными бухгалтерами и руководителями компаний и т. д. Сегодня задачами службы внутреннего аудита являются дальнейшее совершенствование процедуры налогового планирования на предприятиях холдинга и оптимизация налогов при условии роста прибыли компаний и чистых активов, разработка методологических рекомендаций для компаний холдинга по переходу на ведение учета по стандартам МСФО, подготовка к внешнему аудиту компаниями из числа «большой четверки» за 2004 год как по российским, так и по международным стандартам отчетности.

Статус налогового отдела

Для успешной работы налогового отдела ответственность за его деятельность должна быть возложена на представителя высшего управленческого звена, например финансового директора, как это делается во многих компаниях. Это позволит не только обеспечить заинтересованность высшего руководства компании в решении налоговых задач, но и избежать конфликта интересов структурных подразделений компании. Например, достаточно часто налоговый отдел подчиняется главному бухгалтеру организации. Такая структура может оказаться недостаточно эффективной, если основная задача, которая стоит перед налоговым отделом, — это минимизация налоговой нагрузки. Поскольку главный бухгалтер несет персональную ответственность за налоговые правонарушения, эта задача в определенном смысле будет противоречить его желанию снизить налоговые риски.

Разработка правил и процедур работы налогового управления

Для того чтобы налоговое управление могло эффективно выполнять поставленные задачи, необходимо создать условия для его работы.

В частности необходимо разработать внутренние документы, правила и процедуры, регламентирующие работу налогового отдела и его взаимоотношения с другими отделами предприятия, а также определить необходимые инструменты для его работы (например, соответствующее программное обеспечение).

Примерами таких процедур и документов являются:

  • штатное расписание;
  • должностные инструкции;
  • процедуры взаимодействия с другими отделами внутри компании;
  • обеспечение доступа к правовым базам данных и подписка на необходимую профессиональную литературу;
  • процедуры представления отчетов руководству, формы таких отчетов;
  • процедуры одобрения крупных (например, свыше 200 тыс. долл. США) сделок независимым консультантом;
  • процедуры участия в процессе оперативного и долгосрочного финансового планирования и бюджетирования.

Особое внимание следует уделить роли налогового отдела в согласовании существенных сделок и контроле корректного отражения их реализации для целей налогообложения.

  • Пример 3

    Компания занимается предоставлением услуг связи. Согласно планируемой маркетинговой акции каждый новый абонент получит телефон и бонус в виде «бесплатных» минут. Кроме того, абонентам, которым были оказаны услуги связи сверх определенного объема (в минутах) в течение месяца, будут предоставляться значительные скидки на обслуживание.

    Анализ налоговых последствий акции показал, что бесплатное предоставление услуг может быть оспорено налоговыми органами: «сниженные» тарифы могут быть признаны не соответствующими рыночным ценам на аналогичные услуги, а вычет расходов на оказание безвозмездно предоставляемых услуг (безвозмездно переданных товаров) для целей уплаты налога на прибыль может быть признан неправомерным.

    Для минимизации таких рисков налоговый отдел может разработать ряд внутренних документов, которые помогут обосновать «рыночность» применения сниженных тарифов в качестве маркетинговой акции. В частности таким документом может служить утвержденная маркетинговая политика, а также соответствующая формулировка стандартного абонентского договора, которая позволит обосновать взаимосвязь между подарками абонентам и последующим предоставлением услуг связи, то есть доказать отсутствие «безвозмездной передачи» товаров и услуг. Дополнительно налоговый отдел может взять на себя подготовку официального запроса в налоговые органы для получения предварительного одобрения правомерности предлагаемого компанией порядка налогообложения подобных операций.

Подключать налоговый отдел к согласованию сделок целесообразно, по крайней мере, на двух этапах:

  • на этапе планирования сделок (новых видов деятельности, маркетинговых инициатив и пр.) для оценки налоговых последствий и предварительного расчета налоговой нагрузки на участников сделки в результате предлагаемой схемы ее реализации, а также определения возможностей для более эффективного оформления сделки с точки зрения налогообложения;
  • на этапе согласования сделок для окончательной экспертизы проектов договоров, оформляющих сделку (с возможным уточнением отдельных формулировок), и окончательной оценки налоговой нагрузки.

Организация подобной налоговой экспертизы позволит спланировать и оптимизировать налоговую составляющую затрат на реализацию сделок, а также снизить налоговые риски и/или неэффективность, возникающие из-за некорректных формулировок договоров.

  • Личный опыт

    Олег Фракин, финансовый директор компании «Винный мир Холдинг» (Москва)

    Для того чтобы организовать процедуру планирования и контроля налоговой нагрузки, достаточно один раз выстроить процесс согласования финансовых документов с учетом налоговых последствий. Я считаю, что содержать для этого налоговый отдел имеет смысл только крупным компаниям, перед которыми стоит задача управления налогами в филиалах и структуризации платежей в фискальные органы. В нашей компании налогового отдела как такового нет — задачи управления налогами решаются в процессе совместной работы финансового директора, юриста, главного бухгалтера и коммерческого директора.

    Согласование сделок в нашей компании проходит в два этапа — сначала анализируется логика сделки, а затем после расчета финансовых результатов производятся окончательная оценка налоговой нагрузки и юридическая проверка документов.

    В рамках нашей компании главный бухгалтер отвечает за фискальную сторону вопроса, то есть за сумму налогов, которую компания заплатит в результате реализации того или иного договора, а юрист — за правовую защиту интересов компании в рамках этого договора. Вообще, договор — это один из основных инструментов если не снижения налогов, то, по крайней мере, их оптимизации во времени.

Организационная структура налогового отдела

Уровень и набор задач, поставленных перед налоговым отделом, определяют требования к организационной структуре налогового отдела, необходимой численности налоговых специалистов и их квалификации.

Во многих случаях целесообразным является разделение функции подготовки налоговой отчетности и функции разработки методологии и налогового планирования (см. рисунок). Например, в крупной компании или холдинге промышленной группы часть налоговых специалистов может заниматься только налоговым планированием и не участвовать в подготовке налоговой отчетности. В менее крупных компаниях жесткое разделение функций между сотрудниками налогового отдела может быть экономически не оправданным, и одни и те же люди способны заниматься как вопросами методологии и планирования, так и подготовкой налоговой отчетности.

Как организовать работу налогового управления

В организационной структуре налогового отдела необходимо также предусмотреть порядок взаимодействия налогового отдела с «внешней средой» компании (в частности порядок отслеживания и оценки последствий изменения налогового законодательства, порядок взаимодействий с налоговыми органами, внешними консультантами) для эффективного управления налоговыми рисками и своевременного использования возможностей для налогового планирования.

В зависимости от организационной структуры компании (холдинга) и географической разбросанности ее подразделений (дочерних компаний) структура налогового отдела может видоизменяться как в сторону дальнейшей детализации (например, за счет выделения функций налогового планирования в отдельное подразделение налогового отдела), так и значительного упрощения (например, за счет совмещения функций разработки налоговой методологии и подготовки налоговой отчетности).

Взаимодействие налоговых отделов головного офиса и филиалов

При организации взаимодействия налоговых отделов головного офиса и филиалов необходимо решить вопрос распределения полномочий, а также выработать подход к унификации позиций по налоговым вопросам. В частности для этого нужно определить:

  • перечень налоговых ситуаций, относящихся к ведению «центра» и подразделений;
  • налоговую учетную политику;
  • порядок координации взаимодействия подразделений с налоговыми органами.

Централизованная налоговая модель больше подходит для компаний, ведущих деятельность в регионах через филиалы. В этом случае большая часть основных налогов начисляется головным офисом по предприятию в целом с использованием данных, представленных регионами. Поэтому в процессе подготовки налоговой отчетности головной офис может контролировать методы начисления налогов, применяемые в регионах. Такая модель также применима и для группы компаний. Однако российское налоговое законодательство рассматривает каждую компанию как отдельного налогоплательщика, следовательно, каждая компания готовит отчетность самостоятельно. Поэтому для обеспечения единой налоговой стратегии необходимо разработать дополнительные процедуры контроля над правильностью расчета налогов компаниями группы.

Использование децентрализованной модели в меньшей степени ориентировано на выполнение задач, стоящих перед группой в целом. Кроме того, в такой модели затруднен контроль головного офиса над деятельностью региональных подразделений. Вместе с тем децентрализация управления налогами может быть приемлема при наличии сильных налоговых отделов в региональных компаниях, а также в период региональной экспансии компании (холдинга) или на этапе становления взаимодействий головной и региональных компаний.

На практике большинство компаний используют комбинированный вариант, при котором часть функций централизованна, в то время как остальные функции отданы на места.

Критерии оценки работы налогового управления

Чтобы обеспечить выполнение поставленных перед налоговым управлением целей и задач, необходимо разработать действенную систему контроля их реализации. Для этого нужно сформулировать критерии эффективности управления налогами. В качестве таких критериев можно использовать, например, следующие:

  • уровень эффективной налоговой ставки по налогу на прибыль и прочим налогам;
  • совокупный уровень признанных компанией налоговых доначислений и санкций по результатам налоговых проверок за год (оценка степени выполнения этой задачи возможна по мере «покрытия» налоговых периодов налоговыми проверками);
  • совокупный уровень налоговых рисков, вероятность которых оценена аудиторами как «очень высокая» и «высокая» по результатам проверки деятельности компании за год.

Критериями работы налогового отдела может стать и исполнение текущих задач, таких как разработка и/или внедрение унифицированной системы налогового учета по налогу на прибыль для дочерних предприятий холдинга, обеспечение своевременности подачи налоговой отчетности компании в налоговые органы или же сокращение времени на подготовку налоговой декларации по различным налогам за счет внедрения более эффективных процедур составления и проверки налоговых деклараций.

  • Личный опыт

    Юрий Сакунов

    Основными критериями налогового контроля в нашей компании являются возможные налоговые санкции при проверках. Имеются в виду не данные налоговых актов и решений, а окончательные суммы санкций, назначенные в результате судебных разбирательств. Мы не стесняемся защищать свои интересы в суде. Я уже не один десяток раз был в суде, и до сих пор мы выходили победителями, обоснованно доказывая свою правоту.

    Владимир Борукаев

    В нашей компании основным инструментом контроля над налоговой нагрузкой является налоговый бюджет. Ответственность за исполнение этого бюджета несет главный бухгалтер. Он контролирует его исполнение в течение месяца и может корректировать суммы уплаченных налогов в рамках бюджета. Бюджетные отклонения анализируются совместно со службой внутреннего аудита, в результате чего вырабатываются те или иные рекомендации для бухгалтерии и руководства компаний.

Контроль работы налогового управления

Контроль работы налогового управления можно разделить на процедуры внутреннего контроля в самом налоговом управлении и на проверку работы налогового управления сотрудниками отдела внутреннего аудита компании или представителями органов корпоративного управления (внешний контроль).

Примером процедур внутреннего контроля может служить проверка специалистом, отвечающим за расчет налога на прибыль в головном офисе, правильности данных по доходам и расходам, предоставленных налоговыми специалистами филиалов. Примером внешнего контроля может быть, например, мониторинг руководителем предприятия существенных отклонений фактических налоговых издержек от запланированной суммы.

Кроме того, необходимо периодически уточнять, насколько задачи, стоящие перед налоговым управлением, соответствуют глобальной стратегии компании, которая меняется с течением времени. Также следует периодически корректировать структуру, в рамках которой осуществляется управление налогами, и процедуры ее взаимодействия c другими подразделениями и регионами.

В заключение следует отметить, что постановка налогового управления является трудоемкой задачей, решение которой может потребовать перестройки многих внутренних процедур компании. Однако в результате компания получит эффективный механизм контроля и управления налоговыми обязательствами.

__________________________________________
1 Под налоговым риском в рамках данной статьи подразумевается потенциальная возможность доначисления налогов, а также применения санкций со стороны налоговых органов. Уровень налогового риска характеризуется вероятностью его возникновения (то есть вероятностью доначисления налогов и санкций) и суммой таких доначислений.
2 Мнения специалистов собраны редакцией журнала «Финансовый директор» и могут не совпадать с мнением авторов статьи. – Примеч. редакции.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Ваша персональная подборка

    Подписка на статьи

    Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

    Рекомендации по теме

    Школа

    Школа

    Проверь свои знания и приобрети новые

    Записаться

    Самое выгодное предложение

    Самое выгодное предложение

    Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

    Живое общение с редакцией

    А еще...




    © 2007–2017 ООО «Актион управление и финансы»

    «Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
    информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
    Свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62253 от 03.07.2015;
    Политика обработки персональных данных
    Все права защищены. email: fd@fd.ru

    
    • Мы в соцсетях
    Сайт использует файлы cookie. Они позволяют узнавать вас и получать информацию о вашем пользовательском опыте. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Если согласны, продолжайте пользоваться сайтом. Если нет – установите специальные настройки в браузере или обратитесь в техподдержку.
    ×
    Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

    Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль

    Внимание!
    Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
    Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

    Это бесплатно и займет всего 1 минут.

    У меня есть пароль
    напомнить
    Пароль отправлен на почту
    Ввести
    Я тут впервые
    И получить доступ на сайт Займет минуту!
    Введите эл. почту или логин
    Неверный логин или пароль
    Неверный пароль
    Введите пароль