Почти независимые

76
Тенденции. Финансовой системе Уральского федерального округа удается не только быстро развиваться, но и поддерживать высокий уровень независимости.
Опережающий рост экономики УрФО наложил отпечаток на финансовую систему округа.

Свои среди своих. Главная особенность финансовой системы Уральского федерального округа - это необычайно сильные позиции региональных банков. Более половины активов местной банковской системы сосредоточены в кредитных организациях, головные офисы которых расположены на территории УрФО.

Ничего подобного нет ни в одном другом федеральном округе, за исключением Северо-Западного. Впрочем, проводить параллели в данном случае не совсем корректно, поскольку в Петербурге зарегистрирован второй по величине банк страны - Внешторгбанк. В других регионах контраст налицо. Даже там, где местные банки пользуются ярко выраженной поддержкой региональных властей или входят в крупные группы, их доля в активах редко превышает 35%.

Причина столь очевидного разрыва хорошо понятна. Даже несмотря на то, что львиная доля операций банков УрФО тесно связана с территорией округа, их нельзя в полном смысле этого слова назвать «региональными» кредитными организациями. Они не только имеют мощную капитальную базу и предоставляют полный спектр финансовых услуг, но и привлекают дешевые кредитные ресурсы на российском и внешнем рынке.

Неслучайно в первой сотне крупнейших российских банков по величине работающих активов оказалось сразу восемь кредитных учреждений из УрФО. Для многих из них последние 10-12 месяцев можно считать ключевыми с точки зрения дальнейшего развития. Так, крупнейший банк УрФО - Ханты-Мансийский банк, основным акционером которого является правительство округа, начал переговоры о продаже блокирующего пакета акций ЕБРР и МФК (по 12,5% + 1 акция), а еще несколько банков разместили или начали подготовку к размещению облигационных займов и привлечению крупных синдицированных кредитов.

Привлечение дешевых ресурсов на фоне растущего спроса на банковские услуги, который отчетливо заметен на рынке, в ближайшей перспективе должно позволить решить одну из основных проблем крупных банков УрФО - не слишком высокую прибыльность. Из-за высоких операционных расходов они заметно уступают федеральным игрокам. Так, из восьми банков округа, входящих в сотню крупнейших в РФ, лишь один имеет более высокие показатели рентабельности активов и собственного капитала, чем в среднем все банки, входящие в Топ-100 по версии журнала «Финанс.».

Высокий уровень жизни в УрФО, безусловно, упрощает работу финансовой системы округа, так как привлеченные средства населения создают хорошо диверсифицированную пассивную базу. Проблема лишь в том, что стоимость этих ресурсов нельзя назвать низкой, отмечает начальник отдела стратегического развития Уральского банка реконструкции и развития Андрей Емельянов.

Небольшим банкам УрФО, основные операции которых приходятся на крупные промышленные центры, в целом более успешно удается поддерживать высокую рентабельность. Представители банковского сообщества связывают это не только с наличием платежеспособного спроса и высоким уровнем проникновения банковских услуг, но и с чисто репутационными факторами. Позиции местных банков заметно усилились после кризиса 1998 года. С тех пор, по утверждениям их представителей, региональные банки пользуются большим доверием, чем «варяги».

Подобные мнения можно услышать фактически в любом регионе страны, однако в Уральском федеральном округе они подтверждены достаточно убедительными фактами. Об этом, в частности, свидетельствует динамика операций с частными лицами. Если взять в качестве «точки отсчета» дату введения системы страхования вкладов, то окажется, что с тех пор темпы прироста депозитов у местных банков были почти в два с половиной раза выше, чем у «варягов». Результат этого более чем очевиден. Сегодня у 12 из 20 крупнейших банков округа на средства частных лиц приходится более 40% пассивов.

Традиционно существующее в регионах России «отставание» от Москвы на банковском рынке УрФО практически незаметно. Более того, по мнению представителей местных кредитных организаций, развитие банковского бизнеса в округе в чем-то даже опережает столичный рынок.

«Региональные банки в целом ничем не уступают московским, у них есть свои конкурентные преимущества, не позволяющие вытеснить их с рынка и с помощью демпинга, а степень развития некоторых услуг в УрФО даже опережает столичный рынок», - отмечает первый зампред Челябинвестбанка Сергей Бурцев.

«В Москве нет системы «Город», по-другому решен проект с социальными картами, многие московские банки только сейчас внедряют технологии телефон-банкинга и концентрируют свое внимание на микропроцессорных картах», - поясняет банкир.

Возмещение ущерба. Уникальность УрФО, которая делает его отличным от других федеральных округов, заключается в том, что все расположенные на его территории субъекты РФ, за исключением Курганской области, являются донорами. Они не просто обеспечивают положительный баланс между федеральными налогами, собираемыми на их территории, и приходящими из центра трансфертами, но и вообще не получают финпомощь из основного перераспределительного буфера федерального бюджета - Фонда финансовой поддержки субъектов РФ (ФФПС).

Таких регионов в России лишь два десятка. Федеральные деньги на территорию округа, бесспорно, приходят, но не в виде финансовой помощи, а как финансирование так называемых федеральных мандатов - полномочий, которые находятся в ведении центра.

Впрочем, даже это не мешает Тюменской области, ХМАО и ЯНАО удерживать первые места среди субъектов РФ по уровню реальной бюджетной обеспеченности. Благодаря высоким налоговым поступлениям, она примерно в четыре раза выше, чем в целом по России, и в два раза превосходит аналогичный показатель в Москве.

Положение еще двух субъектов РФ, входящих в УрФО, - Челябинской и Свердловской областей выглядит достаточно противоречивым. Их с полным основанием можно отвести к регионам страны, которые больше других проигрывают от культивируемой в России политики регионального выравнивания. Так, по данным Минфина России, лежащим в основе проекта федерального бюджета на 2007 год, реальная бюджетная обеспеченность Челябинской и Свердловской областей лишь на 9 и 5% превышает уровень, дающий право получать финансовую помощь из ФФПС.

Представители Челябинской и Свердловской областей могут с полным правом утверждать, что принцип «чем больше зарабатываешь, тем меньше получаешь» имеет к ним самое непосредственное отношение. С точки зрения наполняемости бюджета им действительно нет большого смысла создавать условия для роста налогооблагаемой базы. Так, по расчетам журнала «Финанс.», субъектам РФ, находящимся в «одной лодке» с Челябинской и Свердловской областями, для увеличения бюджетной обеспеченности на 1% необходимо обеспечить реальный рост налоговых доходов (то есть без учета инфляции) на 3,5%.

В этих условиях одним из ключевых направлений деятельности региональных властей становится использование альтернативных, напрямую не связанных с общими принципами межбюджетных отношений, методов возвращения на территорию перераспределенных налоговых платежей. Наиболее очевидный из них - это реализация крупных инвестиционных проектов, предполагающих привлечение средств из федерального бюджета.

В Уральском федеральном округе в их число входит проект «Урал промышленный - Урал полярный», необходимый для восполнения истощенной ресурсной базы Среднего и Южного Урала. Точные параметры федеральных инвестиций в данный проект пока неизвестны. Однако даже участие федерального бюджета в строительстве железной дороги вдоль восточного склона Уральских гор, оцениваемое в 60-90 млрд рублей, должно стать значительным подспорьем для развития округа.

Показатели банков Уральского федерального округа на 1 сентября 2006 г.

Место в РФ Банк Работающие активы, млн руб. Динамика с 01.01.06, % Структура активов Пассивы, млн руб. Динамика с 01.01.06, % Собственный капитал, млн руб. Динамика с 01.01.06, % Структура пассивов Розничный бизнес Корпоративный бизнес Портфель ценных бумаг
Высоколиквидные активы, % МБК, % Вложения в акции, % Вложения в облигации, % Вложения в векселя, % Кредиты частным лицам, % Кредиты предприятиям и организациям, % Собственный капитал, % Привлеченные МБК, % Средства частных лиц, % Средства предприятий и организаций, % Выпущенные ценные бумаги, % Средства частных лиц, млн руб. Динамика с 01.01.06, % Кредиты частным лицам, млн руб. Динамика с 01.01.06, % Средства предприятий и организаций, млн руб. Динамика с 01.01.06, % Кредиты предприятиям и организациям, млн руб. Динамика с 01.01.06, % Акции, млн руб. Облигации, млн руб. Векселя, млн руб. Прибыль, млн руб.
1 28 Ханты-Мансийский банк 48 642 4 15 8 2 16 9 16 27 54 172 0 5 312 9 10 5 21 20 3 11 207 19 7 615 103 10 906 1 12 891 42 1 161 7 781 4 389 783
2 44 Запсибкомбанк 28 952 10 6 1 5 14 10 31 33 31 427 13 2 776 15 9 0 34 35 2 10 654 16 9 003 36 10 938 16 9 598 -8 1 318 4 004 2 910 362
3 45 Сургутнефтегазбанк 27 817 8 5 20 3 24 2 15 26 30 997 10 2 298 -4 7 2 54 27 9 16 763 19 4 222 15 8 341 -27 7 246 25 881 6 760 418 213
4 62 Северная казна 19 496 32 4 2 3 18 6 30 37 23 298 39 2 855 80 12 8 45 22 9 10 552 35 5 888 55 5 084 9 7 195 24 581 3 554 1 094 315
5 70 УБРР 18 502 23 7 3 0 6 0 20 62 21 887 27 2 062 40 9 7 53 23 5 11 689 23 3 708 93 4 970 49 11 438 32 0 1 147 0 250
6 74 Уралвнешторгбанк 17 323 24 4 2 0 22 2 39 31 19 358 29 2 255 61 12 6 46 18 14 8 852 28 6 694 32 3 544 26 5 412 31 1 3 739 396 517
7 91 СКБ-банк 13 725 33 5 10 1 8 3 32 41 15 436 33 1 508 10 10 13 36 26 10 5 501 34 4 362 183 3 953 53 5 592 22 71 1 135 428 164
8 92 Челиндбанк 13 429 23 5 3 1 9 0 37 40 15 380 30 2 573 81 17 4 44 24 2 6 793 22 4 934 46 3 716 31 5 338 25 71 1 185 5 162
9 113 Челябинвестбанк 9 330 8 7 3 0 18 1 30 37 10 523 8 1 211 9 12 1 44 29 5 4 651 25 2 813 35 3 007 22 3 481 13 30 1 677 83 190
10 133 Уралтрансбанк 7 636 14 13 10 0 0 5 38 33 8 362 16 979 20 12 9 48 23 3 3 977 19 2 872 45 1 925 25 2 489 -2 12 12 366 215
11 135 СГБ 7 378 47 17 3 12 13 7 9 39 8 255 53 754 18 9 9 25 45 4 2 058 73 642 95 3 685 140 2 881 22 864 983 513 58
12 154 Углеметбанк 6 231 67 37 10 1 0 0 7 45 6 628 61 319 38 5 0 28 65 1 1 858 -8 424 49 4 335 211 2 828 45 34 0 21 84
13 168 Драгоценности Урала 5 326 23 5 2 2 8 10 37 25 6 146 28 473 20 8 10 65 14 0 4 009 28 1 992 18 853 48 1 352 56 114 423 514 19
14 200 Сибирьгазбанк 4 156 -2 23 1 9 1 13 29 19 4 808 -1 415 9 9 0 59 23 6 2 846 20 1 206 -6 1 111 -35 772 -13 391 25 540 58
15 218 Екатеринбург 3 759 17 7 1 0 20 0 28 34 4 071 18 351 43 9 11 29 44 2 1 179 15 1 071 90 1 801 28 1 288 79 2 765 0 50
16 229 МДМ-банк - Урал 3 507 69 41 14 0 0 0 12 25 3 819 66 661 26 17 4 4 12 0 144 -8 413 60 464 19 879 33 0 0 2 31
17 234 Гранкомбанк 3 453 8 5 4 0 41 1 13 30 3 581 2 455 6 13 14 47 17 2 1 669 -2 456 49 620 5 1 048 15 8 1 406 24 54
18 235 Вуз-банк 3 397 32 10 0 0 2 0 43 44 4 047 34 290 23 7 21 31 30 5 1 234 37 1 444 50 1 211 34 1 497 40 0 84 0 56
19 237 Мечел-банк 3 376 46 17 10 1 0 10 48 12 4 065 61 759 209 19 1 46 16 4 1 866 11 1 634 25 664 211 408 30 45 2 347 44
20 242 Банк24.ру 3 343 41 5 3 3 29 13 30 14 3 881 45 437 97 11 21 46 15 3 1 768 22 1 018 61 591 29 459 91 90 954 423 78

Методика рейтинга банков УрФО

Рейтинг банков составляется на основе банковских балансов (форма 101). В качестве основного ранжирующего показателя рассматриваются работающие активы. В рейтинг входят банки, работающие активы которых превышают $100 млн по курсу Центрального банка на дату составления рейтинга (1 сентября 2006 года).

Работающие активы включают следующие составляющие: наличные средства, средства на корсчете в ЦБ, средства на счете ММВБ, драгоценные металлы и камни, корреспондентские счета «ностро», выданные межбанковские кредиты и просроченную задолженность по ним, ценные бумаги, а также кредиты, выданные предприятиям, организациям и частным лицам. Используя показатель «работающие активы», «Ф.» рассматривает наиболее важные статьи активов, приносящие банку доход. Все абсолютные показатели рейтинга округлены с точностью до 1 млн рублей по математическим правилам округления. Например, если число меньше 0,5 млн рублей, оно округлено до 0. Аналогично округлены все относительные показатели рейтинга (динамика основных показателей, структура активов и пассивов).

В структуре активов сумма долей может превышать 100%, так как корсчет в ЦБ методикой не отнесен к работающим активам, но входит в показатель высоколиквидных активов.

Собственный капитал является одной из составляющих надежности банка, характеризует его способность отвечать по обязательствам. «Ф.» определяет собственный капитал как сумму уставного капитала, эмиссионного дохода, прочих фондов, прибыли (за вычетом расходов и величины распределенной прибыли) и резервов. Субординированные кредиты при расчете капитала не учитываются. В силу этого, а также других деталей указанный собственный капитал зачастую ниже, чем объявляют сами банки.

О РЕГИОНЕ

Минфин знает все

Уровень реальной бюджетной обеспеченности - это показатель, рассчитываемый Минфином России на основе сопоставления индекса налогового потенциала и индекса бюджетных расходов.

Согласно данным Минфина России, максимально высокий уровень бюджетной обеспеченности в Тюменской области (с учетом АО): значение индекса составляет 4,94.

Второе место - Москва (2,35), третье - Татарстан (1,49). Челябинская область занимает 13-е место (1,09), Свердловская область - 14-е место (1,05), Курганская область, которая в следующем году получит 3,6 млрд рублей финансовой помощи из ФФПС, - 61-е место (0,65).

Рентабельность банков Уральского федерального округа на 1 сентября 2006 г.

Место по рентабельности активов Место по рентабельности капитала Банк Рентабельность активов, % Рентабельность собственного капитала, %
1 2 Уралвнешторгбанк 3,0 22,9
2 3 Уралтрансбанк 2,8 21,9
3 5 Банк24.ру 2,3 17,9
4 6 Челябинвестбанк 2,0 15,7
5 4 Вуз-банк 1,6 19,3
6 13 Северная казна 1,6 11,0
7 7 Ханты-Мансийский банк 1,6 14,7
8 12 Гранкомбанк 1,6 11,9
9 9 Сибирьгазбанк 1,4 13,9
10 1 Углеметбанк 1,4 26,5
11 11 УБРР 1,4 12,1
12 8 Екатеринбург 1,3 14,1
13 18 Мечел-банк 1,3 5,8
14 10 Запсибкомбанк 1,2 13,0
15 17 Челиндбанк 1,2 6,3
16 14 СКБ-банк 1,2 10,9
17 19 МДМ-банк - Урал 0,9 4,7
18 16 СГБ 0,8 7,7
19 15 Сургутнефтегазбанк 0,8 9,3
20 20 Драгоценности Урала 0,3 3,9
50 крупнейших банков РФ 2,2 17,9
100 крупнейших банков РФ 2,2 17,2
200 крупнейших банков РФ 2,1% 16,5

Лишь четвертые

По объему сбора страховых премий и величине выплат Уральский федеральный округ занимает 4-е место после Центрального, Северо-Западного и Приволжского федеральных округов.

По данным Федеральной службы страхнадзора, по итогам первой половины 2006 года на территории УрФО было собрано страховых премий на 16,4 млрд рублей (7,8% от общероссийских сборов), сумма выплат составила 6,2 млрд рублей (8,9%).

ПУБЛИЧНОСТЬ

Фондовое запустение

За пределами нефтегазового комплекса и металлургии лишь единицы компаний используют фондовый рынок в своем развитии.

Учитывая уровень развития экономики и привлекательность рынка, их могло бы быть намного больше. Директор Уральского филиала НАУФОР Радик Ахметшин считает, что определяющими в данном случае можно считать две причины. Первая из них - низкий уровень прозрачности - достаточно тривиальна для российского бизнеса. По тем или иным причинам собственники и менеджмент компаний не могут либо не хотят менять сложившуюся систему управления и становиться публичными. Вторая причина более специфична и в основном касается компаний, ориентирующихся на внутренний рынок. Внешняя среда, в которой они работают, необычайно привлекательна, поэтому грамотно выстроенная бизнес-модель позволяет развиваться за счет собственных ресурсов, ограничиваясь привлечением банковских кредитов.

Эти две причины нагляднее всего прослеживаются на примере сетевой торговли и строительства, которые переживают период бурного роста. Лишь одна из компаний, представляющая эти сектора экономики, - торговая сеть «Монетка» - решила привлечь средства на открытом рынке, разместив выпуск облигаций через структуру «Монетка-финанс».

По словам директора ИК «Расчетно-фондовый центр» Анатолия Яременко, многие компании региона отпугивает высокая трудоемкость выхода на фондовый рынок. Сдерживающим фактором можно считать и слишком большой размер «входного билета». За последние несколько лет объемы облигационных займов в России резко возросли. Считается, что их размер должен составлять не менее 1 млрд рублей, что для региональных компаний выглядит слишком крупной суммой. Попытка занять меньше может привести к тому, что при нынешнем состоянии рынка с учетом всех издержек привлеченные ресурсы обойдутся дороже банковских кредитов.

Генеральный директор ИФК «Еврогрин» Евгений Костарев также отмечает большое количество чисто отраслевых ограничений. К примеру, предприятия ВПК слишком сильно зависят от госрегулирования: и законодательные ограничения, и нестабильность оборонного заказа делают практически невозможным их выход на фондовый рынок.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать документ, зарегистрируйтесь на сайте!

Это бесплатно и займет всего 1 минуту.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Внимание! Вы читаете профессиональную статью для финансиста.
Зарегистрируйтесь на сайте и продолжите чтение!

Это бесплатно и займет всего 1 минут.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль