Итоги круглого стола «Оптимизация ИТ-бюджета компании»

3 апреля 2013 12883
Журнал «Финансовый директор» и компания IBM организовали круглый стол, посвященный теме «Оптимизация ИТ-бюджета компании». Мероприятие состоялось в гостинице «Рэдиссон Ройал, Москва» и собрало более трех десятков финансистов средних и крупных компаний.

Круглый стол открыл своим выступлением Дмитрий Ильин, директор по ИТ-инфраструктуре ОАО «ВымпелКом», которое было посвящено планированию затрат на поддержание ИТ-инфраструктуры компании. Так, докладчик отметил значительные затраты телекоммуникационной компании на поддержку «железа» (более 4000 серверов) и используемого программного обеспечения (свыше 300 приложений), установленных на 22 000 рабочих мест. На ИТ-службе компании лежит большая ответственность – поддержание отказоустойчивости систем, обслуживающих абонентов. И если такие функции передать на аутсорсинг, то контракт SLA (соглашение об уровне обслуживания) будет либо чрезмерно дорог, когда на устранение сбоя обслуживающей компании будет отводиться несколько десятков минут (сейчас наиболее критичные сбои устраняются за 10–20 минут), либо «ВымпелКом» будет терять абонентскую базу из-за жалоб на неудовлетворительное качество услуг, если на восстановление системы по контракту будет предоставляться несколько часов. Однако это не мешает компании передавать часть функций на аутсорсинг, которая не является критической для бизнеса. Более подробно с шагами по оптимизации бюджета на ИТ можно ознакомиться в презентации докладчика.

Своим опытом оптимизации бюджета на ИТ поделился также Александр Списивый, финансовый директор «Альфа-Капитал». По его словам, компания использовала аутсорсинг, но была вынуждена отказаться от услуг, поскольку множество ИТ-систем обслуживались несколькими подрядчиками, а собственная ИТ-служба не справлялась с ролью координатора. С течением времени «Альфа-Капитал» постепенно стала отказываться от аутсорсинга, наращивая собственную службу ИТ, руководствуясь принципом: если компания может обеспечить загрузку собственных специалистов каким-либо процессом более года, его на аутсорсинг передавать не стоит. Часть проектов осталась на внешних специалистах – прежде всего, там, где загрузка была небольшой и штатных людей держать не было смысла, либо ПО было чрезмерно специфично. И, наконец, третий вариант управления ИТ-структурой, который использует «Альфа-Капитал» – разработка ПО совместно с зарубежным партнером. Со стороны российской компании вклад в проект – знания в области финансов, а со стороны американской организации – техническая работа над продуктом. Среди вопросов к докладчику стоит выделить реплику Юрия Некрашевича, руководителя практики аутсорсинга приложений IBM России и СНГ, поинтересовавшегося устойчивостью модели, при которой компания во многом зависит от собственных кадров и уход ключевого специалиста может вывести ее из равновесия. Спикер согласился с озвученной проблемой, отметив, что «действительно, оперативно эту проблему решить крайне тяжело и компания в некоторой мере рискую. Однако и в модели с использованием аутсорсинга ключевых процессов были проблемы. Так, у обслуживающих организаций не было заинтересованности развивать и дорабатывать поддерживаемые ими проекты».

Елена Архангельская, заместитель генерального директора по финансам ОАО «Фармстандарт», в своем выступлении рассказала об особенностях работы ИТ-службы компании. По словам спикера, руководство изначально поставило условие, что затраты на ИТ должны быть минимальны, поэтому аутсорсинг «Фармстандарт» не использовал, а программное обеспечение разрабатывал силами штатных программистов. Так была создана самописная ERP-система, которая постоянно дорабатывается в зависимости от нужд подразделений. При этом руководитель ИТ-службы должен быть знаком со стратегией развития бизнеса и понимать, что вверенное ему подразделение выполняет функции поддержки других отделом и компании в целом. Скачать презентацию >>

О примере реализации крупного аутсорсингового проекта присутствующим рассказал Борис Львов, директор департамента консалтинговых услуг IBM в России и СНГ. Так, наглядные расчеты проекта по передаче поддержки и обслуживания ИТ на аутсорсинг (и серверов, и бизнес-приложений) показывают, что в первый год сотрудничества заказчик получает незначительный рост затрат на ИТ (4%), который связан с процедурами миграции к подрядчику. Но уже в последующие годы по контракту, заключенному на 10 лет, компания в совокупности получает экономию более 18%. В ходе дискуссии Борис Львов уточнил, что компания IBM готова сотрудничать с заказчиками, бюджет на ИТ которых составляет около 500 тыс. долл. Еще один пример, приведенный спикером, касался расчетов по публичным данным ОАО «МТС», подробнее с которыми можно ознакомиться в презентации к докладу >>

Вторую часть мероприятия открыл Кирилл Пальчун, вице-президент по финансам банка «Юнистрим», поделившийся практическим опытом передачи части функций компании на аутсорсинг. Поскольку затраты на ИТ у банка составляют значительную часть (13% от всех расходов), вопрос оптимизации затрат приходится решать постоянно. Поскольку по контракту с аутсорсером сумма за оказанные услуги, за исключением форс-мажоров, достаточно стабильна, что облегает задачу планирования бюджета, компания решила сократить расходы на штатный персонал ИТ-службы. Оптимизировав численность сотрудников примерно наполовину, топ-менеджмент остался доволен результатами, однако сейчас, когда в работе находится более 100 проектов, ощущается нехватка собственных ИТ-специалистов. Спикер также привел еще один пример из опыта передачи части функций на аутсорсинг, а именно – услуги call-центра. «После заключения договора с подрядчиком собственную службу поддержки сократили до минимума, а через некоторое время в банк посыпались жалобы от клиентов – время ожидания выросло в разы, а порой дозвониться и вовсе невозможно, операторы предоставляют недостоверную информацию об услугах. Поэтому хочу предостеречь коллег – в SLA-соглашении прописывайте качественные показатели, пользуйтесь крайне эффективными услугами «тайных покупателей», которые держат подрядчика в тонусе». Однако, несмотря на ранее полученный негативный опыт, «Юнистрим» все же передал call-центр на аутсорсинг другой компании, причем не имевшей ранее опыта обслуживания в банковском секторе. Все потому, что загрузка подразделения, как и большинства других, зависит от дней недели и пиковая загрузка в зависимости от часов варьируется. А значит, держать постоянно штатный персонал более затратно, нежели оплата услуг аутсорсинга. Скачать презентацию >>

Об ошибках оптимизации затрат на ИТ рассказал участникам круглого стола Иван Турчин, финансовый директор ООО «Магистраль-Карт» (входит в группу компаний ТНК-ВР). По словам вступающего, затраты на аутсорсинг могут не принести компании экономии, тем не менее, преимущества очевидны – повышается прозрачность расходов на ИТ. Однако если компания использует несколько систем, которые переданы на обслуживание разным подрядчикам, заказчик рискует получить ряд проблем на «стыке» систем, поскольку проблемы между ними аутсорсеры решать не будут. Спикер отметил, что «сейчас компания поддерживает развитие лишь одной системы, а поддержка двух других передана на аутсорсинг. Однако из-за возникающих конфликтов между ПО, «Магистраль-Карт» планирует вернуть развитие и поддержку одной из систем себе».

В своем выступлении Андрей Похозяй, финансовый директор ГК «КорпусГрупп», рассказал об особенностях планирования затрат на поддержание ИT-инфраструктуры. Так, в компании нормирование ИТ-расходов основано на статистике прошлых лет и среднеотраслевых показателях, а оценка трудозатрат на каждый процесс позволила получить подробную аналитику, используемую в управлении затратами на ИТ. А для планирования трудозатрат на текущую деятельность и оценки потребности в ресурсах для выполнения проектной работы в компании используются матрицы расчетов. Более подробную информацию о теме выступления можно найти в презентации докладчика >>

И, наконец, с заключительным словом этого вечера выступил Юрий Некрашевич, руководитель практики аутсорсинга приложений IBM России и СНГ. Его доклад был посвящен аутсорсингу ИТ как способу снижения рисков и повышения эффективности компании. спикер отметил, что большинство компаний основную часть бюджета тратит на поддержку существующей инфраструктуры. Если же часть функций передать на аутсорсинг, компания сможет ограничить численность собственных специалистов и сократить сроки доработки и обслуживания используемых приложений. Так, по расчетам, выполненным специалистами IBM, за счет аутсорсинга заказчик может добиться снижения расходов на ИТ на 25–60%. В заключение спикер представил участникам круглого стола кейс, посвященный переходу на аутсорсинговую модель ПАО «Укрсоцбанк» (входит в Группу UniCredit), который заключил договор на развитие и поддержку приложений и информационных систем с IBM сроком 10 лет. С более подробной информацией можно ознакомиться в презентации докладчика >>

 



Подписка на новости

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной новости, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно. Мы будем держать вас в курсе всех новостей и событий.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях