Актуальные проблемы корпоративного строительства

2756
8-9 июня 2004 года Ассоциация менеджеров провела двухдневную конференцию - «Корпоративное строительство в российском бизнесе. Актуальные проблемы и успешные решения». Президент Ассоциации менеджеров Дмитрий Зеленин, открывая Конференцию, отметил, что «отечественная бизнес-среда стоит сегодня на пороге жесткой конкуренции как на внутреннем, так и на мировом рынках», поэтому корпоративная структура и эффективное управление ею важны как никогда, поскольку являются одним из важнейших показателей конкурентоспособности компании.

8-9 июня 2004 года Ассоциация менеджеров провела двухдневную конференцию - «Корпоративное строительство в российском бизнесе. Актуальные проблемы и успешные решения». Президент Ассоциации менеджеров Дмитрий Зеленин, открывая Конференцию, отметил, что «отечественная бизнес-среда стоит сегодня на пороге жесткой конкуренции как на внутреннем, так и на мировом рынках», поэтому корпоративная структура и эффективное управление ею важны как никогда, поскольку являются одним из важнейших показателей конкурентоспособности компании.

В конференции приняли участие более 150 человек из российских и зарубежных компаний, организаций и структур. Перед делегатами выступили 14 докладчиков: топ-менеджеров, а также представителей органов исполнительной и законодательной власти РФ.

Сегодня уже можно констатировать тот факт, что российский бизнес больше не занимается вопросами выживания, теперь его интересуют вопросы стабильного развития и роста. Инвестиционная привлекательность и конкурентоспособность – основные показатели, которые волнуют не только деловое сообщество, но и государственные органы России. Ведь у страны в целом тоже есть и показатели инвестиционной привлекательности, и задачи по достижению конкурентоспособности, что в конечном итоге сказывается на ее рейтинге в мировом сообществе. «Государство не может насаждать корпоративные стандарты, - заявил в своем докладе Андрей Шаронов, заместитель министра экономического развития и торговли РФ. – Мы можем и должны лишь вырабатывать и предлагать бизнес-среде четкие «правила игры», меры по защите прав собственников и снижению административного давления». Устранение пробелов в корпоративном законодательстве также является приоритетной задачей Министерства. «Мы готовим проекты по совершенствованию законодательной базы в области государственного регулирования процессов банкротства, обеспечения прозрачности участия государства как кредитора, внедрения международных стандартов финансовой отчетности. Особый приоритет на данном этапе имеет уменьшение влияния государства, замена его на влияние и участие негосударственных институтов – саморегулируемых организаций», - сообщил Андрей Шаронов.

Процесс глобализации связывает между собой понятия конкурентоспособности страны и конкурентоспособности корпорации, поскольку экономика страны – это макромодель экономики корпорации. Как страны мечтают и стремятся получить более высокий рейтинг, так и национальные корпорации стремятся добиться получения международного признания и капитализации своей компании за счет инвестиционного процесса. Примером тому может служить большая отечественная корпорация – «Российские железные дороги», взявшая курс на построение абсолютно новой, эффективной корпоративной структуры. «Наша задача – из 11 филиалов компании сформировать 9 зависимых дочерних фирм, - сказала в своем выступлении Анна Белова, вице-президент ОАО «РЖД». – Причем выделенный актив должен быть эффективным и жизнеспособным».

Однако, термин «корпоративное строительство», а точнее, существование в нашем бизнесе процесса этого самого корпоративного строительства можно взять под сомнение. С таким заявлением выступил Михаил Мошиашвили, председатель Совета директоров Объединенной Финансовой Группы: «Строительство – это процесс, который в нашем бизнесе остановился. Резерв роста экономики на базе старых мощностей исчерпан полностью. Строительство новых мощностей не ведется. Легко прогнозируется резкое замедление роста». Выход из сложившейся ситуации – новая индустриализация, новые правила взаимоотношений менеджера и собственника, инвестиции в новые технологии. «Ну и нефть, родимая, нас спасет… на некоторое время», - заключил Михаил Мошиашвили.

Эффективное корпоративное строительство невозможно без грамотной, четкой и детально проработанной корпоративной стратегии. Качественная стратегия имеет сложную структуру, учитывает динамику внешней среды, она формализована, но при этом гибка. «Прежде всего надо помнить о том, что стратегия должна трезво оценивать возможность ее выполнения, - отметил в своем докладе Виктор Сакс, директор по стратегическому планированию Альфа-Групп. - Стратегическое планирование – это, скорее, искусство, нежели нечто, подлежащее формализации». Виктор Сакс предложил также последовательность операций при принятии инвестиционных и бюджетных решений в компании: сначала стратегия, потом операционный план, а потом уже составление и принятие бюджета. В то время как большинство компаний привыкло начинать свою деятельность именно с последней стадии – формирования бюджета.

Недостаток стратегического планирования (а то и полное его отсутствие) является одной из важнейших ошибок в корпоративной структуре. «Практически во всех наших компаниях ощущается необходимость улучшения трех компонентов - стратегического планирования, организационной структуры и управления персоналом», - отметил в своем докладе Александр Толкачев, директор компании А.Т. Карни. Для повышения эффективности в этой области Александр Толкачев предлагает компаниям формализовать процесс стратегического планирования, организационно закрепить процесс выработки, принятия и контроля за выполнением поставленных стратегическим планом целей и задач. Кроме того, важными шагами могут стать создание горизонтальных связей внутри компании, формулировка роли корпоративного центра, постепенная децентрализация процесса принятия решений, делегирование полномочий менеджерам среднего уровня.

Большую роль в деле корпоративного строительства и капитализации компании играет финансовый блок. Но и здесь не обойтись без стратегии: найти грань между желаниями и возможностями поможет финансовое моделирование. «Из стратегии рождается более четкий план действий компании, на основе которого уже начинает работу финансовый менеджмент, - отметил в своем докладе Артур Маркарян, директор по финансам и экономике МХК «ЕвроХим». – И не ленитесь производить как можно больше независимых оценок – внутренний и внешний аудит необходим компании. Только так менеджер может проследить разницу между заявленными в стратегическом планировании целями и реальным движением экономики компании».

Финансовый институт – это тот самый механизм, который позволяет участникам бизнеса взглянуть на инвестиционный и производственный процесс с разных сторон. «Товар стоит столько, сколько за него платят, а не столько, сколько в него вложено, - подчеркнул Иван Тырышкин, старший исполнительный директор Объединенной Финансовой Группы. – Понимание стоимости компании – первый шаг к выходу на финансовый рынок».

Разрабатывая финансовую стратегию, не стоит забывать о налоговых органах. Тем более что спорить с ними, оказывается, можно и нужно. «Число споров о налогообложении в арбитражных судах с 1999 года по настоящее время возросло в три раза, - заявил Сергей Пепеляев, управляющий партнер «Пепеляев, Гольцблат и партнеры». – Растет число споров с государственными органами и в том числе налоговых споров». Этому способствуют три фактора: отход граждан от «патерналистского» сознания, возрастание доверия к судебной системе, увеличение активности налоговых органов.

«Налоговая служба в целом ряде случаев руководствуется не четко прописанной в законодательстве формулировкой, а позицией Министерства финансов и прочих заинтересованных сторон. Отсюда – большое количество исков к «слабым» юридическим лицам в надежде на то, что «все в суды не пойдут», - прокомментировала сообщение предыдущего докладчика Оксана Дмитриева, член Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам. Кроме того, Оксана Генриховна констатировала, что ряд налоговых инициатив не смогли стимулировать ни модернизацию производства, ни создание новых предприятий, ни внедрение инноваций.

Делегаты конференции констатировали не только увеличение числа налоговых споров, но и увеличение числа споров корпоративных. Основным регулятором таких конфликтов должно выступать государство через законодательную и судебную систему. Однако чаще всего помощь в разрешении корпоративных споров оказывают альтернативные внесудебные механизмы. Таким механизмом является Объединенная Комиссия по корпоративной этике при РСПП, в которой принимают совместное участие «Деловая Россия» и ОПОРА. «Мы приняли Кодекс корпоративного управления и Хартию корпоративной этики, - заметил в своем выступлении Борис Титов, председатель Объединенной Комиссии по корпоративной этике при РСПП. – В своем арсенале мы уже имеем ряд примеров разрешения корпоративных конфликтов как на этапе медиации, так и на этапе привлечения независимых арбитров». Главным результатом работы Комиссии можно назвать даже не столько сами решения конфликтов, хотя это, безусловно, важнейшая цель, но и определение отношения делового сообщества к фактам нарушения этических норм. Дальнейшей задачей организаторы и члены Комиссии видят создание в России единого центра по разрешению корпоративных конфликтов.

Актуализация проблем корпоративной этики связана с нарастающим в корпоративной среде пониманием того, что репутация – это нематериальный актив компании, влияющий на ее капитализацию. Репутация многолика и многогранна. Одним из составляющих репутационной картины является коммуникационный менеджмент, или, проще говоря, PR. «Одна из целей устойчивой коммуникации – гармонизация отношений с корпоративной средой, - отметил в своем докладе Илья Кузьменков, генеральный директор «Кузьменков и партнеры». – При этом надо учитывать все составляющие корпоративной среды, то есть всех «стейк-холдеров» компании. К каждому из них нужно найти индивидуальный коммуникационный подход, при этом не забывая, что PR – это ежедневная работа, а не разовое мероприятие».

Репутация как капитал требует оценки. Оценить ее можно по качественным и по количественным показателям. Качественные составляющие репутации обозначил в своем выступлении Василий Вербин, директор Департамента корпоративных отношений группы компаний «Ренова»: «Положительная репутация складывается из продолжительной и стабильной работы на рынке, финансовой открытости, развитой системы управления, высокой компетенции кадров, известности компании на рынке, имиджа и репутации менеджеров компании, развитых отношений со СМИ и представителями делового сообщества, наличия интеллектуального потенциала и ноу-хау».

Как «посчитать» репутацию, рассказал Михаил Царев, партнер КПМГ в России и СНГ: «Деловая репутация – это разница между рыночной стоимостью компании и совокупной стоимостью активов. В мире структура стоимости компании состоит из 26% чистых активов компании и 74% репутационной стоимости компании. В России доля репутации в общей стоимости компании меньше, она составляет 12%. Это говорит о том, что у российских компаний большой запас роста стоимости при эквивалентной западным компаниям рентабельности».

О необходимости создания и поддержания позитивного имиджа компании говорил и Андрей Мартиросов, генеральный директор авиакомпании «ЮТэйр»: «Необходима работа над имиджем компании как во внешней, так и во внутренней среде. Система мотиваций, социальные гарантии и профессиональная подготовка сотрудников повышают «внутреннюю» репутацию компании. Принцип открытости информации, широкое информирование целевой аудитории создают положительный имидж во внешней среде».

«Всем не угодишь, - отметил Игорь Плотников, заместитель начальника Департамента по информационной политике «ГАЗПРОМа». – Репутацию нужно соотносить со стратегическими целями компании на данном этапе развития и продвигать ее в положительном русле для стратегических на этот момент «стейк-холдеров».

Ассоциация менеджеров надеется, что рассмотренные на конференции темы и вопросы помогут преодолеть, а в дальнейшем и избежать нежелательных препятствий на пути грамотного построения и эффективного управления корпоративной структурой.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



Вас заинтересует

© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль