Цель: продажа

62
Инвестиции. Где собственнику, решившему продать небольшой бизнес или долю в нем, искать инвестора? Для малых компаний существует несколько решений этого вопроса.
Поиск инвестора для компании малого бизнеса (выручка до $10 млн) чаще всего превращается в головную боль продавца. Исключениями из правила становятся локальные лидеры, в определенный момент ставшие интересными федеральным игрокам. Например, такая ситуация складывается с молокозаводами – здесь конкурируют «Вимм-Билль-Данн» и «Юнимилк». Однако многое зависит от большого числа внешних факторов, которые довольно сложно спрогнозировать.

Для большинства малых компаний основным путем продажи становятся магазины готового бизнеса. К их положительным чертам Григорий Горохов, начальник отдела слияний и поглощений ИФК «Метрополь», относит большое количество посетителей – ведь ресурс, как правило, находится в интернете. А также разнообразие предложений, как в супермаркете: вывешены объявления по продаже парикмахерских, кафе, небольших ресторанов, магазинов, автомобильных мастерских, лесопилок и прочих предприятий. Есть и отрицательная черта – зачастую объявления публикуются посредниками, которые сильно оторваны от реальных собственников.

Старый добрый метод поиска – через друзей и знакомых. Полностью распрощаться с бизнесом таким путем вряд ли удастся. А вот привлечь $20–100 тыс. за счет продажи доли в уставном или складочном капитале – вполне. Найти инвесторов в малый бизнес через профессиональные объединения сложно. В России бизнес-ангелы только начинают объединяться в свои ассоциации. Например, в Поволжском федеральном округе уже действует организация «Стартовые инвестиции». Недостаток таких инвесторов – ожидание быстрой и высокой окупаемости вложений. Вряд ли его заинтересует ваша парикмахерская – для бизнес-ангела важна интеллектуальная собственность, научные разработки, которые могут неожиданно «выстрелить» и принести неплохие барыши. С бизнес-ангелами конкурируют венчурные инвестиционные фонды. Критерии инвестирования у обоих категорий примерно одинаковые. Однако фонды в силу специфики создания и работы больше внимания обращают на юридические аспекты сделки.

Отдельный вопрос – оценка стоимости малого бизнеса. Хотя она, по словам руководителя департамента оценки «Бейкер Тилли Русаудит» Александра Климова, носит преимущественно инициативный характер. «То есть служит для формирования у собственника обоснованной стартовой ценовой позиции для переговоров», – говорит эксперт. Три основных подхода для оценки – затратный, сравнительный и доходный. Первый мало подходит потому, что малые предприятия преимущественно не являются обладателями существенных материальных активов. Зато нематериальная составляющая может быть очень весома. Например, клиентские базы, долгосрочные льготные контракты, персонал. Можно использовать сравнительный подход – в последние годы по ряду сегментов рынка регулярно встречаются предложения о продаже небольших бизнесов. Используя эти сведения, а также имея основные экономические данные бизнесов (выручка, маржинальная прибыль, чистая прибыль), можно строить ценовые мультипликаторы, позволяющие рассчитать стоимость рассматриваемой компании через сопоставимые по масштабу и объемам реализации фирмы. Александр Вурзель, руководитель департамента корпоративного финансирования Prado, отдает предпочтение доходному подходу, когда прогнозируются будущие экономические выгоды собственника. Исключение он делает для начинающих предприятий, работающих с убытком. В этом случае оптимально использовать метод чистых активов (затратный).

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль