«Используя схему, налогоплательщик всегда знает степень ее легитимности»

1552
Климанова Людмила
старший менеджер отдела аудита КПМГ в России и СНГ
По информации МНС России, в 2003 году объем уплаченного российскими предприятиями налога на прибыль вырос на 10% по сравнению с 2002 годом. Несмотря на это, налоговики считают, что значительная часть прибыли компаниями по-прежнему выводится из-под налогообложения с помощью различных схем. Свою задачу на 2004 год МНС России сформулировало следующим образом: совершенствование методов налогового администрирования и разработка программы борьбы с нелегальными схемами оптимизации налогообложения. О том, чем это может обернуться для предприятий, вы узнаете из интервью.
«Используя схему, налогоплательщик всегда знает степень ее легитимности»

 

— Какие меры по ужесточению налогового контроля предлагает ваше ведомство?

— Мы предлагаем меры не ужесточения, а совершенствования налогового администрирования. В частности, для того чтобы можно было анализировать, насколько полно предприятие декларирует свои доходы, планируется получать информацию из внешних источников, а также взаимодействовать с органами исполнительной власти. Это не приведет к начислению дополнительных сумм, а даст налоговому инспектору информацию для более детального анализа некоторых позиций в отчетности налогоплательщика.

— Из каких внешних источников налоговая служба сможет получать информацию?

— Сведения из внешних источников будут привлекаться на основе соглашений между налоговой службой и организациями, которые могут предоставить данные, необходимые для определения полноты уплаты предприятиями налога на прибыль. Например, нам бывает нужна информация о потреблении предприятиями электроэнергии, воды, материалов. Кроме того, планируется запрашивать информацию о движении денежных средств предприятия и объеме предоставляемых ему сторонних услуг.

Что Вы думаете о новой инициативе налогового ведомства?

Вадим Поляков, вице-президент по Восточной Европе компании Tax Consulting UK Ltd (Москва)

При реформировании налогового администрирования прибыли прежде всего должно быть определено, на основании каких принципов, а главное — каких нормативных документов, оно будет осуществляться. По моему мнению, действия органов власти (и к налоговым органам это относится в первую очередь) должны осуществляться только в рамках законодательства. Однако получение информации из внешних источников и использование ее для доначисления налогов — методы, выходящие за рамки норм, содержащихся в НК РФ. Таким образом, компаниям опять придется защищаться и оспаривать заведомо неправомерные действия в суде. Результатом такого администрирования станет увеличение количества судебных дел.

Что касается вопроса применения налогоплательщиком различного рода схем оптимизации налогообложения, то противоправность таких действий может рассматриваться, только когда законодатель даст четкое определение понятию «схема». Вводить в оборот термины, не имеющие нормативного толкования, и давать на их основании правовую оценку деятельности налогоплательщика, по меньшей мере, спорно. Налоговое планирование — это комплекс мероприятий в рамках закона, направленных на общее снижение налоговых платежей. Реальную основу имеет каждая сделка, а доказать обратное можно только в суде и лишь на этом основании применять санкции, но никак не наоборот.

— Чего следует ожидать компаниям, если будут получены данные о несоответствии заявленных расходов реальным?

— Если такая информация подтвердится, то компании будет доначислен налог на прибыль. Вероятнее всего, уплату этого налога компании будут оспаривать в судебном порядке. Таким образом, окончательное решение о взыскании налога на прибыль в этих ситуациях будет принимать суд. Поэтому немаловажным для налоговых органов станет наличие веских доказательств о занижении предприятием налоговой базы.

— Предполагаете ли вы использовать зарубежный опыт налоговых служб?

— Безусловно, при работе с внешними источниками мы будем учитывать мировой опыт. Уже подготовлена программа обучения за границей сотрудников налоговых инспекций принципам работы с внешними источниками.

— Каким образом налоговые службы будут взаимодействовать с исполнительными органами власти?

— С МВД России у нас уже подписано соглашение1 о взаимодействии, в том числе в части проведения совместных проверок. Это означает, что если в ходе обычной проверки инспекция обнаружит на предприятии признаки налогового преступления, то для возбуждения уголовного дела и ведения расследования она вправе привлечь к налоговым проверкам сотрудников МВД. Подобные соглашения планируется заключить с другими ведомствами.

— В связи с планируемыми изменениями принципов налогового администрирования изменится ли сам механизм налоговых проверок?

— В отношении камеральных проверок изменений не будет. Следует помнить о том, что камеральная налоговая проверка — это не просто арифметический контроль правильности применения ставок и расчета налоговой базы, а тщательный анализ информации, представленной в декларации. И если для малых предприятий камеральная проверка может ограничиться арифметическим анализом, то в крупных компаниях такие проверки должны проводиться более углубленно. В частности необходимо исследовать взаимосвязь данных бухгалтерского учета и представленных деклараций, а также показателей самой декларации.

В одном из недавних выступлений Вы сообщили, что МНС России намерено добиться исключения из налогового законодательства любых схем уклонения от уплаты налога. Но само понятие «налоговая схема» законодательно не установлено. Как быть?

— Действительно, понятие «схема» сегодня законодательно не закреплено, но определить этот термин, безусловно, нужно. Не думаю, что этот термин будет определен в Налоговом кодексе РФ, скорее всего, в документах для внутреннего пользования. Приблизительно налоговую схему можно охарактеризовать как совершение сделок, зачастую не имеющих под собой реальной основы и осуществляемых с целью занижения налоговой базы.

— Как в таком случае можно определить грань между легальной и нелегальной оптимизацией?

— Используя ту или иную схему, налогоплательщик всегда знает степень ее легитимности. Например, если некие операции производятся в офшорных зонах с целью занижения налоговой базы, то и так понятно, что это схема ухода от налогов. Хотя я согласен, что определить законность схемы на практике достаточно сложно. Например, формально схема может быть законной, но если налогоплательщик использует ее исключительно с целью ухода от налогообложения, то это дает основания рассматривать подобную сделку как притворную. И окончательные выводы в такой ситуации могут быть сделаны только в суде.

— Но есть же понятие «налоговое планирование», которое предполагает снижение налоговой нагрузки на предприятие законными способами, в том числе и за счет пробелов в законодательстве.

— По моему мнению, налоговое планирование — это построение финансовых потоков таким образом, чтобы можно было минимизировать налоги. В то же время каждая из выполняемых сделок должна иметь под собой реальную основу. Только в этом случае можно согласиться с тем, что налогоплательщик использует льготный порядок налогообложения, установленный законодательством.

— Давайте рассмотрим такую ситуацию: предприятие переходит на упрощенную систему налогообложения и в соответствии с ней организует производство. Это налоговое планирование или налоговое преступление?

Что Вы думаете о новой инициативе налогового ведомства?

Евгений Тимофеев, управляющий партнер юридической компании Timothy.s

Совершенствуя налоговое законодательство, необходимо учитывать правовые позиции, выработанные Конституционным Судом РФ. Так, в отношении перехода на упрощенную систему налогообложения действует установленный Конституционным Судом принцип, в соответствии с которым недопустимо привлечение к ответственности за совершение действий, хотя и направленных на уменьшение налогов, но заключающихся в использовании предоставленных законом прав или выборе наиболее выгодных форм деятельности2.

Что касается офшоров, то сам факт их использования недопустимо трактовать как нарушение закона. Разумеется, можно подойти к проблеме так, как ФАС Северо-Кавказского округа к калмыцкому налоговому оазису: суд решил, что льготы, установленные в этом регионе, нельзя использовать просто потому, что они слишком большие3.

В большинстве случаев это «игра» до первого обращения в Конституционный Суд РФ. Другое дело, что с конкретными сделками все действительно по-иному и доктрину деловой цели давно пора закрепить в законе. Однако к разработке конкретных формулировок МНС и Минфину России было бы целесообразно привлечь профессионалов международных юридических фирм, хорошо с ней знакомых.

— Общий ответ в данном случае дать нельзя, поскольку каждая ситуация имеет свои нюансы. Теория здесь не работает. Законодатель для того и предоставил налогоплательщику право перехода на упрощенную систему налогообложения, чтобы у предприятий в том числе была возможность выбора оптимальной для размеров своего бизнеса налоговой нагрузки. Однако если на подобный налоговый режим переходит нефтяная компания или торговый дом с крупными оборотами, тогда имеет смысл говорить о том, что эта ситуация неправомерна.

— Что, по-вашему, может снизить привлекательность использования налоговых схем для предприятий?

— Необходимо создание таких условий, при которых разработка и внедрение налоговых схем для предприятия стоила бы больших издержек по сравнению с уплатой налога в полном объеме. Для этого требуется поэтапное снижение и установление приемлемой для российского бизнеса налоговой нагрузки.

Комментарии представителей компаний

Денис Иванов, генеральный директор ЗАО «Финансовый резерв» (Москва)

Новые методы налогового администрирования — действенный способ получения дополнительной информации о компании, но на практике такие методы будут работать с некоторыми оговорками. Во-первых, их целесообразно использовать только в отношении крупных компаний. Во-вторых, анализ информации из внешних источников, очевидно, не может являться основанием для доначисления налогов, а служит только индикатором для инициации налоговыми органами более глубокой проверки налогоплательщика.

До последнего времени основным элементом такого подхода к налоговому администрированию было простое сравнение размера налоговых платежей, поступающих от крупного налогоплательщика за отчетный период, с платежами за аналогичные периоды предыдущих лет. Однако если налогоплательщик изначально использовал схемы уклонения или минимизации налогов, то данный подход не дает нужного результата. Поэтому рассматриваемый механизм налогового администрирования позволяет выявить предприятия с рентабельностью, существенно отличающейся от рентабельности других компаний той же отрасли или профиля деятельности. Но очевидно, что только на основании такого анализа без глубокого изучения причин низкой рентабельности и небольших сумм налогов делать какие-либо выводы нельзя.

Что касается схем уклонения от уплаты налогов или их минимизации, то сегодня законодательно не определены признаки незаконности таких схем. Поэтому налоговые органы могут использовать лишь предусмотренную законом (ст. 168—170 ГК РФ) возможность по признанию сделок, лежащих в основе таких схем, недействительными, не соответствующими закону (иным правовым актам), а также мнимыми и притворными. Из названных оснований наиболее вероятно использование налоговыми органами признаков притворности и мнимости сделок.

Олег Чадаев, финансовый директор ЗАО «ВЭБ ПЛАС» (Санкт-Петербург)

Правила «игры» были бы гораздо понятнее, если бы нормы налогового права в части налогового планирования носили запретительный или ограничивающий характер. К примеру, резидент подлежит регистрации в случае, если в составе его участников отсутствуют представители офшорных юрисдикций. В случае участия в акционерном капитале представителя офшорной юрисдикции его доля подлежит налогообложению. Или же к расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль, могут относиться расходы по товарам (работам, услугам), если страна их происхождения, а также поставщик не являются резидентами офшорной или иной сомнительной юрисдикции. Если в подобных вопросах не будет однозначности, то не исключена возможность злоупотребления законом со стороны фискальных органов и нарушения конституционных прав налогоплательщиков.

Странным выглядит мнение представителя налоговых органов об использовании налоговых норм разными категориями налогоплательщиков. Например, если буровая нефтяная вышка регистрируется в форме индивидуального частного предпринимателя, то получается, что целью такой организации производства является незаконная оптимизация налогов. Отсюда возникает вопрос, каковы критерии квалификации налоговой вины? На сегодня их нет.

В УК РФ предусмотрена ответственность за ряд преступлений в налоговой сфере, но к использованию налоговых режимов, не запрещенных законодательством, их применить невозможно. Таким образом, до внесения определенных поправок в Налоговый и Уголовный кодексы РФ речь может идти только о накоплении статистических данных по формам бизнеса, отраслям, регионам, уровню рентабельности.

Сергей Малышев, заместитель генерального директора по экономике и финансам ОАО «Угольная компания «Южный Кузбасс» (Кемеровская область)

На практике уже давно появилось устойчивое понятие «налоговые схемы», и естественно, что налоговыми органами рассматривается вопрос правомерности их применения.

Нашу компанию сегодня гораздо больше беспокоит большое количество запросов налоговой инспекции о представлении дополнительных документов по камеральным и встречным проверкам (в месяц проходит до 10 таких запросов). У работников финансовых и бухгалтерских служб компании это отнимает много времени. Поэтому считаю, что совершенствование работы налоговой инспекции не должно вести к росту запросов.

Олег Фракин, финансовый директор ООО «Винный Мир Холдинг» (Москва)

На мой взгляд, для среднего и малого бизнеса последствий от реформы налогового администрирования прибыли не будет, поскольку существует теория «налоговой физики», по которой нельзя при заданном уровне экономического развития собирать с предприятий больше определенной суммы налогов. Аналитики сходятся во мнении, что сейчас собирается практически максимум. А государству необходимо стимулировать экономический рост — он и приведет к увеличению поступлений в бюджет.

________________________________________
1 Приказ МВД России № 76, МНС России № АС-3-06/37 от 22.01.04 «Об утверждении нормативных правовых актов о порядке взаимодействия органов внутренних дел и налоговых органов по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений». – Примеч. редакции.
2 Постановление КС РФ от 27.05.03 № 9-П «По делу о проверке конституционности положения статьи 199 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан П.Н. Белецкого, Г.А. Никовой, Р.В. Рукавишникова, В.Л. Соколовского и Н.И. Таланова».
3 Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 20.02.03 № Ф08-270/2003-91А.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль