Гарантии от непутевых

45
Туризм. Отмена лицензирования и переход к финансовым гарантиям раскололи турбизнес на два лагеря. Чего ждать путешественнику от поправок в закон и как они отразятся на рынке?
Федеральное агентство по туризму разработало поправки к «Закону об основах туристской деятельности». 18 октября они были приняты в первом чтении Госдумой. Изменить существующий порядок нужно в первую очередь во благо российского путешественника, утверждают авторы проекта. Сейчас турист, пострадавший от действий недобросовестного оператора, далеко не всегда может отстоять свои интересы даже если суд выносит решение о принудительном взыскании с фирмы суммы ущерба. Нередко оказывается, что у нее попросту нет имущества или средств на расчетном счете. А значит, возместить убытки было просто нечем и турист остается с носом. Такое безрадостное положение объясняется тем, что турфирме относительно легко получить лицензию. Сделав это, некоторые компании не очень-то пекутся о качестве предоставляемых услуг, а то и вовсе исчезают, предварительно собрав приличную сумму с клиентов.

Теперь лицензии хотят отменить, а бороться с мошенничеством станут с помощью финансовых гарантий, которыми, согласно законопроекту, должен будет обзавестись каждый туроператор. Авторы поправок предлагают завести специальный государственный реестр, в который будут заносить получившие гарантии компании. Туда разумно будет заглянуть перед тем, как купить путевку.

Инструментов на выбор предлагается два: банковская гарантия возмещения убытков или страхование гражданской ответственности в пользу третьих лиц. Таким образом, недовольный потребитель сможет потребовать компенсации причиненного ущерба у непосредственного гаранта – банка или страховой компании. Если туроператор не согласен с претензиями своего клиента, то вопрос о выплате возмещения решается в суде. Если турист сумеет доказать, что он не получил обещанные услуги в полном объеме или что ему их вовсе не оказали, суд обяжет гаранта выплатить деньги.

Предметы для спора. Несмотря на кажущуюся простоту новой схемы, к ее разработчикам уже возник ряд вопросов. Например, не понятно, как она будет работать, если тур был куплен не у туроператора, а в туристическом агентстве. «Как страховщик будет отвечать по договору, который в 95% случаев заключает агент, а не туроператор?» – недоумевает председатель Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько.

Недовольство и споры вызвали и размеры финансовых гарантий. Для российских фирм, обслуживающих только внутренний туризм, в законопроекте предусмотрена сумма 1 млн рублей, а для занимающихся международными направлениями или работающих как внутри, так и на выезд – 10 млн рублей. Выдавать гарантии предполагается на год, а за три месяца до истечения срока туроператор должен будет продлить договор. Заместитель руководителя федерального агентства по туризму Надежда Назина подчеркивает, что суммы не являются депозитарными, а значит, фирмам бояться нечего: из оборота эти средства выводиться не будут. Речь, по ее словам, будет идти только о плате за предоставление гарантии, то есть об 1–4% от ее объема. Тем не менее участников рынка удивляет отсутствие четкого обоснования указанных в законопроекте сумм. Сергей Шпилько поделился впечатлениями: «Когда я спросил, откуда взялись эти 10 млн рублей, мне ответили, что это стоимость чартера в Австралию. Без комментариев».

Сколько в действительности придется платить фирмам и как это отразится на рынке – вопрос пока открытый. Туроператоров, занимающихся исключительно внутренними направлениями, можно пересчитать по пальцам: абсолютное большинство участников рынка работают «на два фронта». Поэтому в равенстве размеров финансовых гарантий некоторые участники рынка узрели глубокую несправедливость: 10 млн рублей для мелких туроператоров могут оказаться неподъемной суммой. Авторов законопроекта не случайно обвиняли в том, что они привлекали к его разработке только представителей крупного бизнеса. В этой связи звучат предложения привязать размер гарантии к обороту фирмы или даже к стоимости путевок. Тогда и небольшие туроператоры не окажутся в невыгодном положении. Сейчас же они опасаются, что нынешняя редакция закона ставит под угрозу малорентабельные виды туризма. Те, кто предлагает активный отдых, например двухдневный сплав на байдарках где-нибудь в Ивановской области, или устраивает дешевые экскурсии для детей, возможно, откажутся от предоставления этих услуг.

На эти возражения сторонники поправок отвечают, что мелкий туроператор – понятие умозрительное. Даже самая «плохонькая» турфирма, по словам Надежды Назиной, должна тратить 700–840 тыс. рублей ежемесячно на зарплату, аренду офиса и т. д., а значит, и деньги на страховую премию у нее найдутся. Оптимисты видят в законопроекте короткий путь к оздоровлению рынка. Сейчас, по их оценкам, в России работают более 1,5 тыс. туроператоров. А это слишком уж много. Например, во Франции их всего около 500. К тому же, считают авторы поправок и их сторонники, нововведения позволят рынку не только сбросить «балласт», но и повысят прозрачность работы туроператоров. В противном случае фирмам будет просто трудно находить общий язык с банками и страховщиками.

Однако многие опасаются, что сокращение числа туроператоров может привести к появлению сговоров между особо крупными фирмами. По оценкам Сергея Шпилько, в случае серьезного потрясения рынок может сократиться приблизительно на 20%, а колебания цен отразятся в первую очередь на покупателе. Впрочем, как считают сами операторы, принятие поправок к закону не отразится на стоимости путевок сразу: цены на туристические услуги определяются рынком и фактическое увеличение их себестоимости вряд ли можно будет покрыть за счет цены тура.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль