Другие берега

57
Инфраструктура. Жители Панамы проголосовали на референдуме за проект расширения канала, соединяющего Атлантический и Тихий океаны. Высокая стоимость и риски их не смутили.
В результате масштабного проекта стоимостью $5,25 млрд. по обеим сторонам канала появится третья пара шлюзовых камер. Правительство надеется таким образом увеличить вдвое пропускные способности искусственного водного пути. В результате через него поплывут громадные грузовые суда, круизные лайнеры и танкеры.

Размер имеет значение. Панамский канал был построен американцами еще в начале прошлого века: первые суда прошли по нему в 1914 году. С тех пор его неоднократно пытались модернизировать. Тем не менее его размеры все меньше соответствуют габаритам судов, которые становятся все крупнее. Появился даже термин panamax – для судов, удовлетворяющих проходным способностям межокеанской водной артерии, и post-panamax – для превышающих лимит. Уже сейчас около 27% судов, используемых в мире для контейнерных перевозок, обладают такими «непроходными» размерами. А к 2011 году, по оценкам Администрации Панамского канала, их доля может возрасти до 37%.

На канал сейчас приходится 5% мировых грузоперевозок и примерно 16% всей внешней торговли США. Благодаря индустриализации азиатских стран их товарооборот с Америкой в последние годы растет высокими темпами и, очевидно, будет увеличиваться и далее. В результате компании, пользующиеся панамским маршрутом, терпят дополнительные транспортные издержки из-за простоев в очередях на заход в канал. И если проблема пропускной способности главного панамского водного пути не будет решена, то владельцы торговых судов будут все чаще направлять их на восточное побережье США через Суэцкий канал. К тому же у соседних с Панамой стран зреют свои варианты решения проблемы. Совсем недавно власти Никарагуа предложили строительство нового канала между Тихим и Атлантическим океанами через свою территорию. Правда, этот проект требует вложения $18 млрд. и 12 лет на реализацию. Панамцы же планируют начать строительство в 2008 году и завершить в 2014-м.

Миллиарды в воду. Впрочем, и панамский проект несет в себе немалые финансовые риски. Оппоненты правительства считают идею бессмысленной прежде всего из-за высокой стоимости, которая может стать непосильным бременем для экономики Панамы. Ведь строительство предполагается частично вести на заемные средства: планируется привлечь $2,3 млрд. Так что жителям Панамы придется расхлебывать последствия роста бюджетного дефицита и оплачивать из своих карманов обслуживание громадного долга.

Второй аргумент критиков – негативное влияние проекта на окружающую среду. В итоге, утверждают они, расширение канала принесет наибольшие выгоды потребителям из США, которые получат товары из Азии по более низким ценам. Не случайно инициатива панамского правительства встретила поддержку в Вашингтоне. Американский посол Уильям Итон отметил: «Это очень важно для США. И важно для нашей экономики. Мы приветствуем расширение».

Вероятно, осознавая эти риски, правительство не осмелилось взять на себя полную ответственность за принятие решения и предпочло разделить ее с народом. 22 октября в Панаме прошел общенациональный референдум. 78% принявших в нем участие граждан страны поддержали амбициозный проект. Избиратели поверили, что он станет билетом в светлое будущее экономики. Сейчас в Панаме 40% населения живут за чертой бедности, а безработица достигает 9,5%. По словам президента Мартина Ториоса реализация проекта позволит создать 40 тыс. рабочих мест. Сейчас плата за проход судов по каналу ежегодно приносит в казну Панамы $1,4 млрд. (около 17% бюджета). Авторы проекта расширения прогнозируют, что он окупится к 2025 году, когда благодаря увеличению сборов доходы достигнут $6 млрд.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль