В чем будущее лизинга?

62
Опрос. Как признают участники рынка, темпы роста финансовой аренды опережают развитие практически всех основных секторов финансовой системы России и по крайней мере несколько лет этот рост продолжится. Если фискальные органы не будут воспринимать лизинговую деятельность исключительно как схему ухода от налогов.
АЛЕКСАНДР КОЖЕВНИКОВ, генеральный директор «Авангард-лизинга»:

- Развитие лизинга на протяжении последних 5-7 лет носит взрывной характер. Ежегодные темпы роста составляют 30-50%. Причиной этого служат два основных фактора: освоение лизингом новых отраслей экономики и ее рост. Однако при анализе текущего состояния дел приходишь к выводу, что лизинг до сих пор не исчерпал и половины ресурса своего развития. Лизингодателями практически не освоены такие отрасли, как энергетика, нефтегазовый бизнес, недвижимость. Лизинг подвижного состава занимает серьезную долю портфеля многих компаний, однако железнодорожные операторы не пользуются финансовой арендой в полном объеме. Поэтому лизинговый рынок России ждет еще несколько лет бурного роста.

ВИКТОР ДУГУШКИН, генеральный директор «Парекс Лизинга»:

- Финансовую аренду будут использовать для развития своего бизнеса в ближайшие годы более 50% российских предпринимателей, и в конечном итоге эта форма финансирования в ряде направлений, например автомобильном, потеснит обычные банковские кредиты. Расширится диапазон инструментов лизинга (оперативный, возвратный). Безусловно, упадет процент удорожания предмета договора, а предлагаемые лизингодателями условия улучшатся. Но перемены придут не сами по себе, а только с общим развитием российской экономики и отказом от практики работы по «серым» схемам. Как это происходит во всей Европе.

ВЯЧЕСЛАВ БАДАХОВ, генеральный директор «Техноспецсталь-лизинга»:

- В последние годы наблюдается промышленный рост на фоне изношенных основных средств и дефицита оборотного капитала. Поэтому лизинг становится самым актуальным и востребованным механизмом быстрого обновления материально-технической базы предприятий. Высокие темпы развития лизингового бизнеса при хорошей рентабельности и низких кредитных рисках не оставляют равнодушными даже западные финансовые институты. Если изначально на рынке были представлены независимые компании и лизинговые фирмы при банках, то 2005 год ознаменовался приходом сразу пяти крупнейших международных операторов. Эта тенденция сохранится в будущем, что приведет к снижению стоимости и большей доступности финансовой аренды. Поэтому ближайшие пять лет можно ожидать сохранения темпов прироста этого бизнеса.

БОРИС КУРЦМАН, генеральный директор «Глобус-лизинга»:

- В ближайшие несколько лет произойдет рост объемов лизинга недвижимости и как следствие - увеличение сроков договоров финансовой аренды вплоть до десяти лет. Станут популярными такие виды лизинга, как операционный и оперативный. В ближайшей перспективе остановится рост количества региональных филиалов у крупных операторов. Так как сначала будет достигнуто насыщение рынка услугами, а затем в силу законов конкуренции произойдет отмирание «лишних» филиалов и компаний. Включение России в мировую экономику, нарастание международной конкуренции, рост технических и финансовых масштабов проектов заставит отечественных бизнесменов преодолеть ментальность «кулака», недоверие к соотечественникам, отвращение к компромиссам и вынудит перейти к активной интеграции усилий в бизнесе. В лизинге как наиболее молодой и потому продвинутой отрасли российской экономики эти процессы пойдут наиболее масштабно и успешно.

ГРИГОРИЙ ПРИМАК, генеральный директор «ВКМ-лизинга»:

- Природа лизинга как инструмента, позволяющего эффективно осуществлять инвестиции и модернизацию основных фондов, указывает на то, что крупнейшим лизингополучателем в любой стране должен быть самый большой хозяйствующий субъект, то есть государство. От того, насколько сильно оно будет заинтересовано в развитии экономики и бизнеса, как определит роль лизинга в этом процессе, как раз и зависит будущее рынка финансовой аренды. Еще один очевидный прогноз: в процессе своего развития Россия интегрируется в международные экономические процессы. По мере того как отечественные компании начнут реализовывать свои проекты в странах ближнего и дальнего зарубежья, лизинг будет усиливать потребность в гармонизации национального законодательства с учетом международных стандартов финансовой аренды. Это позволит повысить эффективность взаимодействия отечественных фирм и их потенциальных клиентов из стран дальнего и ближнего зарубежья.

ДМИТРИЙ ШИЦЛЕ, генеральный директор ЛК «Уралсиб»:

- По мнению экспертов, в 2005 году РФ по лизингу займет 10-е место в мире и 7-е - в Европе. На отечественном рынке финансовой аренды усиливается конкуренция, которая приведет к укрупнению операторов этого бизнеса. Лизинговые компании продолжат процесс выхода на международный рынок капитала, так как на Западе деньги дешевле и «длиннее». Однако пока в России мало как самих лизинговых операторов, так и их клиентов, обладающих необходимыми финансовыми показателями и опытом, чтобы напрямую стать заемщиками иностранного банка. Тогда как несколько крупных иностранных финансовых групп уже вышли на отечественный рынок, открыв первым делом именно дочерние лизинговые подразделения. Западный капитал будет продолжать приходить в эту отрасль по причине ее достаточно высокой доходности и оптимальных рисков. Не последнюю роль в этом процессе сыграет и повышение прозрачности бизнеса отечественных компаний перед иностранными кредиторами и рейтинговыми агентствами.

НИКОЛАЙ ЗИНОВЬЕВ, президент ЛК «Европлан»:

- Будущее российского лизинга в лавинообразном увеличении объемов финансирования покупок различных видов имущества: транспорта, оборудования и недвижимости. Лизинг наконец станет простым, отработанным и привычным механизмом инвестиций в основные средства. Финансовая аренда будет более популярной, чем кредит или прямая покупка. Все больше компаний смогут извлечь настоящую выгоду из лизинга и в плане налогов, и в плане экономии административных расходов. Лизинг транспорта будет расти не только из-за крупных сделок с монополистами рынка аренды подвижного состава и самолетов, но и за счет привычных всем контрактов по аренде автомобилей с многочисленными фирмами и предпринимателями без образования юридического лица. Скорость роста совокупного объема сделок по передаче в лизинг машин будет опережать темпы увеличения самого рынка автомобилей. Потому что автомобили будут все чаше приобретать не частные лица, а компании. А им удобнее и выгоднее получить транспорт в финансовую аренду, нежели покупать его за свои или полученные в кредит деньги.

ОЛЬГА РАЗМАХОВА, генеральный директор «Росевролизинга»:

- В ведущих индустриальных державах около 40% инвестиций в обновление производственных средств осуществляется с использованием финансовой аренды, тогда как в России этот показатель в 2005 году был на уровне 6%. Поэтому у отечественного рынка очень обнадеживающие перспективы. Однако вложения в производство в той или иной форме постоянно растут, одновременно увеличивается заинтересованность российского и зарубежного банковского капитала в лизинге как низкорисковом инвестиционном инструменте. Его будущее - в решении таких задач, как замена устаревшего авиационного парка России, обновление оборудования энергогенерирующих предприятий, а также в использовании возможностей как практически единственного инструмента финансирования предприятий малого и среднего бизнеса.

МИХАИЛ КАРАСЕВ, заместитель генерального директора «Лизингпромхолда»:

- Среди важных тенденций на рынке можно отметить снижение ставок, уменьшение авансового платежа вплоть до 0% и увеличение сроков договоров до пяти лет. В некоторых случаях, например, при лизинге недвижимости или подвижного состава, длительность контракта может вырасти до семи и более лет. Также продлятся процессы движения столичных фирм в регионы, расширения кредитных портфелей, привлечения западного капитала и постепенного перехода деятельности лизинговых компаний в сегмент более сложных и рисковых сделок. Лизингодатели будут создавать новые программы и предложения для малого бизнеса. Однако ему придется переходить на правдивое и объективное отражение в бухгалтерской отчетности существующего положения дел. Ведь для лизинговых компаний «черная» бухгалтерия осложняет процесс оценки реального финансового состояния клиента и его платежеспособности.

АНДРЕЙ НИКОЛАЕНКО, коммерческий директор «Петролизинг-менеджмента»:

- Сейчас темпы роста лизинговых компаний опережают развитие практически всех основных секторов финансовой системы РФ и существенно превосходят скорость роста экономики в целом. Эта тенденция сохранится в ближайшей перспективе. Завершается период становления лизингового бизнеса: заметно усилилась конкуренция, особенно после появления сильных западных игроков. Скоро данная отрасль перейдет на новый этап своего развития. Основной задачей для лизинговых компаний будет сохранение преимуществ перед конкурентами. Возможно, это потребует от операторов финансовой аренды более тесного взаимодействия с лизингополучателями и контрагентами, понимания их потребностей и проблем, а также своевременной реакции на систематически изменяющуюся конъюнктуру рынка. Однако все перспективы развития могут быть обречены на провал из-за позиции отдельных представителей фискальных органов, которые стойко и упрямо воспринимают лизинговую деятельность исключительно как схему ухода от налогов.

АЛЕКСЕЙ СИЧИНАВА, директор департамента маркетинга и развития ЛК «Каркаде»:

- Чтобы проследить будущее лизинга в России, достаточно посмотреть на опыт западных стран, где этот бизнес развивался десятилетиями. Однако нужно делать поправку на российскую специфику - отечественный рынок финансовой аренды развивается очень быстро. Сегодня к ней все больше обращается представителей среднего и малого бизнеса. Предполагаю, что число сделок, заключенных на небольшие суммы, будет расти. Клиент станет более требователен к предложениям и дополнительным услугам, которые смогут ему предоставить участники рынка. Получит свое развитие оперативный лизинг, который наряду с банковским кредитом составит конкуренцию обычным программам финансовой аренды автомобилей. В Москве и Петербурге конкуренция между лизинговыми компаниями достаточно велика, они начинают завоевывать регионы. Наиболее успешными окажутся те, которые уже сегодня начали развивать свою филиальную сеть.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль