Бизнес для одного клиента

52
Перевозки. Рынок лизинга железнодорожного оборудования за несколько лет пережил бурный рост. Правда, в основном за счет единственного клиента - Российских железных дорог.
Один из самых крупных и наиболее развитых видов финансовой аренды -лизинг железнодорожной техники (ЛЖТ). Журнал «Финанс.» по итогам прошлого года оценил долю ЛЖТ на рынке лизинга в 18,3%, а начальник инновационного отдела «Интерлизинга» Антон Зольников предполагает, что она находится в пределах 15-20%.

Большие перемены.

В последние годы ЛЖТ пережил бурный рост. «В прошлом году объемы рынка финансовой аренды железнодорожной техники по сравнению с 2004-м увеличились в пять раз, - рассказывает генеральный директор «Альфа-лизинга» Дмитрий Кожевников. - Этому способствовал ряд факторов: изменения в законодательстве, возможность использовать более «длинные» деньги при финансировании сделок, высокая ликвидность железнодорожного транспорта, активность частных операторов, а также значительное устаревание техники, используемой как Российскими железными дорогами, так и независимыми перевозчиками».

Совсем недавно железнодорожный рынок не был таким благоприятным для ведения лизингового бизнеса. «Еще несколько лет назад вагоны приобретались главным образом за счет собственных средств частных компаний, - рассказывает генеральный директор лизинговой компании «Уралсиб» Дмитрий Шицле. - Это не отвечало потребностям отрасли, так как инвестиционные возможности транспортных операторов были ограничены». Одним из препятствий на пути финансирования частных перевозчиков было отсутствие у лизинговых компаний (ЛК) прозрачной информации о доходности железнодорожной отрасли и окупаемости вагонов. Поэтому инвесторы требовали от клиентов предоставления дополнительного обеспечения - как правило, тех же вагонов, но находящихся в собственности перевозчиков. Они же не могли соблюсти условия лизингодателей из-за отсутствия активов, свободных от залога, так как набрали слишком много кредитов.

Однако со временем сотрудничество между ЛК и перевозчиками стало более тесным. У лизингодателей накопился опыт и необходимая информационная база для более точной и достоверной оценки клиентов, от которых перестали требовать дополнительного обеспечения. Плюс многие из фирм, предоставляющих в финансовую аренду железнодорожную технику, получили доступ к более «длинным» и дешевым ресурсам. Это позволило заключать договоры на длительные сроки. Перечисленные изменения и вызвали бурный рост лизинга железнодорожной техники.

Монополист диктует.

Однако главным потребителем услуг ЛЖТ являются Российские железные дороги (РЖД), которые осуществляют в России почти 100% пассажирских железнодорожных перевозок и 60% грузовых. Как уверяют эксперты, на долю РЖД приходится около 70% всего рынка железнодорожного лизинга. В самой госкомпании, правда, называют более скромную цифру - 30%. Благодаря действиям РЖД в прошлом году рынок лизинга железнодорожной техники вырос в несколько раз. За два года монополист значительно увеличил объемы подвижного состава, приобретаемого по лизинговой схеме. Первый конкурс на заключение лизингового контракта с РЖД был проведен в 2003 году, и с тех пор тендеры проводятся ежегодно. В 2003-м монополист приобрел подвижной состав (грузовые и пассажирские вагоны, платформы) на сумму 4,5 млрд рублей, в 2004-м - уже на 18 млрд, а в 2005-м - на 20,4 млрд рублей. На этот год лизинговая программа госкомпании утверждена на сумму 25 млрд рублей. Список победителей оставался практически неизменным: это «Трансфин-М», «Инвестиционный партнер», «Объединенные инвесторы», «Базис-лизинг», «Фондовый мир» и «Магистраль Финанс». С каждым конкурсом они предлагают все более выгодные условия. Как уверяют эксперты, в текущем году РЖД заключили сделки финансовой аренды по ставкам, которые чуть ли не на 30% меньше рыночных. Партнеры компании могут себе это позволить, так как благодаря РЖД получили доступ к дешевым западным ресурсам. «Магистраль Финанс», «Инвестиционный партнер» и «Объединенные инвесторы» секьюритизировали обязательства по лизинговым контрактам с РЖД, выпустив через ирландскую Red Arrow International Leasing рублевые облигации на сумму 2,7 млрд рублей. В марте 2006-го они были успешно размещены с доходностью 7,875% годовых.

«Магистраль Финанс» (МФ) - дочерняя компания банка «КИТ Финанс», председатель правления которого Александр Винокуров вместе с президентом РЖД Владимиром Якуниным входит в совет директоров Транскредитбанка - расчетный банк дороги. МФ ни с кем, кроме РЖД, больше не сотрудничает, что не помешало компании по результатам 2005 года и I полугодие 2006-го занять лидирующую позицию на рынке лизинга.

«Мы работаем с РЖД, потому что у компании высокий кредитный рейтинг, что позволило выпустить ценные бумаги, обеспеченные лизинговыми контрактами, - рассказывает ведущий специалист МФ Денис Аксенов. - К сожалению, остальные операторы этого рынка пока такого рейтинга не имеют, поэтому мы не планируем выходить за рамки выбранной стратегии». В июне этого года МФ стала победителем на право поставки РЖД в лизинг пассажирских вагонов на сумму 7,9 млрд рублей. В компании уверяют, что планы по рефинансированию данных контрактов уже имеются.

Механизм секьюритизации заинтересовал многих участников рынка и в будущем это позволит снизить стоимость заимствований для отечественных ЛК и сделает финансовую аренду более доступной.

Что иностранцу хорошо, того в России нет.

Отечественный рынок ЛЖТ можно назвать сформировавшимся. «Этап его зарождения и бурного роста закончился», - считает генеральный директор «Брансвик Рейл Лизинг» Владимир Лелеков. Игроки рынка постепенно расширяют сферу влияния, работают над улучшением качества услуг, стали более чутко реагировать на потребности рынка. Как уверяет Дмитрий Кожевников, железнодорожное направление в лизинге останется лидером при некотором снижении темпов роста и ужесточении конкуренции. Ведь теперь заметную активность проявляют компании, созданные с участием иностранного капитала. Денис Аксенов прогнозирует в этом году 30-процентный рост рынка железнодорожного лизинга. В следующие несколько лет произойдет падение темпов - рынок будет увеличиваться не более чем на 20% в год. По мнению Владимира Лелекова, перемены будут связаны с изменением качества предлагаемых услуг. Компаниям придется увеличивать сроки предоставления подвижного состава в финансовую аренду, изменять в угоду клиентам график платежей и усложнять структуру лизинговых операций. Также произойдет рост популярности новых видов сделок, распространенных за рубежом (оперативный и возвратный лизинг). Правда, пока в России оперативного лизинга вообще нет, а возвратный вызывает слишком много вопросов у фискалов. Между тем, например, в США договоры оперативного лизинга занимают 75% от общего количества контрактов финансовой аренды в сфере железнодорожного оборудования.

Неокупанты

Основные проблемы рынка ЛЖТ - необоснованные налоговые претензии к лизингодателям, особенно в части возмещения НДС, недостаточная информированность потребителей о лизинге и повышение стоимости техники и оборудования. Кроме того, мощности российских и украинских вагоностроительных заводов сильно ограниченны и уже не в состоянии удовлетворить спрос на контейнеры, платформы и локомотивы. Цены на подвижной состав растут быстрее, чем доход от их эксплуатации. А чем выше стоимость техники, тем дольше она окупается. По словам специалистов, приобретенный сейчас вагон будет окупаться в среднем за 15 лет, а платформа - за 12-14 лет. Такие сроки не вписываются в рамки лизинговых договоров, которые в данной отрасли заключаются на 6-8 лет. Пока увеличить срок лизингодатели не могут, так как многие не имеют столь «длинных» ресурсов.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль