Опасная зона

75
Риски. Конкуренция на рынке строительного лизинга вынуждает операторов обслуживать фирмы, бизнес которых непрозрачен. При досрочном расторжении договора по вине клиента предмет финансовой аренды может не покрыть убытков.
Лизинг строительной техники (ЛСТ) пока не получил широкого распространения. «Лишь несколько компаний специализируются на данном виде бизнеса, - рассказывает менеджер департамента финансовых, инвестиционных и страховых компаний «БДО Юникон» Лариса Ефремова, - но в основном это кэптивные фирмы, являющиеся структурными подразделениями холдингов, занимающихся дистрибуцией и производством строительного оборудования. Однако рынок развивается, и на нем постепенно набирают вес независимые лизингодатели. «Государство определило в качестве своих стратегических целей строительство доступного жилья, модернизацию автодорог и развитие частно-государственного партнерства, поэтому перспективы у рынка строительного лизинга огромные», - считает начальник отдела маркетинга и рекламы группы компаний «Балтийский лизинг» Евгений Рафаленок.

Связи сильнее умения.

Однако пока рынок ЛСТ развивается слабо. Ему мешают общие проблемы строительного комплекса. «Избыточное количество проверяющих инстанций, непрозрачность процедуры распределения подрядов, отсутствие четких правил игры, - говорит генеральный директор лизинговой компании «Медведь» Павел Голубков. - Бизнес строительной компании (СК) сегодня сильнее зависит от наличия связей с чиновниками, чем от умения и желания работать». Как следствие застройщикам сложно планировать свою деятельность, а ведь это ключевой фактор для привлечения таких долгосрочных инвестиций, как лизинговое финансирование. Да и лизингодатель при сотрудничестве с СК несет большие риски, чем, скажем, при заключении договора с получателями автотранспорта. По словам Ларисы Ефремовой, бизнес застройщиков непрозрачен - используется дешевая рабочая сила, получаются необоснованные сверхприбыли. Чтобы хоть как-то наладить сотрудничество с такими клиентами, лизингодателям приходится оценивать перспективность проектов застройщиков по неформальным критериям. Как признается Павел Голубков, это сильно помогает в работе и дает возможность развивать отношения даже без наличия у клиента системы бизнес-планирования. Однако такой подход лизинговые компании (ЛК) применяют на свой страх и риск. На строительном рынке много фирм-однодневок, которые вообще не хотят раскрывать результаты своей деятельности. С ними работать почти невозможно. Ведь для ЛК здесь слишком высок риск не только не получить прибыль, но и не вернуть собственных инвестиций. Что еще хуже - может пострадать кредитная история лизингодателя, ведь он сам получает финансирование от российских и зарубежных банков.

Подержал - верни.

Конечно, ЛК может расторгнуть контракт с неплательщиком и покрыть убытки, продав переданные объекты. Однако быстро сделать это не получится. Ведь в России вторичный рынок предметов лизинга (за исключением автомобилей) почти не развит. Проблема решалась, если бы продавцы техники выкупали бы ее обратно при досрочном расторжении договора. Однако почти никто не соглашается брать назад строительное оборудование - даже по минимальной цене. Оно и понятно: как рассказала Лариса Ефремова, основной причиной срыва лизинговой сделки в строительной отрасли является неудовлетворенность клиента качеством поставленной техники или ее производственными параметрами. Поставщики же, заранее понимая, что их продукцию им скорее всего вернут, любыми путями пытаются отказаться от обратного выкупа. Евгений Рафаленок оправдывает продавцов тем, что обратный выкуп и дальнейшая реализация не являются их основным бизнесом. Но, как отмечает Евгений Рафаленок, серьезные игроки практически никогда не отказывают компании в подписании договора, где предусмотрен возврат предмета лизинга. Всего 3-4 года назад автодилеры неохотно принимали обратно машины, а сегодня они не только без проблем дают гарантии обратного выкупа, но и появились фирмы, специализирующиеся на продаже подержанных авто. Возможно, по такому же сценарию впоследствии разовьются события и на рынке ЛСТ.

Прямая зависимость.

Строительный комплекс в России растет ударными темпами, что позволяет надеяться на активное развитие ЛСТ, который со временем примет более цивилизованные формы. Пока этому мешает в том числе и несовершенство законодательства. После выхода в 2005 году закона о долевом строительстве многим застройщикам пришлось заморозить новые проекты и платежеспособность СК упала. Постепенно ситуация выровнялась, но ухудшилась в этом году после принятия поправок, запрещающих девелоперам собирать деньги с дольщиков, пока не будет выполнен целый ряд длительных процедур. Впрочем, на рынок коммерческой недвижимости 214-й закон не повлиял. «Среди наших клиентов есть организации, занимающиеся строительством дорог и метро, возведением мостов и тоннелей, восстановлением уникальных объектов, ремонтными подрядами, строительством офисных зданий, - рассказывает Павел Голубков. - Все эти направления успешно развиваются. Видимо, поэтому мы не чувствуем никакого падения спроса на наши услуги со стороны столичных СК». Но еще не известно, какие нововведения ожидаются впереди.

Строительная техника обладает высоким уровнем ликвидности и всегда интересна как предмет лизинга. Поэтому усиление конкуренции в секторе ЛСТ неизбежно. Чем выше будет уровень соперничества между лизингодателями, тем более выгодные условия им придется предлагать для привлечения клиентов. По словам начальника инновационного отдела «Интерлизинга» Антона Зольникова, в будущем на рынке строительного лизинга будут лидировать фирмы, которые смогут предложить застройщикам все способы поставки техники: с помощи прямой покупки, аренды, оперативного и классического финансового лизинга. Особо нуждаются СК в оперативном лизинге, так как он позволяет периодически обновлять парк техники. Ведь морально устаревшее оборудование, даже если находится в исправном состоянии, отличается повышенным потреблением энергии и топлива. Что снижает доходы застройщика и удорожает конечный продукт - квадратный метр жилья. Кроме того, многие застройщики не могут купить или взять в финансовую аренду всю необходимую технику. Часть ее, например краны, экскаваторы и бульдозеры, требуются в течение ограниченного периода времени и только на определенном этапе строительства. В рамках оперативного лизинга всю технику можно вернуть по окончании договора, но пока данный вид финансовой аренды в России законодательно не определен.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль