Прокат лошадиных сил

59
Транспорт. В России лизинг автомобилей растет быстрее всех других видов финансовой аренды. Конкуренция в данном сегменте очень жесткая: для привлечения новых клиентов применяются все возможные способы.
В относительных показателях автолизинг растет быстрее, чем весь рынок финансовой аренды вместе взятый. За последние пять лет объем ежегодно заключаемых договоров лизинга в России увеличился в 7,5 раза, а среднегодовой рост составил около 45%. Автолизинг прирастает в среднем по 70% в год, а в 2005-м был достигнут рекордный прирост - 104%. За пять лет удельный вес автолизинга на рынке увеличился в 2,5 раза - с 10 до 25%.

По мнению начальника отдела маркетинга «Лизингпромхолда» Светланы Кудряшовой, такой эффект объясняется тем, что машины могут служить хорошим обеспечением лизинговых и сопутствующих им кредитных сделок. Ведь автомобили обладают высокой ликвидностью и относительно небольшой ценой по сравнению, например, с производственным оборудованием. Как добавляют в «Главлизинге», финансовая аренда авто не требует дополнительного обеспечения (в других видах лизинга могут потребоваться поручители), а застрахованные транспортные средства служат достаточной гарантией заключенного контракта.

В ближайшее время рост рынка продолжится. Ведь уровень развития отечественного автолизинга все равно ниже, чем в развитых странах. Например, в 2005-м в Европе в лизинг было взято легковых автомобилей на сумму почти $90 млрд. В России аналогичный показатель составил всего $0,7 млрд.

«Российские объемы лизинга автомобилей как доля от общего объема продаж несравненно ниже, чем на Западе и в Восточной Европе, например в Чехии или Словакии, - рассказывает директор по развитию бизнеса «Европлана» Александр Михайлов. - За рубежом активно развит лизинг для частных лиц, у нас же это запрещено, а отечественные компании и индивидуальные частные предприниматели чаще прибегают к прямым покупкам или более привычным кредитам». Однако и в России, и в развитых странах автолизинг занимает лидирующие позиции на рынке по количеству заключенных сделок. Как уверяет Светлана Кудряшова, отечественные показатели стабильно и с достаточно большой скоростью приближаются к европейскому уровню, причем потенциал роста российского автолизинга достаточно велик.

Все средства хороши. Как уверяют аналитики, через несколько лет финансовая аренда как форма обновления и пополнения автопарка транспортных предприятий станет основной и в России, а к 2010 году развитие отечественного автолизинга достигнет уровня стран Западной Европы. В борьбе за клиента лизинговые компании (ЛК) будут вынуждены улучшать условия контрактов и снижать свою доходность. Поэтому, как предполагают в «Главлизинге», основной тенденцией развития автолизинга будет появление высокотехнологичных недорогих совместных программ, инициированных лизинговыми, страховыми и дилерскими фирмами. Кроме того, некоторые ЛК получили доступ к дешевому и «длинному» западному финансированию, а это тоже неминуемо отразится на ставках. На рынке уже появились предложения по специальным программам «беспроцентного» или «низкопроцентного» лизинга. Такие услуги лизингодатели могут предоставлять за счет договоренностей о скидках с дилерами, производителями и поставщиками авто, которым нужно наращивать продажи. Схема работы похожа на сотрудничество банков и торговых сетей, когда покупатель может получить товар в кредит под минимальный процент или в рассрочку, а проценты по ссуде спонсирует магазин, которому нужно увеличить торговый оборот. Вот и ЛК за счет скидок, предоставленных дилерами и производителями, сдает машину в лизинг по «сниженным ценам». Правда, с каждым партнером лизингодатель договаривается индивидуально, поэтому по спецпрограммам предлагаются автомобили только определенных марок и моделей.

Однако есть на рынке и другие программы, которые полностью ориентированы на клиента. В них марка авто может быть любой, а условия лизинга стандартизированы. Здесь можно провести параллель с кредитованием на неотложные нужды - покупай что хочешь, но дадут тебе строго фиксированную сумму и на закрепленных в этой программе условиях, которые изменять под конкретного клиента не будут.

По такому принципу работают программы экспресс-лизинга автомобилей и так называемый лизинг без оценки финансового состояния клиента (БОФС). Программы экспресс-лизинга позволяют получить авто в финансовую аренду за несколько дней, а решение о заключении сделки принимается лизингодателем за 10-15 минут после того, как клиент заполнил анкету. Такая скорость обеспечивается за счет применения скоринга. Однако при его использовании лизингодатель не проводит тщательной оценки клиента, а значит, риск по сделке повышается. БОФС для ЛК еще опаснее, так как лизингодатель принимает в расчет «серые» доходы клиента, не подтвержденные официальными документами (скоринг в лизинге учитывает только официальные доходы). Лизингодатели пытаются хоть как-то застраховаться, поэтому стоимость и размер авансового платежа по БОФС чуть выше, чем у других предложений по лизингу. Пока программы БОФС есть только у нескольких ЛК, в их числе «Парекс лизинг», «Каркаде», «Кредитинвестэксперт» и др. Однако с усилением конкуренции БОФС будут осваивать все большее количество лизинговых фирм. Ведь до сих пор многие российские компании, особенно представители среднего и мелкого бизнеса, скрывают часть своих доходов.

Расширение географии. Конкуренция в автолизинге вынуждает ЛК не только изменять качество и стоимость услуг, но и осваивать регионы. Ведь Петербург и Москва уже почти насыщены подобными предложениями. По словам генерального директора лизинговой компании «Камаз» Альфии Гарифуллиной, для Приволжского, Южного, Уральского и Сибирского федеральных округов уже сейчас характерна ситуация, когда сетевые лизинговые операторы Москвы и Петербурга создают филиалы и представительства во всех более или менее крупных городах. «Наша компания активно осваивает региональный рынок. А одним из основных предлагаемых продуктов является автолизинг, - признается Светлана Кудряшова из «Лизингпромхолда». - В декабре 2006 года мы открыли филиалы в Сургуте и Ростове-на-Дону, в марте 2006-го - в Челябинске, в августе 2006-го - во Владивостоке». Как признаются столичные лизингодатели, особенных трудностей при завоевании нового рынка они не испытывают. Этому способствуют и рост количества региональных дилеров, и развитие местных предприятий и предпринимателей. Негативные моменты в региональной лизинговой экспансии тоже есть. По словам Александра Михайлова, компания «Европлан» столкнулась с отсутствием машин у региональных дилеров. Развитию бизнеса препятствовало не отсутствие клиентов, а недостаток продаваемых в регионе авто, которые и без лизинга пользовались там повышенным спросом.

На ручнике. Несмотря на рекордный рост автолизинга, этот бизнес все еще сдерживают некоторые препоны, например трудности при регистрации автомобилей в ГАИ. Так, если лизингополучатель сам решает поставить на учет транспортное средство, он может столкнуться с дополнительными требованиями со стороны инспекции. По словам Александра Михайлова, некоторые сотрудники ГАИ в дополнение к договору лизинга просят предъявить доверенности на управление транспортными средствами. В России необходимо упростить порядок регистрации, снятия с учета, а также эксплуатации служебных машин, как это уже было сделано в Восточной Европе.

Немало проблем у ЛК возникает при работе с малым и средним бизнесом. Как признается Светлана Кудряшова, несмотря на стремительное развитие рынка, до сих пор многие потенциальные клиенты из упомянутого сегмента недостаточно осведомлены об инструменте финансовой аренды. Кроме того, ЛК становится все труднее исполнять небольшие сделки, потому что банки, которые их кредитуют, в основном ориентированы на финансирование крупных проектов. Да и объем кредитных ресурсов у банков небесконечен. «Увеличивать ссудные лимиты можно лишь до определенного предела, а дальше приходится искать альтернативные источники финансирования», - сетует Альфия Гарифуллина.

Есть и законодательные трудности. Дело в том, что сейчас нет юридической основы для развития оперативного лизинга, ведь даже определение этого вида бизнеса в законе о финансовой аренде не прописывается. «По Гражданскому кодексу для работы с оперативным лизингом мы имеем лишь определение договора аренды, что не позволяет проводить ускоренную амортизацию предмета сделки, как в случае с финансовым лизингом, и не предполагает налоговых льгот», - объясняет Альфия Гарифуллина.

Машина за полцены. Оперативный лизинг (ОЛ) в России присутствует либо в виде простой аренды, лишенной всех преимуществ лизинга, либо в виде обычного финансового лизинга с последующей продажей машины на вторичном рынке. При ОЛ платежи получаются намного меньше, чем при финансовой аренде, ведь машина не переходит в собственность клиента, а возвращается лизингодателю. Таким образом, оперативный лизинг позволяет получить более дорогой автомобиль и регулярно обновлять парк транспорта. Однако пока в России ОЛ широкого применения не получил - в основном такие сделки заключаются «дочками» крупных иностранных лизинговых компаний или производителями машин. На рынке грузового транспорта вообще заключаются единичные сделки.

Об оперативном лизинге россияне узнали с приходом на отечественный рынок крупнейших многонациональных компаний. «Во многих странах мира есть специальные «положения о служебных машинах», которые запрещают компаниям осуществлять капитальные вложения в корпоративный транспорт, но его можно брать в оперативный лизинг», - пояснил Александр Михайлов.

Первые сделки псевдооперативного лизинга машин стали проводиться в России еще в 1998 году, через год после принятия закона о лизинге. Примерно в то же время корпорация Ford запустила свою программу, и сейчас ею пользуются уже не только иностранцы. Некоторые российские фирмы, оценив преимущества ОЛ, тоже взяли его на вооружение. В последнее время на рынке набирают популярность программы комплексного обслуживания, когда в рамках лизинговой сделки предоставляются дополнительные услуги, например, по страхованию машины, ее регистрации, техническому обслуживанию.

Однако большинство отечественных компаний по-прежнему смотрят на оперативный лизинг исключительно как на способ приобретения автомобиля в рассрочку, упуская из виду его основное преимущество - неполную выплату стоимости машины. То есть клиент в лизинговых платежах погашает только часть суммы, в которую был оценен автомобиль. Оставшиеся 25-50% можно не выплачивать, но тогда машина возвращается лизингодателю. Некоторые ЛК работают по системе трэйд-ин (от английского trade in - отдать старую вещь в счет покупки новой), когда по окончании договора машина возвращается лизингодателю, а клиент получает новое авто и заключает новый договор лизинга. Если же фирма-лизингополучатель получает автомобиль в собственность, она может продать его по остаточной стоимости, мотивировав таким образом своих лучших сотрудников, ведь никто не прочь получить не слишком подержанную машину за треть, а то и за четверть от первоначальной стоимости. Некоторые организации изначально берут автомобили в лизинг, чтобы потом передать наиболее ценным сотрудникам (как правило, это руководство компании).

Мгновенная оценка

Скоринг обеспечивает автоматическое принятие решений - программа быстро и точно определяет группу риска, в которую попадает клиент. На основе этих данных лизингополучателю сразу же выставляется коммерческое предложение. Однако внедрить скоринг стоит довольно дорого, поэтому широкого распространения в лизинговой отрасли он пока не получил. Сделать такую систему очень сложно - нужна огромная статистическая база: а где ее взять? Ведь информацией о сделках посторонние лизингодатели не поделятся, опасаясь потерять клиентов. Так что если в багаже фирмы мало сведений о контрактах финансовой аренды, то и система скоринга работать не будет.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль