Через тернии к ERP

65
Проект. «Русал» завершил внедрение ERP-системы на базе SAP R/3 на своих российских алюминиевых заводах. Автоматизация, несмотря на масштаб проекта, проводилась собственными силами.

Создание корпоративной системы управления в «Русале» завершилось вполне благополучно. Уже автоматизировано 2,5 тыс. рабочих мест на четырех российских заводах. Этот этап проекта обошелся холдингу в $14 млн. Система позволяет ежемесячно производить 520 тыс. логистических и 350 тыс. финансовых операций. Удивительно, ведь компания почти полностью отказалась от услуг профессиональных подрядчиков. Они привлекались лишь для решения точечных задач и при этом следовали доскональным инструкциям заказчика. Внедрение SAP R/3 «Русал» начал в августе 2002 года, пригласив специалистов из PricewaterhouseCoopers. Предполагалось, что они займутся созданием пилотной версии системы для Красноярского алюминиевого завода. Проект начинался по стандартной схеме. Но затем контракт был расторгнут, а консультантов PWC «Русал» попросту перекупил.

Бывшие работники PWC составили костяк двух внедренческих команд. Одну планировалось направить на автоматизацию центрального офиса, вторую — на КрАЗ. Руководство завода долго сопротивлялось, не желая отпускать на проект специалистов, например, из финансового отдела. В итоге непосредственное внедрение на КрАЗе началось в декабре 2003 года — спустя почти полтора года после начала проекта. В январе 2004-го совершенствовались и тестировались «сырые» подсистемы, а с февраля решение было введено в эксплуатацию. Самостоятельное внедрение обернулось огромным количеством проблем. Особенно сложно было в первые четыре месяца. Например, планировалось, что отчетность будет создаваться по итогам каждого месяца. Но на деле этого не происходило, несмотря на правильное выполнение промежуточных операций со счетами. Пришлось заново отлаживать каждый шаг алгоритма.

На время внедрения системы на КрАЗе московское направление было законсервировано: на заводе потребовались усилия обеих команд. Работы в центральном офисе возобновились весной 2004 года. Противодействие центрального аппарата оказалось еще сильнее, чем периферии. Тогда было решено изменить тактику и сначала «окружить» центральный офис решениями SAP, а потом уже внедрять там систему.

После завершения пилотного проекта на КраЗе подошла очередь Новокузнецкого, Братского и Саяногорского алюминиевых заводов. Одновременно были запланированы внедрения на еще строящемся Хакасском алюминиевом предприятии и Николаевском глиноземном заводе (Украина). Сопротивление заводов исчезло как по мановению волшебной палочки: финансовые директора предприятий буквально выстроились в очередь на внедрение. Выбор был сделан в пользу НкАЗа. Во время проекта на этом заводе, начавшегося в ноябре 2004 года, некоторые функции были усовершенствованы. Ввод системы в Новокузнецке в эксплуатацию состоялся в январе 2005 года, но отладка и окончательный отказ от старых программных продуктов заняли еще полгода. Следующие проекты прошли менее болезненно, заняв в среднем по 3-4 месяца.

Естественно, любое внедрение подразумевает обучение персонала работе в новой системе. В этот момент проявлялась индивидуальность финансовых служб. Разнообразие подходов соответствовало количеству заводов. Например, у каждого из них оказался свой уникальный перечень вспомогательных материалов. Проектной команде пришлось насаждать единообразие понятий, которое порой выливалось в споры между предприятиями. В итоге опять пришлось изменить подход к подготовке внедрений. Чтобы снизить сопротивление, перед автоматизацией предприятия проводилась «моральная обработка» — демонстрация с объяснениями в течение двух месяцев работы системы.

Автоматизацию всех крупных российских предприятий «Русала», включая центральный офис, планируется завершить до 2007 года. Затем SAP будет внедряться на алюминиевом заводе Alscon в Нигерии и боксито-глиноземном комплексе Friguia в Гвинее.

 

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль