ИНОСТРАНЦЫ В РОССИИ Запах денег

53
Глобализация. Большинство иностранных компаний остаются верными себе и не вкладывают деньги в Россию. Зато зарубежные холдинги, рискнувшие купить или создать предприятие, «снимают сливки» с российского рынка.
ИНОСТРАНЦЫ В РОССИИ Запах денег ИНОСТРАНЦЫ В РОССИИ Запах денег ИНОСТРАНЦЫ В РОССИИ Запах денег ИНОСТРАНЦЫ В РОССИИ Запах денегИНОСТРАНЦЫ В РОССИИ Запах денегИНОСТРАНЦЫ В РОССИИ Запах денегИНОСТРАНЦЫ В РОССИИ Запах денег

Самым ярким примером того, как можно зарабатывать большие прибыли на территории площадью 1/6 часть суши, является опыт пивоваренных компаний и табачников. В России, как известно, курили много, а продолжают курить еще больше. В то время, когда во всем цивилизованном мире борются против этой вредной привычки, у нас единственной защитой, ограждающей потенциального курильщика от пагубного пристрастия, является надпись «Минздрав предупреждаетѕ». Естественно, табачные концерны не могли не воспользоваться данной ситуацией и скупили всю табачную отрасль. А результат говорит сам за себя. Например, у «Филип Моррис Ижора» чистая рентабельность составляет 29,5% при выручке в 28,4 млрд рублей.

В отличие от табачников иностранные пивоваренные концерны фактически создали спрос на собственный продукт, сделав его модным товаром в среде молодежи. Массированная реклама привела к тому, что население России «стало ходить за "Клинским"», а не за водкой. Иностранные пивовары вошли во вкус и стали присматриваться к немногочисленным независимым российским производителям, акционеры которых удачно воспользовались начавшейся консолидацией и продали свои активы на пике стоимости. Повезло не всем. Совладельцы «Красного востока» затянули с выбором покупателя, и итоговая цифра сделки оказалась в два раза меньше той величины, на которую они могли бы рассчитывать годом ранее. А «Очаково», оставшееся единственным крупным отечественным производителем пива, держит «круговую оборону» и пытается работать на смежных рынках. У предприятия чистая прибыль в 2005 году равнялась 184 млн рублей, а у лидера российской пивоваренной промышленности - «Балтики» - 6,7 млрд рублей.

Если пивной рынок консолидирован, то розничную торговлю можно охарактеризовать веским словом «целина». Хотя Москва и Санкт-Петербург уже похожи на «хорошо обработанную пашню», где найдется место не для каждого. Тем не менее даже сами розничные компании утверждают, что на рынке пока можно работать спокойно, так как настоящая конкуренция еще не началась.

А лет пять назад в деловых СМИ регулярно выходили материалы о том, что вот-вот в Россию придут западные торговые сети, которые в порошок сотрут местную розницу. Но местный бизнес легко пережил «удар по ценам» от Auchan, да и приход Metro не вызвал сильной нервной реакции. Пока эти две иностранные компании наравне с российскими сетями участвуют в разделе «пирога», другие зарубежные фирмы должны решать, что им делать. Вариантов всего два: либо выходить на рынок и покупать долю, либо отказываться от экспансии в Россию. Если они выберут первое, то затраты на сделку могут составить от $1 млрд, так как розничные сети очень высоко оцениваются инвесторами. Года три назад «входной билет» на российский рынок обошелся бы на порядок дешевле.

Аналогично развивается ситуация и в банковском секторе, где среди крупных игроков присутствуют только три иностранные «дочки» - Международный московский банк, «Райффайзенбанк Австрия» и Ситибанк, которые уже достаточно давно ведут бизнес на российском рынке. Что остается зарубежным финансистам? Либо покупать банк из топ-50 кредитных организаций России (желательно с более или менее развитой филиальной сетью), либо ограничиться приобретением небольшого банка и дальше его развивать, на что потребуются как деньги, так и время. И не факт, что построенный бизнес будет очень успешным. Реклама «Хоум кредит энд финанс банка» (ХКФБ) при его выходе на российский рынок сделала свое дело - в кредитную организацию потянулись клиенты. Но банк «Русский стандарт», основной конкурент ХКФБ, по-прежнему на один шаг впереди.

И в заключение необходимо остановиться на автомобильной промышленности. Если присмотреться к финансовым показателям «Форд мотор компани» (в 2005 году чистый убыток компании составил 60 млн рублей, годом ранее доход равнялся 332 млн рублей), то следует задать вполне резонный вопрос: куда же делись обещанные «золотые горы». И тут же ответить: просто не все думают в категории, что бизнес должен за три года окупиться и его тут же можно будет продать. Ford создает задел на будущее, а время большой прибыли обязательно придет.

КРУПНЕЙШИЕ ИНОСТРАННЫЕ КОМПАНИИ

Место Компания Специализация Выручка в 2005 г., млн руб. Чистая прибыль в 2005 г., млн руб.
1 Метро кэш энд керри Розничная торговля 53 834 2817
2 Тойота Мотор Оптовая торговля 50 664 1790
3 Ашан Розничная торговля 42 359 1703
4 Форд мотор компани Автомобили и компоненты 39 203 -60
5 Пивоваренная компания Балтика Алкоголь и напитки 34 359 6694
6 Филип Моррис Ижора Табачная продукция 28 446 8386
7 Нестле Фуд Оптовая торговля 27 267 -271
8 Фольксваген груп Рус Оптовая торговля 24 602 545
9 Сан Интербрю Алкоголь и напитки 23 627 497
10 Марс Продукты питания 20 289 2258
11 Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия Алкоголь и напитки 17 637 1513
12 Каспийский трубопроводный консорциум-Р Транспорт 16 881 -10 450
13 СП Бизнес кар Розничная торговля 15 998 838
14 ДаймлерКраслер автомобили Рус Оптовая торговля 15 504 413
15 ИКЕА Мос Розничная торговля 15 475 -773
16 Юнилевер СНГ Оптовая торговля 14 268 420
17 Монди бизнес пейпа Сыктывкарский ЛПК Лес и деревообработка 14 214 1220
18 Эйвон бьюти продактс компани Оптовая торговля 14 137 2154
19 Рамэнка Розничная торговля 14 114 41
20 Петро Табачная продукция 13 642 -59
21 БМВ Русланд трейдинг Оптовая торговля 13 260 1260
22 Сименс Оптовая торговля 13 071 2203
23 Тетра пак Упаковка 11 856 -53
24 Л'Ореаль Оптовая торговля 11 748 1740
25 Международный московский банк Банк 11 323 2993
26 Крафт фудс Рус Продукты питания 11 125 561
27 Райффайзенбанк Австрия Банк 10 832 2291
28 Проктер энд Гэмбл - Новомосковск Бытовая химия 10 796 577
29 Пивоварня Москва-Эфес Алкоголь и напитки 10 725 567
30 Автофрамос Автомобили и компоненты 10 621 -1513

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



Вас заинтересует

© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль