МТС раскрывает карту

93
Связь. Выручка ОАО «МТС» в 2005 году выросла на 29%. Что скрывают эти цифры? За ними стоит провал компании на двух ключевых рынках - доходы МТС в Москве и на Северо-Западе росли даже медленнее темпов инфляции.
Весной гендиректор макрорегиона МТС «Северо-Запад» Иван Золочевский заявил, что выручка его филиала по итогам 2005 года выросла на 24%. Цифра была растиражирована многими СМИ. Однако в американскую Комиссию по ценным бумагам и биржам (SEC) компания МТС, акции которой обращаются на Нью-Йоркской фондовой бирже, в июле представила совсем другие данные.

Как следует из формы 20F, выручка МТС на Северо-Западе выросла всего на 10,6%, что вдвое меньше, чем в среднем по России. И более чем втрое, чем рост сотового рынка в 2005 году (35%). МТС также призналась американским инвесторам в том, что на самом важном для нее рынке - московском - доходы в долларах росли еще хуже - всего на 10,2%. В «Вымпелкоме» сообщили, что прирост выручки на московском рынке составил в 2005 году 18%.

Особенно шокирующе финпоказатели МТС выглядят на фоне объемов подключений новых абонентов на Северо-Западе и в Москве. По данным ACM-Consulting, оператор в прошлом году смог увеличить число своих абонентов на Северо-Западе на 1,54 млн человек - с 2,927 млн человек до 4,523 млн человек. Выходит, что прирост числа пользователей на 55% принес компании всего 10,6% роста выручки, что ниже уровня инфляции на 0,3 процентных пункта. Выручка северо-западного лидера - «Мегафона» - увеличилась на 27%. Любопытно и то, что львиную долю прироста доходов на Северо-Западе МТС, похоже, потратила на привлечение новых абонентов. Стоимость подключения одного пользователя в целом по России у МТС составляет $18,8. Соответственно 1,54 млн абонентов могли обойтись компании в $29 млн, при том что рост выручки оказался равен всего $36,8 млн. На московском рынке абонентская база выросла на 35%, а выручка - на 10,2%. «Столь большой разрыв должен насторожить инвесторов. У МТС была существенная фора по финансовым показателям перед «Вымпелкомом», но в своем стремлении любыми путями сохранить лидерство по абонентам МТС растратила ее за год. Теперь никакой форы у МТС нет», - говорит аналитик ACM-Consulting Елена Саяпина.

«Качество абонентской базы МТС заметно снизилось за год - абоненты выговаривают бесплатные бонусы и потом не пользуются услугами оператора. Это черта насыщенного рынка, где свободных абонентов уже не осталось», - говорит аналитик «Уралсиба» Станислав Юдин. «Желая нарастить присутствие в регионе, компания привлекала низкодоходных абонентов, которые приносили низкий маржинальный доход. В итоге ARPU МТС в Петербурге в 2005 году действительно резко снизилось - с $11 до $7», - говорит аналитик iks-Consulting Маргарита Зобнина.

Впрочем, в МТС довольны итогами своей работы на ключевых российских рынках. «Данный рост выручки нельзя назвать плачевным. В целом по компании с учетом зарубежных филиалов выручка в 2005 году по сравнению с 2004 годом выросла на 28,9%. Такой рост был показан благодаря Украине (+44,4%). Это объясняется тем, что в России сотовый рынок приблизился к стопроцентному насыщению, а на Украине потенциал для роста еще был», - говорит пресс-секретарь макрорегиона «Северо-Запад» МТС Наталья Маркова. Помимо зарубежной деятельности МТС, заметный прирост бизнеса дали макрорегионы «Юг», «Дальний Восток» и «Сибирь» (см. диаграмму).

В любом случае МТС необходимо отдать должное. Американским инвесторам компания не постеснялась представить свои малоубедительные показатели на Северо-Западе и в Москве. Хотя вполне могла этого не делать, прописав в форме 20F лишь консолидированные итоги работы, как, например, это делает «Вымпелком».

По поводу цифры, озвученной Иваном Золочевским, в МТС заявили, что тот никого не хотел обманывать: «Согласно официальным финансовым результатам МТС по итогам 2005 года, доходы компании в Северо-Западном регионе выросли на 10,6% по сравнению с 2004 годом. Это так называемый органический рост. Однако в 2005 году в управленческую структуру макрорегиона «Северо-Запад» были переданы филиалы ОАО «МТС» в Республике Коми и Псковской области. С учетом этих присоединений рост выручки макрорегиона «Северо-Запад» составил даже не 24%, а 28,8%. Это так называемый неорганический рост. Господин Золочевский говорил о неорганическом росте выручки», - пояснили в МТС.

* Редактор отдела «бизнес-финансы» «КоммерсантЪ-Санкт-Петербург» специально для журнала «Финанс.»

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль