Инвесторы причалили

70
Консолидация. В портовой отрасли формируются два крупнейших холдинга. Один принадлежит компаниям, близким к металлургическому магнату Владимиру Лисину, второй создается на базе Новороссийского морского торгового порта.
Почти все крупные металлургические холдинги обзавелись портами для сбыта продукции: «Мечелу» принадлежат Посьет и Камбарка, Магнитогорскому металлургическому комбинату (ММК) - Владивостокский и Ейский морские порты, холдингу «Евраз груп» - Находкинский порт. Но акционер Новолипецкого металлургического комбината (НЛМК) Владимир Лисин решил не останавливаться на покупке 1-2 компаний и занялся созданием инфраструктурного холдинга, в который войдут порты и терминалы.

Значительная часть экспорта НЛМК проходит через четыре порта: Санкт-Петербургский, Туапсинский, Таганрогский и Калининградский. В ноябре 2005 года кипрская офшорная компания Chupit Ltd, аффилированная с Владимиром Лисиным, приобрела на торгах у государства 49% акций морского порта «Санкт-Петербург», доведя свою долю до 100%. Кроме того, НЛМК принадлежит 69,4% акций Туапсинского морского порта, которые вскоре перейдут как непрофильный актив к структурам, близким Владимиру Лисину. А на прошлой неделе стало известно, что компания Chupit Ltd купила 60% акций Таганрогского морского торгового порта (ТМТП). Аналитики считают, что сумма сделки не превысила 1 млрд рублей.

Помимо НЛМК на ТМТП претендовали Трубная металлургическая компания и ММК. По мнению экспертов, за победой НЛМК стоит не только предложенная цена. «Я уверен, что планы Владимира Лисина получили одобрение у наших отраслевых ведомств», - заявил «Ф.» аналитик Rye, Man & Gor Securities (RMG) Олег Судаков. С ним солидарен аналитик ИК «Проспект» Дмитрий Парфенов: «НЛМК является открытым и понятным для государства холдингом, вследствие чего кандидатура Владимира Лисина предпочтительна». Напомним, что еще в мае Федеральная антимонопольная служба выдала Chupit Ltd разрешение на покупку до 80,3% акций ТМТП, хотя предприятие является стратегическим (государству принадлежит блокирующий пакет акций порта) и на 2006 год его приватизация не намечена. Между тем аналитики сходятся во мнении, что инфраструктурный холдинг Владимира Лисина будет сформирован уже в 2006 году.

Планы по созданию холдинга есть и у Инвестсбербанка, который совместно с «Уралсибом» владеет Новороссийским морским торговым портом (НМТП) и рядом стивидорных и сервисных компаний Цемесской бухты. 9 июня акционеры НМТП одобрили сделку объемом в $530 млн по доведению доли порта в этих предприятиях до контрольной. Для финансирования сделки НМТП получил в Сбербанке невозобновляемую кредитную линию с лимитом в $450 млн на срок от трех лет.

У компании далеко идущие планы - НМТП планирует разместить еврооблигации и выпустить американские депозитарные расписки 3-го уровня. Пока же акции НМТП торгуются в системе RTS Board, и аналитики называют их более «ликвидными» по сравнению с бумагами других семи портов, по которым спрэды превышают 100%. По оценке RMG, справедливая цена акций НМТП составляет около 6 центов, что примерно на 35% выше текущих цен.

Между холдингами НМТП и Владимира Лисина может возникнуть конкуренция на определенных направлениях, но жесткой она не будет, поскольку они разделены по специализации. Скорее им придется конкурировать с зарубежными портами Украины и Прибалтики. Ключевым преимуществом «россиян» является дешевизна железнодорожных перевозок: тариф компании «Российские железные дороги» на перевозку грузов до порта в полтора раза ниже, чем до границы. Но к 2009 году стоимость железнодорожных перевозок должна быть выровнена, что является одним из условий присоединения России к ВТО. Это может привести к перераспределению грузопотоков в пользу портов Украины и Прибалтики.

ГРУЗООБОРОТ КРУПНЕЙШИХ РОССИЙСКИХ ПОРТОВ

Порт Грузооборот в 2005 г., млн т Виды обрабатываемых грузов
Новороссийск 70,2 Нефть и нефтепродукты, навалочные грузы
Туапсе 20,0 Нефть, металл, генеральные и навалочные грузы
Восточный 19,7 Уголь, контейнеры, генеральные и навалочные грузы, лес
Мурманск 14,5 -Руда, продукция химической промышленности, апатитовый концентрат
Санкт-Петербург 13,1 Контейнеры, металлы, зерно
Находка 8,0 Металлы, генеральные грузы
Владивосток 7,5 Металлы, нефть, генеральные грузы, лес
Ванино 6,2 Навалочные грузы, металлы, руда, лес

Источник: Rye, Man & Gor Securitiesl

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль