Рисковые кадры

66
Рост. Кадровый голод в страховании создает условия для головокружительной карьеры. Дослужиться до топ-менеджера можно в кратчайшие сроки. Главное - выбрать правильный путь.
Ждать недолго. Молодой специалист в области страхования имеет хорошие шансы получить должность начальника отдела уже через 2-4 года безупречной работы, а стать генеральным директором спустя 7-10 лет. Столь благоприятная для реализации карьерных амбиций ситуация во многом обусловлена текущей рыночной конъюнктурой. Рынок растет за счет увеличения объемов реального страхования. Наращивают свое присутствие крупные иностранные операторы. Усложняется финансовая структура компаний. Все это обуславливает профессионализацию кадров. «Период бума, когда в страховой бизнес можно было прийти не только без соответствующего опыта, но и без специальных знаний, прошел», - отмечает заведующий кафедрой управления рисками и страхования экономического факультета МГУ Игорь Котлобовский. В этих условиях большинство компаний отдают предпочтение выпускникам со специализированным образованием. Такова общая картина. Вместе с тем перспективы и скорость построения карьеры зависят от выбранного направления.

Один из вариантов подразумевает подъем по административной лестнице, особенно удачным может оказаться старт в региональном подразделении крупной компании. Ведь многие из нынешних операторов рынка активно развивают филиальную сеть и остро нуждаются в управленцах. Сегодня специалисты говорят о смене поколений: если «старшие» зачастую были универсальными менеджерами, то «молодые» - это профессиональные страховщики с соответствующим опытом и образованием. «В 90-е годы российский страховой рынок поднимали 30-40-летние специалисты, многие из которых являлись новичками в страховании. Современный рынок требует повышенного внимания к кадровому резерву компаний, претендующих на лидерство. Именно это поколение через 10-15 лет станет финансовой элитой России», - говорит директор службы по работе с персоналом Военно-страховой компании Валерий Горбылев. Игорь Котлобовский отмечает возрастающую заинтересованность со стороны крупных компаний к студентам специализированных кафедр. В практику входят встречи представителей страховщиков со студентами, организуются практики, кафедры со своей стороны приглашают бизнесменов для чтения отдельных курсов.

Человек-брэнд. Вместе с тем банальное продвижение по карьерной лестнице step by step постепенно утрачивает свою актуальность. В последнее время более перспективным становится другой механизм профессионального роста: это уже не столько карьера в традиционном понимании этого слова, сколько формирование индивидуального брэнда работника. В условиях эволюции страховых технологий и обостряющейся конкуренции на рынке возрастает потребность в узкопрофильных специалистах, владеющих тонкостями определенных видов страхования. Цель молодого специалиста, рассчитывающего на успешную карьеру, состоит в том, чтобы в кратчайшие сроки стать «штучным» знатоком в своей области. Обычно такие профессионалы занимают позиции на уровне менеджеров среднего звена, однако именно за этими «головами» сегодня идет настоящая охота. «Они априори признаются кадровым резервом, поскольку обладают компетенциями, наличие которых критично для бизнеса в целом. Они могут не стремиться к руководящим должностям, но их ценность от этого меньше не становится. Их фамилии знают на страховом рынке, рекрутеры внимательно наблюдают за кадровыми перемещениями и настроениями данной категории специалистов», - отмечает начальник управления по работе с персоналом компании «Капиталъ Страхование» Елена Витчак. Спрос на таких специалистов сегодня очень высок, что провоцирует текучку кадров: набравшись опыта на позиции ведущего специалиста в одной компании, они зачастую переходят к конкурентам на должности начальников отделов, полностью курирующих свое направление. «Кадровый голод наблюдается во всех видах страхования, особенно остро операторы рынка нуждаются в андеррайтерах и менеджерах среднего звена. Кадровики следят за известными на рынке специалистами по отдельному профилю - мы переманиваем их друг у друга, а они, в свою очередь, используют сложившуюся ситуацию для карьерного роста. Сегодня на рынке можно наблюдать немало примеров, когда люди уходили из одной компании в другую, а потом возвращались обратно на более статусные позиции», - отмечает директор по персоналу группы «АльфаСтрахование» Екатерина Успенская.

Минимальный срок «выслуги» в одной компании составляет 3-4 года. За этот период можно реализовать несколько проектов, повысив свой личный рейтинг. «Важно выдержать время: с одной стороны, если компания останавливает индивидуальное развитие специалиста, то замыкаться на одном месте не следует, но с другой - лучше заработать максимально высокий статус рыночного специалиста, работая в одной компании, не прыгая с места на место. Такой подход зачастую сразу не окупается, но стратегически это самый верный путь», - говорит Екатерина Успенская. Иными словами, ситуация складывается таким образом, что показателем карьерного роста в страховании становится не столько должность и заработная плата специалиста, сколько его личный послужной список: профессиональная репутация, выраженная в количестве успешно проведенных сделок.

Врачи, инженеры, математики. Наиболее ценным «штучным» товаром на рынке страхового труда сегодня становятся специалисты, обладающие знаниями в смежных областях. Причем некоторые должности не подразумевают базового финансового образования. Так страховщики по-прежнему набирают на стартовые позиции в области андеррайтинга выпускников технических вузов, хотя предпочтение отдается все же тем, у кого есть «корочка» экономиста. «Сейчас возрастает спрос на специалистов с высшим образованием в области финансов и кредита, тем более что в большинстве престижных экономических вузов появились профильные кафедры страхования и риск-менеджмента, но андеррайтер, во всяком случае для меня - это прежде всего инженер, - отмечает главный андеррайтер компании «Энергогарант» Антон Легчилин. - Если взять способного инженера-строителя в отдел перестрахования и полгода-год потратить на обучение его страховым премудростям, то уже через год-полтора вы получите квалифицированного андеррайтера в области имущественного перестрахования». Помимо андеррайтеров сегодня наблюдается повышенный спрос на квалифицированных актуариев. «Индивидуальный брэнд» может иметь и талантливый продавец страховых услуг.

По прогнозам, дефицит кадров в страховании в ближайшие годы будет обостряться. Это связано с расширением деятельности зарубежных операторов на российском рынке и дальнейшим ростом реального страхования жизни. «Иностранные компании пристально следят за развитием ситуации. Я бы сказал, что те из них, кто готов работать с физическими лицами, в частности по «жизни», стоят в позиции «На старт! Внимание!» Развитие агентских сетей по этому виду только усилит кадровый голод», - отмечает Игорь Котлобовский. Представители иностранных компаний отмечают острую нехватку специалистов по «жизни», причем всех направлений: от продавцов до андеррайтеров. Но в то же время оптимизм по поводу перспектив этого бизнеса в России сдержан. «Специалистов действительно не хватает. Хорошо владея иностранным языком и обладая знаниями в смежных областях - математике или медицине, можно быстро сделать карьеру. Но прежде чем давать прогнозы, следует дождаться, пока сложатся необходимые условия для роста «жизни» как таковой: реальный конкурентный рынок и адекватная законодательная база», - характеризует ситуацию директор представительства Swiss Re по России и странам СНГ Александр Матвеев. l

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль