Пустая корзина

51
У экономистов и простых «пикейных жилетов» стало догмой, что рост доходов граждан обязательно приводит к повышению цен. Самое противное то, что эту точку зрения разделяет и министр финансов Алексей Кудрин. Поэтому бюджетная политика государства сводится к ограничению ассигнований, идущих непосредственно людям, любой ценой. Государство тратит огромные деньги - расходы бюджета на 2006 год запланированы в размере 4,3 трлн рублей ($160 млрд), но бюджетники влачат жалкое существование. Их потребительская корзина почти пуста.

Разумеется, наступают случаи, когда жадничать уже нельзя из соображений рейтинга или просто здравого смысла. Тогда государство увеличивает те или иные виды выплат и, пользуясь свободой слова, активно пиарит этот шаг по телевидению. Народ клоком шерсти доволен.

Мульти-пульти. Рост зарплат научных сотрудников РАН в два раза с мая - мера сколь необходимая, столь и недостаточная. Этот шаг государства превратил катастрофичное положение дел в РАН в просто очень плохое. Быть ученым (не получающим гранты) стало в два раза менее стыдно.

Между тем подобные шаги надо только приветствовать, поскольку любой рост доходов бедного населения приводит к мощному мультипликативному эффекту - деньги сразу идут на потребление, причем на потребление предпочтительное - самых необходимых, как правило, российских товаров. Выигрывает фирма - производитель товара, выигрывает фирма-продавец. Их сотрудники получат больше денег и пойдут в магазин, где купят товар другой фирмы. И так далее. Все участники цепочки заплатят больше денег в бюджет, за счет чего можно «проспонсировать» новую цепочку.

Дутая инфляция. Казалось бы, все должны быть счастливы. Знай себе запускай этот эффект из денег, которыми с бюджетом делятся сырьевики. Но не тут-то было. Чиновники уверены, что рост бюджетных расходов грозит стране финансовым катаклизмом. Действительно, инфляцию лишние деньги в экономике не снижают. Но почему они должны ее непременно увеличить?

С чего, скажите, компании «Пятерочка» повышать цены, если у нее станет больше покупателей? Поднимешь цены - покупатель уйдет в находящийся через дорогу «Южный двор» или «Авоську». А увеличение объема продаж в сети, напротив, является поводом для переговоров с производителем о снижении отпускных цен. Если рынок свободен, любой производитель с радостью продаст лишний товар по той же цене, что и до появления избыточного спроса. Ведь любая дополнительная единица товара приносит производителю больше прибыли. Обусловлено это экономией на масштабах производства. Постоянные издержки производителя просто «расписываются» на больший объем выпущенного товара. Рост продаж даже способен приводить к парадоксальному эффекту - снижению цен. Разумеется, работает это только если нет монополизма. А его на большинстве рынков нет.

Наконец, совсем не товары делают инфляцию высокой, а услуги ЖКХ и топливо, цены на которые зависят от правительственного регулирования, а не от количества денег в обращении. Итак, получается, что жесткая бюджетная политика сохраняет бедность, но не помогает победить инфляцию! Но мысль эта настолько крамольна для чиновников, что шансы на запуск масштабной стимуляции потребительского спроса путем назначения сколь-либо приличных выплат бюджетникам представляются минимальными. В этом плане исключением - смелым и радующим - выглядит обещанная президентом помощь в размере 250 тыс. рублей матерям, родившим второго ребенка. На фоне размеров остальных выплат щедрость беспрецедентная.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Опрос

Вы планируете менять работу в новом году?

  • Да, планирую 36%
  • Подумываю об этом 26.4%
  • Нет, пока никаких перемен 28%
  • Это секрет! 9.6%
Другие опросы

Рассылка



Вас заинтересует

© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Чтобы скачать файл, пожалуйста, зарегистрируйтесь

Сайт журнала «Финансовый директор» - это профессиональный ресурс для сотрудников финансовых служб и профессиональных управленцев.

Вы получите доступ не только к этому файлу, но и к другим статьям, рекомендациям, образцам регламентов и положений для управления финансами компании.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании
Прочитать книгу «Я – финансовый директор. Секреты профессии» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль