Люди пока не теряются

59
Счет. С тех пор как НПФ занялись обязательным пенсионным страхованием (ОПС), система персонифицированного учета усложнилась. «Ф.» попытался выяснить, не рискуют ли будущие пенсионеры потеряться в ней.
Поделившись накоплениями граждан с НПФ, Пенсионный фонд РФ вынужден был передать им и функции по ведению учета застрахованных. Впрочем, абы кого этими функциями не наделишь. Чиновники посчитали, что к ведению индивидуальных счетов в рамках ОПС готовы лишь те фонды, которые в 2004 году по негосударственным пенсионным программам обслуживали не менее 5 тыс. человек. Подразумевается, что с такими объемами НПФ могли справляться, имея на вооружении адекватные информационные технологии. Кстати, с 2009 года своеобразный учетный ценз повышается до 20 тыс. добровольно застрахованных.

В первый год работы негосударственных фондов с пенсионными накоплениями особых проблем в части персонифицированного учета никто в общем-то не ожидал. Они и не возникли. ПФР, озадачившись вопросом еще в середине 90-х, успел поставить систему на ноги. С рассылкой выписок из реестра застрахованных он также успешно справился. Благо поток граждан, решивших перевести свои средства в негосударственные фонды, оказался не таким уж плотным - от них поступило менее 300 тыс. заявлений.

Отдельные, пока еще робкие вопросы возникли у НПФ в ходе прошлогодней «переходной» кампании. Фонды, среди клиентов которых нашлись желающие перенаправить средства в другую «копилку», столкнулись с отсутствием стандартов передачи данных. «Пока «миграция» застрахованных из фонда в фонд или из НПФ в ПФР носит эпизодический характер (в прошлом году на такой шаг решились чуть более тысячи человек по всей России. - «Ф.»), сведения о них можно выписывать хоть на бумаге. Но потоки будут постоянно расти, и для того, чтобы автоматизировать обмен информацией, исключить ручной ввод данных, чреватый ошибками, предстоит перейти на единый формат их подачи», - предупреждает исполнительный директор Национального НПФ Людмила Гаврилова. Президент НПФ «Интеррос Достоинство» Сергей Борисов в свою очередь полагает, что особых проблем здесь возникнуть не должно: можно пользоваться формами, которые сегодня применяет ПФР при рассылке выписок из реестра. К тому же сам по себе массив информации по одному застрахованному небольшой: для того чтобы идентифицировать человека, достаточно знать его фамилию, имя, отчество, дату и место рождения, пол, страховой номер (прочие сведения НПФ получает непосредственно при заключении договора ОПС). К этим данным уже можно «привязывать» сумму пенсионных накоплений.

Тем не менее некоторые специалисты считают процесс «передачи» застрахованных из одного НПФ в другой слабым звеном в системе персонифицированного учета - дескать, контроль здесь ослаблен. Хотя негосударственные фонды обязаны сообщать ПФР и ФСФР обо всех фактах «миграции» клиентов, стандарты раскрытия подобной информации опять-таки отсутствуют. К тому же ФСФР она не очень-то интересна, поскольку служба не ведет персонифицированный учет, ПФР же в этих данных не слишком нуждается, потому что сам получает от будущих пенсионеров заявления о переводе накоплений. Единственное, что могло бы заинтересовать государственный фонд, так это размер средств, передаваемых из одного НПФ в другой. Но такие сведения в его распоряжение не поступают. По мнению Сергея Борисова, в этом нет ничего угрожающего. Ведь, если средства годами остаются в одном и том же НПФ, ПФР также остается в неведении относительно их текущего объема: перед будущими пенсионерами в этом случае отчитывается негосударственный фонд, а за сохранностью накоплений следит спецдепозитарий и ФСФР. Впрочем, существует одна тонкость: «входящие» в НПФ деньги поступают на специальный счет фонда, который спецдепозитарий «не видит» (он отслеживает движение средств по счетам управляющих компаний, обслуживающих НПФ).

Как раз в момент зачисления средств возникает риск ошибки и «потери» застрахованного. «Допустим, НПФ А «передает» своего клиента в НПФ Б и при этом допускает ошибку в написании его фамилии, - моделирует ситуацию Людмила Гаврилова. - В этом случае информационная система НПФ Б автоматически обнаружит несоответствие входящих сведений выписке из реестра застрахованных и возвратит данные вместе с «привязанными» к ним деньгами в НПФ А. Тот уже сам ищет, в чем просчитался». Но если фонд Б практикует ручной ввод данных и оператор забудет ввести клиента во внутреннюю учетную базу, ошибка обнаружится не сразу. Но все же обнаружится. Например, в ходе аудиторской проверки. Впрочем, Сергей Борисов относит подобные ситуации скорее к сфере гипотетических возможностей, чем к реальной угрозе пенсионной системе.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль