Русский бум

79
Тенденция. Суммы с шестью нулями стали постоянными спутниками русских торгов на ведущих аукционах мира. Около двух лет назад наступило крайне благоприятное время для инвестиций в антиквариат из России. Пока оно не закончилось.
Ведущие аукционные дома Christie's и Sotheby's уже давно говорят о колоссальном успехе русского искусства. Очередным подтверждением популярности антиквариата из России стало открытие русских направлений на Bonhams и MacDougall's. Сумма, вырученная на русских торгах этими четырьмя аукционами в 2005 году, составила $87 млн.

Специалисты в один голос заявляют, что время инвестиций в отечественное искусство сейчас очень благоприятное. Несмотря на то что пик, по мнению некоторых из них, остался позади, инерции хватит на стабильно высокие дивиденды - в среднем около 40% годовых.

Однако не стоит забывать, что рынок живет неожиданностями - порой только за один аукцион цена за полотно или предмет декоративно-прикладного искусства русского мастера существенно превышает эстимейт, а значит, дорожают все остальные его работы и произведения соратников. Например, полотна Константина Коровина «Балерина в зеленом платье», «Сумерки. Музыкант и балерина» и «Дама с яблоками» на торгах MacDougall's были проданы за $630 тыс., $489 тыс. и $314 тыс. соответственно, суммарно превысив эстимейт в три раза. Незадолго до этого картину Константина Коровина «Гурзуф летом» в результате длительного торга приобрели на Sotheby's за $1,6 млн - это обусловило и высокие эстимейты картин мастера на последующих аукционах, и их превышение, создав настоящий ажиотаж вокруг имени Константина Коровина.

Имена знать надо. Цены растут буквально на все, что имеет отношение к России. В том числе на произведения художников-эмигрантов. Специалисты по результатам торгов выделяют среди них наиболее перспективных. Так, имя «русского француза» Николя де Сталь сегодня способно принести инвесторам 15% годовых. Тенденция повышения интереса к наследию Николя де Сталь обозначилась в России в 2003 году после выставки его работ в Эрмитаже. Пик же мирового интереса был зафиксирован 2004 году - на аукционе Sotheby's верхняя граница эстимейта его работы «Средиземноморье» достигла $2 млн, купили ее в итоге немного дороже - за $2,3 млн. Еще один русский эмигрант Андрей Ланской, работы которого не так дороги, взлетел на аукционный олимп в 2001 году - тогда его полотна приносили инвесторам до 25% в год. В 2004 году на Sotheby's одна из его поздних картин (1955 года) при продаже превысила эстимейт почти в два раза, уйдя с торгов по цене около $90 тыс. «Вкладывать деньги в полотна русских эмигрантов выгодно. В том числе, на мой взгляд, и потому, что пока они недооценены. Сейчас картины Андрея Ланского дорожают на 12-15% в год. Уверен, что в ближайшие два-три года рост усилится - ведь наследие русских художников не бездонно. Кроме того, современным эмигрантам из России, одной из самых платежеспособных категорий населения Европы, близко творчество художников, покинувших когда-то родину, творивших вдали от нее, но в ее традициях», - говорит один из коллекционеров русского искусства, живущий в Западной Европе.

Топ-лотом на одном из торгов MacDougall's стала картина Михаила Ларионова «В духане», написанная в 1910 году, еще до отъезда художника из России, - верхнюю границу эстимейта продажа лота превысила в полтора раза - окончательная цена $730 тыс.

По-прежнему невероятно актуальна живопись классическая. Злые языки неустанно твердят о том, что о произведениях Ивана Айвазовского и Бориса Кустодиева прогрессивные коллекционеры забыли. Однако статистика аукционных продаж свидетельствует об обратном. Одним из крупнейших лотов дома Van Ham в 2005 году стала картина «В Крыму» кисти Ивана Айвазовского, написанная в 1865 году. При эстимейте в $1,2 млн она была куплена за $2,8 млн. А небольшое полотно Бориса Кустодиева «Одалиска», оцененное поначалу весьма скромно, всего в $380 тыс., ушло по рекордной для произведений этого художника цене - почти за $3 млн, это также произошло в 2005 году. На вторых русских торгах старейшего в мире аукционного дома Stockholms Auktionsverk (он также открыл это направление только в 2004 году, выведя российское искусство за пределы антикварных рынков Лондона и Нью-Йорка) малоизвестный набросок королевского дворца в Стокгольме работы Ивана Айвазовского оценили в $600 тыс., его картина «Переправа через Днепр ночью» ушла за $410 тыс., «Стокгольм в лунном свете» - за $350 тыс. Однако, по мнению специалистов Русской антикварной галереи, сейчас не самое лучшее время для вложений в картины Ивана Айвазовского: полотен много, цены на них «перегреты», и расти они продолжают только на фоне общего всплеска интереса к искусству из России.

На этом же аукционе два произведения Василия Поленова из императорской коллекции были проданы за $390 тыс. («Церковь на Балканах») и $380 тыс. («Дом под охраной казака»). Самым же дорогим лотом русских торгов Stockholms Auktionsverk стал портрет императора Николая II кисти Эрнста Липгарта, проданный за $540 тыс., что в два раза выше предполагавшейся ранее суммы.

Специалисты аукциона Ursula Nusser оценили полотно Константина Трутовского «Пурга» всего в $4 тыс., однако этой картине суждено было превысить эстимейт в 6 раз (стоимость - $26,2 тыс.).

Не совсем стабилизировался еще рынок советского искусства: в первую очередь, по словам специалистов, это связано с тем, что не весь пласт наследия изучен, не все авторы замечены и оценены по достоинству - 2006 год должен внести ясность. Вот только модерн пока не в моде - слишком нестабильным считается это направление, риски высоки.

Большой популярностью пользуются агитфарфор и тарелки, выпущенные императорским фарфоровым заводом в конце XIX - начале XX века и расписанные в советские времена ведущими художниками. Интерес к искусству этого периода поддерживается в том числе и тем, что по сравнению со многими другими направлениями его пока меньше подделывают: не тот масштаб цен, недостаточна популярность.

Рекорд установили на декабрьских торгах Christie's картина Константина Сомова «Пьеро и леди» ($2,2 млн), портрет женщины с розовым веером Роберта Фалька (1,7 млн), пейзаж «Вечер над болотом» Исаака Левитана ($2,1 млн) - это высокие показатели для картин данных мастеров.

По итогам 2005 года самым дорогим русским художником стал Илья Машков. Его полотно «Цветочный натюрморт» было продано на торгах аукционного дома Sotheby's за $3,6 млн.

Прикладные инвестиции. Живопись как искусство наиболее понятное пользуется традиционно высоким спросом, вследствие чего интенсивнее прибавляет в цене. Однако про огромный пласт декоративно-прикладного искусства России забывать ни в коем случае нельзя. Неразумно было бы оставить в стороне и не рассматривать как привлекательные с инвестиционной точки зрения предметы русской старины. 2005 год лишний раз доказал, что императорская Россия - настоящий кладезь ценностей.

В большом фаворе Фаберже - российским бизнесменам, а именно они, если верить специалистам мировых аукционных домов, являются основными покупателями на русских торгах, не дает покоя слава совладельца «Суала» и ТНК-BP Виктора Вексельберга. Небольшая фигурка боярина работы Фаберже из золота, серебра и драгоценных камней была продана на аукционе Christie's за $1,8 млн. Часы, изготовленные в тех же мастерских, на русской неделе в Лондоне в 2005 году приобрели за $1,6 млн. За почти такую же сумму ушли еще одни часы с клеймом поставщика императорского двора на одном из аукционов в Швеции.

Особое место в рейтинге самого дорогого русского антиквариата с недавних пор занимают вазы Императорского фарфорового завода. На аукционе Sotheby's пара ваз, сделанных в Санкт-Петербурге в XIX веке были проданы за $2 млн, хотя эксперты рассчитывали получить за них не более $800 тыс. С вазами связана и одна из самых сенсационных продаж 2005 года - $4 млн выручил Christie's за пару дворцовых ваз 1825 года выпуска.

Русская посуда пользуется большой популярностью у покупателей на мировых аукционах. Так, за $1,8 млн был продан на торгах Christie's серебряный золоченый сервиз из собрания великого князя Константина Николаевича. Похожий лот был продан на аукционе Doyle в Нью-Йорке в начале 2006 года - при эстимейте в $30 тыс. итоговая цена столового сервиза из позолоченного серебра составила $90 тыс. Еще один чайный набор, серебряный с эмалевыми вставками, превысил первоначальную оценку в 12 раз, уйдя к покупателю за $84 тыс.

Поиск дал результаты. Повышенный интерес к русскому антиквариату, по мнению специалистов, обусловлен прежде всего желанием все богатеющих россиян найти наиболее надежные и доходные инвестиционные инструменты. Благодаря стабилизации экономического положения после дефолта 1998 года и высокому уровню цен на нефть свободных денег на внутреннем рынке России много, они ищут объект для вклада.

Не обходится и без политической подоплеки: цены на предметы искусства и антиквариата наилучшим образом по сравнению со всеми другими инвестиционными средствами переносят смену политического режима и различные социальные кризисы, считают в «Гелосе».

Отчасти поэтому эксперты и профессиональные коллекционеры советуют инвестировать в искусство развивающихся стран - появление в них состоятельных людей, желающих вкладывать деньги в антиквариат, может обеспечить инвестору доход до 100% годовых. Так произошло с индийскими драгоценными камнями, вывезенными английскими колонизаторами из страны. Популярность русского искусства у западных коллекционеров объясняется в том числе и этим фактором. Кроме того, рынок европейского антиквариата уже достаточно изучен, найдены все наиболее интересные для инвестирования предметы, в то время как российское искусство пока скрывает в себе много потенциально интересных направлений.

Количество по-настоящему ценных и качественных антикварных предметов на рынке постоянно уменьшается (уже приобретенные вещи вряд ли покинут коллекции в ближайшие годы), в то же время на них растет спрос. Это провоцирует ожесточенные торги на аукционах, а значит, постоянное повышение цен. Вместе с тем коллекционирование предметов старины и искусства становится все более модным и распространенным среди состоятельных людей способом заработка, что также обеспечивает стабильный рост цен, обеспечивает интерес прежде всего к самым дорогостоящим предметам. Процесс перераспределения художественной собственности, начатый в начале 1990-х годов после развала СССР, входит в завершающую стадию.

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль