Непокорная инфляция

69
Макроэкономика. Начало 2006 года вызвало серьезную головную боль у членов российского правительства. И главной причиной этого стала инфляция: за январь-февраль потребительские цены выросли на 4,1%, превысив прошлогодний уровень на 3,9%.
Главное - тарифы ЖКХ. В конце прошлого года правительству казалось, что неожиданностей здесь не будет. Ключевой фактор роста цен в начале каждого года - тарифы на услуги ЖКХ - был взят под жесткий контроль. И действительно, за первые два месяца 2006 года их рост составил всего 15% против 24% за январь- февраль 2005 года, но тем не менее итоговый вклад тарифов в ЖКХ в суммарную инфляцию оказался самым большим - 1,3 процентного пункта. В итоге, по предварительной оценке, за первый квартал 2006 года инфляция в потребительской сфере достигнет 5,2%.

Правительственные версии инфляции. Наиболее известна «сахарная версия» неудачи антиинфляционной политики правительства. Резкий рост мировых цен на сахар-сырец был вызван негативными прогнозами по объемам производства в некоторых ключевых странах-производителях. Следствием такой динамики стала коррекция и внутренних цен на сахар. По данным Росстата, их прирост за январь-февраль достиг 44,2%. Для сравнения: за первые два месяца 2005 года цены на сахар снизились на 0,2%.

Отрицать важность этого «неожиданного» фактора инфляции не приходится. Однако и переоценивать его также не стоит. По нашим оценкам, вклад сахарной составляющей инфляции в итоговые показатели прироста индекса потребительских цен за январь-февраль составил 0,5 процентного пункта. Иными словами, без ее влияния инфляция составила бы не 4,1, а 3,6%, что также очень много, имея в виду исходные планы годовой инфляции в 8,5%.

У главы МЭРТ Германа Грефа есть и вторая версия роста инфляции - «соляная». Она вообще не заслуживает внимания. Удельный вес соли в потребительской корзине среднестатистического россиянина микроскопично мал, чтобы даже 70-процентный рост цен на нее (данные Росстата за февраль) оказал заметное влияние на индекс потребительских цен.

Еще одна причина всплеска инфляции - увеличение цен на плодоовощную продукцию. Без учета фактора подорожания плодоовощной продукции прирост цен на продовольственные товары в целом за первые два месяца 2006 года оказался даже ниже прошлогоднего уровня - 1,9 против 2,0%. По данным Росстата, прирост цен на плодоовощную продукцию за первые два месяца 2006 года составил 25,3%, что намного выше, чем за аналогичный период прошлого года - 11,5%.

Доходы населения и расходы бюджета. Гораздо важнее оказывается исследование общего инфляционного фона в стране. И здесь сразу бросаются в глаза несколько тревожных тенденций. Самая главная из них - опережающий рост потребительских доходов. Реальные располагаемые денежные доходы населения выросли за январь-февраль 2006 года на 9,5%. В значительной степени это произошло благодаря деятельности бюджетной системы. По оценкам Экономической экспертной группы (ЭЭГ), объем непроцентных расходов федерального бюджета за первые два месяца составил 25,2% ВВП против 21,5% ВВП за январь-февраль 2005 года. При этом динамика расходов оказывается еще большей. Расчеты ЭЭГ свидетельствуют, что темпы роста потребительских расходов населения в 2005 году были в среднем в 1,075 раза выше динамики роста реальных денежных доходов. Не случайно главным предложением Банка России по борьбе с инфляцией стало снижение бюджетных расходов.

Инфляционные ожидания. В подобных условиях общий уровень инфляционных ожиданий в экономике оказывается значительным. Яркое свидетельство тому - опросы, проведенные Институтом экономики переходного периода (ИЭПП). Они указывают: повышать отпускные цены в ближайшие два-три месяца планирует каждая третья отечественная промышленная компания. Для сравнения: в декабре 2005 года доля предприятий, реально увеличивших цены, составляла 16%, а в феврале 2006 года - 24%.

Промышленная инфляция. Именно промышленная инфляция в какой-то степени являлась до сих пор тормозом на пути ускоренного повышения цен в масштабах экономики в целом. По данным Росстата, за первые два месяца 2006 года прирост цен производителей промышленной продукции не превысил 3,6%, в том числе в группе обрабатывающих производств - 2,7%.

Повышенные инфляционные ожидания уже в марте приведут здесь к существенному изменению ценовой ситуации. По предварительной оценке, за январь-март 2006 года промышленная инфляция уже превысила величину потребительской и составит 5,3% (прирост цен в обрабатывающей промышленности - 4,5%). При этом в апреле это опережение цен станет еще более выраженным - 7,2 против 6,3%.

Фактор денежно-кредитной политики. В этой ситуации единственным сдерживающим фактором на пути раскручивания ценового маховика становится денежно-кредитная политика. Начало нынешнего года свидетельствует: Центральный банк готов значительно ужесточить ее показатели, чтобы спасти «лицо» экономического блока правительства. Если в декабре 2005 года прирост денежной массы (М2) составил 11,2%, то в январе наблюдалось ее снижение на 3,4%. При этом денежная база сократилась за месяц на 7,8%, добавив в феврале лишь 0,7%.

Проблема лишь в том, что в начале прошлого 2005 года наблюдалась схожая реакция ЦБ на неприятные цифры по инфляции за январь-февраль. Тогда январское сокращение денежной базы составило 7,9%, а уменьшение денежной массы (М2) - 4,0%. Правда, затем ситуация изменилась, и за 2005 год денежная масса выросла на 38,6%.

Прогноз. Пока председатель Банка России Сергей Игнатьев планирует, что в 2006 году увеличение показателя М2 не превысит 25%. В любом случае на динамике инфляции марта-апреля 2006 года это уже не скажется. По предварительной оценке, в марте прирост индекса потребительских цен составит 1,1%, агрегированного индекса инфляции - 0,7%. Прогноз увеличения указанных показателей на апрель составляет соответственно 1,0 и 1,5%.

ОЦЕНКА ВКЛАДОВ В ИНФЛЯЦИЮ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУПП ТОВАРОВ И УСЛУГ В ЯНВАРЕ-ФЕВРАЛЕ 2006 Г.

Доля отдельных составляющих в индексе потребительских цен,% Прирост цен,% Вклад в инфляцию, п. п.
Прирост потребительских цен на:
продовольственные товары без учета плодоовощной продукции и сахара-песка37,61,60,6
плодоовощную продукцию3,925,31,0
сахар-песок1,144,20,5
Непродовольственные товары34,40,90,3
Платные услуги населению без учета услуг ЖКХ14,22,80,4
услуги ЖКХ8,815,01,3
Всего100,0-4,1

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ИНФЛЯЦИИ

ПоказателиДоля отдельных составляющих в индексе потребительских цен и цен производителей по видам экономической деятельности, %Вклад в инфляцию, п. п.
2005 г.2006 г.2005 г.2006 г.
Январь-февральЯнварь-апрель (прогноз) Январь-февральЯнварь-апрель (прогноз)
Прирост потребительских цен на:
продовольственные товары42,742,643,43,92,13,3
непродовольственные товары33,734,433,92,10,30,6
платные услуги населению23,623,022,74,91,72,4
Всего100,0100,0100,010,94,16,3
Прирост цен производителей по видам экономической деятельности на:
добычу полезных ископаемых20,117,918,78,90,31,5
обрабатывающие производства66,772,571,25,02,24,5
производство и распределение электроэнергии, газа и воды13,29,610,11,81,11,2
Всего100,0100,0100,015,73,67,2

ИНФЛЯЦИЯ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ,%

Виды деятельности2005 г.2006 г.
Январь-февральмарт (оценка) Апрель (прогноз) Январь--апрель (прогноз)
Добыча полезных ископаемых31,02,51,63,78,0
В том числе:
добыча топливно-энергетических полезных ископаемых35,32,44,25,112,1
Обрабатывающие производства8,12,71,81,66,2
В том числе:
производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака4,01,51,21,03,7
текстильное и швейное производство4,20,40,10,10,6
обработка древесины и производство изделий из дерева 7,31,60,91,03,5
целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность9,41,70,30,92,9
производство нефтепродуктов26,718,511,99,845,6
химическое производство10,83,61,11,46,2
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий5,40,81,10,62,5
производство машин и оборудования10,43,21,51,36,1
производство транспортных средств и оборудования8,41,0-0,10,51,4
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды12,69,90,90,611,6
Промышленность в целом13,43,61,61,87,2

Источники: Росстат, ИЭ РАН

Авторы - сотрудники Института экономики РАН

Методические рекомендации по управлению финансами компании



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Школа

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

А еще...


Рассылка




© 2007–2016 ООО «Актион управление и финансы»

«Финансовый директор» — практический журнал по управлению финансами компании

Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
Свидетельство о регистрации Эл №ФС77-43625 от 18.01.2011
Все права защищены. email: fd@fd.ru


  • Мы в соцсетях
×
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы скачать образец документа

В подарок, на адрес электронной почты, которую Вы укажете при регистрации, мы отправим форму «Порядок управления дебиторской задолженностью компании»

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Зарегистрируйтесь на сайте,
чтобы продолжить чтение статьи

Еще Вы сможете бесплатно:
Скачать надстройку для Excel. Узнайте риск налоговой проверки в вашей компании Прочитать книгу «Запасной финансовый выход» (раздел «Книги»)

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль